Доклад по теме: "Дебаты как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся"

МКОУ «СОШ с. Птичник»



ТЕМА: «Дебаты как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся».

Докладчик: Газимова Н.А.

Стремительно меняется общество, в котором мы живем. Формирование новой информационной среды жизнедеятельности человека, развитие телекоммуникационных технологий создает принципиально новую ситуацию в сфере образования. Это адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности.

Большие требования предъявляет общество и к выпускникам школы XXI века. Он должен самостоятельно приобретать знания; применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно и критически мыслить, искать рациональные пути решения разнообразных проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Соответственно меняется и роль школы. Она должна создать условия для формирования для такой личности: вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, создать атмосферу сотрудничества при решении проблем, формировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме, совершенствовать интеллектуальные способности.

И эта задача компетентностного подхода и современных технологий обучения. Это потребность общества. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» говорится о формировании ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Это наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного информационного общества.

Результативность обучения в современных условиях требует замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельным подходом, базирующимся на личностно-ориентированных, развивающих технологиях обучения. Одной из таких технологий являются «дебаты». Дебаты позволяют развить «навыки эффективного публичного выступления, работы с информацией, подготовки кейса, стрессоустойчивости, работы с вопросами, командного взаимодействия; расширить кругозор; развить коммуникативную компетентность. Кроме того, дебаты позволяют распространять гуманитарные ценности толерантности и терпимости к противоположной точке зрения».

Сегодня я не ставлю целью, описать опыт работы по внедрению технологии «Дебаты», так как активная работа началась с сентября этого учебного года, ставлю целью, рассказать как идет работа в данном направлении в начальной школе. А в дальнейшем отследить эффективность использования технологии «Дебаты» как средства формирования коммуникативной компетентности в школе.

В ОУ дебаты могут быть представлены:

Как форма организации обучения.

(учебно-поисковая, исследовательская, творческая)

Как способ работы с содержанием учебного материала.

Как самостоятельный предмет (факультатив)

Как форма организации внеурочной деятельности.

(научно-исследовательской, клубной)

Как вы уже поняли. Что в нашей школе дебаты как форма организации внеурочной деятельности. А именно, в 4-ых классах ,в рамках досуга ( у нас в 4-ых классах, пятидневная учебная неделя, с шестым развивающим днем), работают клубы и кружки. Один из клубов «Я-лидер», социального направления. Я являюсь руководителем этого клуба.

С чего все начиналось? Овладеть технологией диалогового общения для педагога бесспорно, очень важно, необходимо. Такую необходимость нам диктуют требования к учебно-воспитательному процессу. Интервью, споры по острым вопросам, создали благоприятную атмосферу для внедрения данной технологии. Далее, мы с кружковцами изучили методики и провели мастерские.

1.Перекрестные вопросы. Цель: дать учащимся навыки построения цепочек вопросов.

2.Риторика и публичное выступление. Цель: дать учащимся навыки публичного выступления, владение невербальными средствами выражения- интонацией, темпом речи, тембром речи, жестикуляцией, позой, взглядом.

3.Логика и аргументация. Цель: Дать учащимся базовые знания о логической связи утверждений и типовых ошибках.

4.Слушаю и слышу. Цель: Развивать умения слушать говорящего и понимать суть рассматриваемой проблемы.

Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам, существуют как классические так и модифицированные варианты. Я использую дебаты в модифицированном формате.

Этапы:

- формулировка темы и её аспектов

- формирование команд (не по 3 чел, а по 5-6 ч.)

- сбор информации

- проведение дебатов (сами определяют роли) (раздать правила)

- оценивание судьями итогов дебатов (иногда в роли судей могут выступать все ученики, не вошедшие в дебатирующие команды)

- работают группы поддержки

Каков результат?

1.Развитие навыков самостоятельной работы (сбор информации из различных источников, их анализ, обобщение)

2.Проявление самостоятельности в суждениях и оценках

3.Развитие устной монологической речи

4.Развития коммуникативных навыков - умение работать в коллективе

5.Толерантное отношение

Участники соблюдают правила этикета во время дебатов:

• если один говорит, остальные слушают;

• хочешь сказать, подними руку;

• не прерывай того, кто говорит;

• критикуй мнение, а не личность его высказывающую;

• не смейся, когда кто-то говорит (исключение — шутка выступающего);

• будь краток и четко выражай свои мысли;

• старайся найти рациональное зерно в аргументах оппонента;

• реши, что ты хочешь — любой ценой отстоять свою точку зрения или найти истину? Не ошибись в выборе!

Главной целью дебатов является обучение культуре ведения публичной дискуссии.

Открытое заседание нашего клуба состоялось в декабре месяце, когда мы показали командную игру. Дети сумели достойно отыграть, получили удовлетворение от игры и заявили о желании играть дальше.

Не менее важной причиной внимания к формированию коммуникативной компетентности является значение слова в нашей жизни, так как оно - важнейшее средство коммуникации. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателя, отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность высказанных положений

Сегодня вы присутствовали на втором открытом заседании клуба, а именно мастерской «Риторика и публичное выступление», цель которой показать, насколько дети овладели навыками публичного выступления, невербальными средствами выражения –интонацией, темпом речи, тембром речи, жестикуляцией, позой, взглядом. Как вам известно, импровизированная речь бывает двух видов:

1.Тщательно-подготовленная отрепетированная речь;

2. Речевая импровизация.

Необходимо заметить, что к недостаткам данной технологии следует отнести трудоемкость и большие временные затраты. Поиск нужной информации требует определенных навыков, отсутствие которых значительно затрудняет работу, но работа эта нужная и интересная, потому что предполагает:

1.Активное включение самого ученика в поисковую, учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации

2.Организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых

Обеспечение диалогичности общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний.

«Дебаты» помогают их участникам:

- интеллектуально участвовать в жизни общества;

- выступать в качестве лидеров;

- брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей;

- изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы;

- синтезировать знания;

- слаженно работать в коллективе;

- уметь писать речи и приобретать навыки презентации;

- быть критичным слушателем;

- принимать хорошо продуманные решения;

- развивать смелость и уверенность в себе.

Применяемые технологии использую как в учебной, так и вне учебной деятельности. Данные технологии отличаются педагогической новизной и вполне отвечают современному образовательному запросу родителей и учащихся.

А что же дебаты дают учителю?

1. Четко выделять цели учения.

2. Повышать мотивацию учения.

3. Обеспечивать активную учебную деятельность.

4. Обеспечивать обработку информации.

5.Стимулировать размышление.

6.Помочь ученикам слышать разные мнения.

7. Способствовать самовыражению учащихся.

Все это превращает педагога из механического переносчика информации в настоящего партнера по добычи знаний.

Поэтому при всей своей казалось бы сухой технологичности, дебаты оставляют педагогу широкое поле деятельности для профессионального роста, для реализации своих личностных качеств. Моя задача обучить технологии этой игры, а дальше у них есть возможность оттачивать свое мастерство в среднем звене, защищать честь школы и района. Я думаю, что они смогут стать достойными оппонентами для городских команд.

А главное: это очень нравится детям, они хотят играть в такую игру.

Используемая литература:

Т.В.Светенко «Путеводитель по дебатам»


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ