Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности путём использования разнообразных видов работ.
Для того, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях, ему необходимо овладеть коммуникативной компетентностью, т.е. научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, при этом соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться .
Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей. Языковое образование и речевое развитие младших школьников – одна из центральных задач сегодня в школе. Какой «вклад» должен внести учитель начальных классов? Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.
Из этого следует, что для формирования коммуникативной компетенции. необходимо решить две задачи:
1) необходимость исправления недостатков речевого развития у детей;
2) использовать возможности урока.
При решении первой задачи - исправление недостатков речевого развития – выделяем четыре направления:
воспитание звуковой культуры речи;
уточнение словарного запаса речи;
выявление уровня сформированности фразовой речи;
совершенствование речевого общения;
Воспитание звуковой культуры речи включает в себя:
- развитие правильного звукопроизношения (внятности речи), этому способствуют скороговорки, артикуляционная зарядка;
- отчётливое произношение слов и фраз, для этого используют игры-инсценировки на уроках;
- корректировка темпов речи, где используются скороговорки;
- развитие фонематического слуха, чему помогают дидактические игры. Например, «Узнай и назови звук», «Подбери слово с одинаковым звуком», «Замени один звук на другой»;
- достижение выразительности речи через подражание при заучивании стихотворений с голоса учителя.
Уточнение словарного запаса тесно связано с формированием грамматических навыков правильной речи. Слово – важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.
Работа складывается из четырёх направлений:
1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов, новых значений слов;
2) уточнение словаря, т. е. углубление понимания уже известных слов, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
3) активизация словаря, т. е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, уместность их употребления в том или ином тексте;
4) устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
Над выяснением значением слова использую следующие приёмы работы:
1) Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение слова. В начальных классах обычно задаётся вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подоконник?»
2) Сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землянка;
3) Выяснение значения слова по толковому словарю;
4) Показ предмета, беседы о рассматриваемых предметах (название, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним);
подбора синонимов:, большой — огромный; ученик — школьник.
подбор антонимической пары: горячий - холодный, хорошо – плохо.
7) работа с многозначными словами: кудрявый клен, кудрявый мальчик.
Для выявления уровня сформированности фразовой речи можно использовать пересказ небольшоготекста. Так как, чтобы научить высказываться , необходимо знать: в какой мере развита фразовая речь у каждого ученика.
Совершенствование речевого общения, коммуникативной компетенции возможны через:
- развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, хоровое повторение вывода, чередование индивидуальных ответов с хоровыми);
- учебное общение в паре или в группе;
- установление связей между понятиями (ложка – каша, сад - яблоня);
- подбор точных формулировок для ответа на вопрос учителя;
- выделение голосом главного.
Вторая задача – использование возможностей урока для формирования коммуникативной компетентности в большей степени решается на уроках русского языка и во время внеурочных занятий. Всем известны главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. Для организации свободного высказывания поставим вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассматривании сюжетных картинок или вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка (Какой снег, если дети лепят снеговика?);
- предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам;
- можно провести дидактические игры. Например, «Хорошо или плохо?» (Стакан хорош, что прозрачен, можно налить жидкость, увидеть сколько, цвет…, плох – может разбиться…).
Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с предложением и работе над связной речью. Использую следующие приёмы работы над предложением:
1) Самый простой и в то же время необходимый приём работы над предложением во всех классах – это чтение образцов, отработка интонации, выразительности. Просто дети должны услышать, почувствовать предложение как единицу речи. Хорошее, выразительное прочтение предложения даёт очень много для развития речи. Для интонирования незаменимы загадки. Стихотворения.
2) Следующий приём, применяемый для построения предложения, - вопрос учителя. Например: «Что дети нашли в лесу?» Предложение – ответ: «Дети нашли в лесу ….». Вопросы могут наталкивать учащихся на составление сложных предложений. Вопросы почему? зачем? где? когда? стимулируют составление сложноподчинённых предложений. Вопрос может дать тему для предложения, послужить толчком для его составления, например: «Что ты знаешь про лису?».
3) Конструктивные упражнения:
а) построение предложения из разрозненных слов. Варианты этого упражнения:
- все слова даны в нужной форме: «видели, лису, рыженькую, дети, лесу, в»;
- некоторые слова даны в нужной форме, а часть слов - в начальной форме: «видеть, лиса, маленькая, дети, лес, в».
б) Работа с деформированным текстом. Например,
- Гнёздышко, а, птички, в его ветвях, маленькой.
- Целый, они, хлопочут, день.
- Собирает, грибочки, белочка.
- Червячков, а, птичка.
- Всем, и птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поёт.
4) Деление текста, данного без точек и заглавных букв, например: «в чаще леса у лисы нора туда пушистая красавица принесла ещё живую мышку лисята учуяли мать и поспешили ей навстречу малыши окружили зверька и стали с ним играть так они учатся ловить добычу».
5) Постепенное ступенчатое распространение предложения с помощью вопросов. Дано, например, не ясное предложение: «Птицы прилетели». – «Какие птицы?» - «Откуда вернулись?» - «Перелётные птицы прилетели из тёплых стран». – «Куда прилетели?» Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объёму предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами и предложениями.
6) Соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами, например: «Мальчики на пришкольном участке посадили кусты смородины. Девочки ухаживают за двумя грядками клубники». – «Мальчики на пришкольном участке посадили кусты смородины, а девочки ухаживают за двумя грядками клубники».
7) Построение сложных предложений из нескольких различных элементов.
Например, дано начало предложения: «Коля поехал в летний лагерь,…», затем предлагается несколько вариантов закончить его:
- и мама осталась одна дома;
- а Коля отправился с отцом в Москву;
- чтобы там заняться альпинизмом;
8) Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения; объяснение оттенков значения, которые при этом возникают. Например, даётся предложение: «В марте с первогочисла, начинается весна»; дети составляют варианты предложений:
Закапало с крыш, значит, весна скоро.
Если с крыш закапало, значит, весна скоро.
Весна приближается, вот и с крыш уже закапало.
Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Следует отметить важнейшие требования, предъявляемое к речевым упражнениям: последовательность, систематичность, доступность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинять их единой цели.
Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. А. Сент – Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения».
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ