Инновационный педагогический проект по теме: «Игровой и развивающий потенциал игрушки»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №377
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Инновационный педагогический проект по теме:
«Игровой и развивающий потенциал игрушки»
Автор-составитель
Неткачёва Н.С.
воспитателя МАДОУЦРР д/с №377 г.о. Самара
Самара, 2014г.
Актуальность разработки и реализации инновационного педагогического проекта.
Патриотическое воспитание детей раннего возраста – это широкий контекст социально – личностного развития.
Одним из основных средств духовно – нравственного и патриотического воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволит осуществить полноценное развитие личности и приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям.
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. «Игрушки-небалушки» - так говорит народная мудрость о значении игрушек для маленького ребенка. Дарить игрушки было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
- Как оценить игровой и развивающий потенциал игрушки?
- Чем должна быть игрушка для ребенка?
- Как выбрать то, что нужно ребенку?
- Игрушка полезная и вредная.
Поставленные вопросы помогли определить тему педагогического проекта – «Игрушка – игровой и развивающий потенциал», возникла необходимость разработать и реализовать систему мероприятий по теме.
На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка до 5 лет становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.
Для успешной реализации поставленных задач данного проекта за основу взята модель взаимодействия педагог - дети – родители.
Цель инновационного педагогического проекта: формирование у ребенка в Детском саду и дома социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально - эстетической, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации.
Задачи для детей:
развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
овладевать образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой.
формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.
Задачи для родителей: создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задачи для педагога: развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Участники проекта:
1. Педагоги: воспитатели группы, музыкальный руководитель.
2. Дети младшей группы.
3. Родители и другие члены семьи.
Длительность проекта: 5 месяцев
Ожидаемый результат: в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:
дети:
проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;
овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;
проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
родители:
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
Этапы реализации проекта:
I . Подготовительный этап:
Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II . Основной этап реализации проекта:
1. Содержание деятельности родителей:
Изготовление игрушек - самоделок ко дню бумажной и звучащей игрушки.
Подбор игрушек для тематических выставок в группе детского сада
Участие в оформлении выставок в группе.
Участие в оформлении группы и музыкального зала ко дню игрушки
(газета, шары, игрушки, подбор муз. материала).
Выставка материалов «Как я играю дома».
Показ кукольного спектакля «Теремок Деда Мороза».
2. Содержание деятельности педагога - воспитателя:
Система мероприятий:
Январь – «Звучащая игрушка»
Работа с детьми
Познавательная деятельность
Игровая деятельность
Художественно-речевая деятельность
Музыкально-театрализованная деятельность
Продуктивная деятельность
Работа с родителями
Итоговое мероприятие: «День звучащей игрушки»
Система мероприятий: (см. приложение)
III . Заключительный этап.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
тема разработанного мной инновационного педагогического проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую);
отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками;
возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Перспектива на будущее:
Разработать перспективу проекта «Игрушка» во 2 младшей группе(приложение).
Список используемой литературы
А. Барто, «Игрушки».
Доронова Т.Н., Программа «Из детства в отрочество» (от 1 год до 4 лет)..
«Дошкольное воспитание» № 2, 4 - 2005г.
«Трынцы- брынцы, бубенцы»- (рус.нар. потешки, прибаутки, заклички, Колыбельные, дразнилки, считалки). г.Москва, изд-во «Детская литература», 2012 год.
«Запел петушок»(рус.нар. песенки, потешки, сказки). г. Москва, изд-во «Малыш»,1996г.
Приложение №1
Содержание деятельности педагога – воспитателя по реализации инновационного педагогического проекта:
«Игровой и развивающий потенциал игрушки»
СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ
ОКТЯБРЬ - «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»
Работа с детьми
Познавательная деятельность
игровое познавательное занятие «Из чего же сделаны наши игрушки»;
игровое сенсорное занятие «Какие бывают игрушки»;
- определить место - «домик» для игрушек, принесенных из дома;
- рассматривание иллюстраций с изображением игрушек;
- игры с водой (игрушки резиновые);
Игровая
деятельность
сюжетная игра «Игрушки приходят в гости»;
подвижная игра «Лохматый пес», «Догони мишку»;
игра-забава «Заинька, попляши»;
хоровод «Подарки»;
Художественно- речевая
деятельность
чтение книги: З.Александрова, «Мой мишка»,
Г. Цыферов, «Жил на свете слоненок»;
разучивание стихотворения из книги «Игрушки»,
А. Барто;
-потешка «Мишка, мишка, где штанишки?»;
Музыкально- театрализованная деятельность
игра «Веселые погремушки»;
М. Раухвергер, песня «Собачка»;
муз- дид. игра на развитие ритмического восприятия «Узнай кто я?»;
театр игрушки «Мой мишка», З.Александрова;
развлечение «Концерт для игрушки»;
Продуктивная деятельность
лепка «Яблоко на тарелочке для моей игрушки»;
Работа с родителями
пополнение групповой библиотеки;
подбор игрушек для занятий и тематической выставки « Моя любимая игрушка»;
подбор фотографий для газеты «Моя любимая игрушка»;
оформление программы дня «Моя любимая игрушка»;
Итоговое мероприятие: «День моей любимой игрушки»
7.30-8.00
праздничный прием в группе с их любимыми игрушками;
сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей»;
9.10-9.30
комплексное занятие «Моя любимая игрушка»;
15.20-.15.30
хороводная игра «Подарки»;
16.10-16.25
«Концерт для игрушки»;
в течение всего дня – фотогазета «Моя любимая игрушка»;
НОЯБРЬ - «БУМАЖНАЯ ИГРУШКА»
Работа с детьми
Познавательная деятельность
игровое познавательное занятие «Какая разная бумага»;
игровое сенсорное занятие «В гостях у разноцветных игрушек»;
оформление выставки «Бумажная игрушка»;
игры с водой «Пускаем бумажные кораблики»;
Игровая
деятельность
- сюжетная игра «День рождения у куклы Кати»;
сюжетная игра «Поездка на поезде»;
хороводная игра «Флажок»;
подвижные игры «Догони нас, Мишка», «Самолеты»;
Художественно- речевая
деятельность
чтение: В. Сутеев, «Кораблик»; Г.Цыферов, «Пароходик»;
потешки: «Мышка- поскребушка»; «Сорока- белобока»»;
«Совушка - сова»; «Зачишка-трусишка»;
Музыкально- театрализованная деятельность
песня «Паровоз», А.Филиппенко;
муз-дид игра на развитие динамического восприятия «Тихо - громко»;
пальчиковый театр бумажной игрушки «Репка»;
- настольный театр бумажной игрушки «Курочка Ряба»;
развлечение «Бумажная игрушка»;
Продуктивная деятельность
совместное изготовление игрушек для поддувания в речевой уголок;
совместное изготовление и обыгрывание игрушек «оригами»;
изготовление панно «Кто живет в лесу»;
Работа с родителями
изготовление игрушек для тематической выставки;
участие в оформлении выставки «Бумажная игрушка»;
изготовление бумажных вертушек для наблюдения за ветром;
Итоговое мероприятие: «День бумажной игрушки»
7.30-8.00
утреннее приветствие бумажного Петрушки;
9.10-9.30
познавательное занятие «Из чего же, из чего же?»;
15.20-.15.30
игры с водой «Пускаем бумажные кораблики»;
16.10-16.25
Групповое развлечение «Бумажная игрушка»;
в течение всего дня открыта выставка «Бумажная игрушка»;
ДЕКАБРЬ - «ИГРУШКА - ЗАБАВА»
Работа с детьми
Познавательная деятельность
игровое познавательное занятие «Из чего же сделаны наши игрушки»;
игровое сенсорное занятие «Какие бывают игрушки»;
оформление «домика» для домашних животных;
оформление «леса» для диких животных;
рассматривание деревянных игрушек;
дид. игра «Узнай на ощупь»;
Игровая
деятельность
сюжетные игры «Купание куклы»; «Приготовим угощение для игрушки»; «Поездка на поезде»;
подвижные игры «Мишка спит»; «Воробушки и кот»;
хороводная игра «Заинька, попляши»;
Художественно- речевая
деятельность
чтение сказок «Теремок»; «Заюшкина избушка»;
Г.Цыферов, «Кто кого добрее»;
разучивание стихотворения из книги А. Барто «Игрушки»;
потешки: «Как у нас ли петушок»; «Идет петушок»;
«Зайчик - Иванчик»; «Сидит белка на тележке»;
Музыкально- театрализованная деятельность
песня «Лошадка», А.Филиппенко; «Киска», Ан. Александрова;
муз- дид. игра на развитие звуковысотного восприятия «Где мои детки?»;
настольный театр «Заюшкина избушка»;
новогодний праздник «Теремок деда Мороза»;
Продуктивная деятельность
рисуем для любимых игрушек;
Работа с родителями
пополнение предметно – развивающей среды: «Заводная игрушка»;
изготовление из теста угощения для игрушек;
участие в кукольном спектакле «Теремок деда Мороза»;
Итоговое мероприятие: «День игрушки - забавы»
7.30-8.00
утреннее приветствие любимой игрушки воспитателя;
9.10-9.30
развлечение «Игрушки – забавы»;
15.20-.15.30
игры с любимыми игрушками;
подвижные игры: «Мишка спит», «Подарки»;
16.10-16.25
рисуем для любимых игрушек;
16.25-16.50
сюжетно-ролевая игра «Поездка на поезде»;
ЯНВАРЬ - «ЗВУЧАЩАЯ ИГРУШКА»
Работа с детьми
Познавательная деятельность
игровое познавательное занятие «Из чего же сделаны наши игрушки»;
игровое сенсорное занятие «Большие - маленькие»;
рассматривание иллюстраций с изображением музыкальных инструментов;
дид. игра «Угадай что звучит?»;
определить полочку для звучащих игрушек;
Игровая
деятельность
сюжетная игра «Магазин игрушек»;
игра-забава «Сюрприз в игрушке»;
игра «Веселые погремушки»;
Художественно- речевая
деятельность
чтение книги «Лесные музыканты»;
потешки: «Музыканты»; «Как у нашего Данилы»;
«Ой, ду-ду, ду-ду»;
Музыкально- театрализованная деятельность
муз- дид. игра на развитие тембрового восприятия «Что как звучит?»;
муз. игра «Оркестр» (погремушки, бубны, ложки);
театр «Как игрушки подружились»;
игровое музыкальное занятие «Звучащая игрушка»;
Продуктивная деятельность
рисование «Погремушка»;
Работа с родителями
изготовление игрушек – самоделок (звенелки, шумелки, гремелки);
оформление выставки игрушек – самоделок;
подбор звучащих игрушек;
оформление выставки звучащая игрушка;
оформление программы дня «Звучащая игрушка»;
Итоговое мероприятие: «День звучащей игрушки»
7.30-8.00
веселое утреннее приветствие куклы- Неваляшки;
8.55-9.05
игра «Угадай, что играет»;
9.10-9.30
музыкальное занятие «Звучащая игрушка»;
15.20-.15.30
играет оркестр «Громко – тихо»;
15.55-16.05
хоровод «Если весело живется»;
16.05-16.15
чтение стихов о звучащих игрушках;
весь день открыта выставка игрушек – самоделок;
ФЕВРАЛЬ - «ИГРАЕМ И ПОЕМ»
Работа с детьми
Познавательная деятельность
игровое познавательное занятие;
игровое сенсорное занятие;
дид. игры «Кто как умывается»; «Твердый – мягкий»;
игры с водой;
Игровая
деятельность
сюжетная игра «Спи, кукла»;
подвижная игра «Прятки»;
хоровод «Кто у нас хороший?»;
Художественно- речевая
деятельность
чтение сказок «Колобок»; «Волк и козлята»;
разучивание песенок «Баю-бай, баю- бай, ты собачка, не лай»;
«А баю, баю, баю, лежит Ваня на краю»;
Музыкально- театрализованная деятельность
песня «Спи, мой Мишка», Е.Тиличеева;
песня «Ой, лады-лады»;
настольный театр игрушки «Курочка Ряба»;
развлечение «Играем и поем, весело живем»;
Продуктивная деятельность
лепка «Угощение для игрушек»;
Работа с родителями
пополнение групповой библиотеки;
пополнение с\р игры «Купание куклы» предметами – заместителями;
-участие в развлечении;
Итоговое мероприятие: «Играем и поём»
7.30-8.00
праздничный прием детей;
в группе встречает новая игрушка;
сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей»;
9.15-9.35
развлечение с мамами «Играем и поем»;
15.20-.15.30
хоровод «Кто у нас хороший»;
16.10-16.25
рисование «Укрась игрушку»;
Приложение №2
Праздник в младшей группе
«Мамочке своей расскажем, как мы в садике живем,
как с игрушками играем, как танцуем и поем»
Цель: Создавать положительную эмоциональную атмосферу общения с взрослыми и сверстниками.
Атрибуты: игрушки, платочки, деревянные ложки; аудиокассета «Волшебство природы».
Под веселую Музыку дети с мамами входят в зал. Встают свободно.
Вед: Мамы с детками идут, весело шагают. Детки песенку поют, праздник начинают. Почему сегодня все ребятки празднично одеты, и их мамы нарядные и красивые? Какой же сегодня праздник? – дети отвечают. Наступила весна, светит солнышко и пришел праздник всех мам, который и наши дети тоже отмечают.
Муз.рук.: Утром встали малыши, снова в садик свой пришли.
Мамочке своей расскажем, как мы в садике живем,
Как с игрушками играем, как танцуем и поем!
Вед: Каждый день, что мы встречаем, мы с зарядки начинаем!
1. «Научились мы ходить»- муз. Е. Макшанцевой
Гр.з. «Звуки воды»- прислушивается
Вед: Ой, слышите? Буль-буль-буль!- журчит водица, все ребята любят мыться!
В руки мыло мы возьмем – (ладошки сжимают)
Хорошенько ручки трем – (трут ладошки) - Маме песенку поем!
2. « Ой, лады-лады» - р.н.м. (в конце воздушный поцелуй маме)
Вед: Вы зарядкой занимались? - Дети: Да!
Вед: И водичкой умывались? - Дети: Да!
Вед: Так наши малыши опрятны, аккуратны, всем смотреть на вас приятно!
Вед: А сейчас мы на носочках побежим, с мамой рядом посидим! – Музыка, сели.
Вед: В детском садике своем очень весело живем!
Гости к нам спешат сюда, их встречает детвора! –
3. Музыка – входит Матрешка
Матрешка: Здр-те, ребятки! Здр-те, мамы! А вы знаете кто я?! –ответы детей с вед.
Матрешка: Я – Матрешка! Я – веселая Матрешка! Ладушки- ладушки!
У меня платок в горошек! Ладушки – ладушки!
Я пою для вас , танцую ! Ладушки – ладушки!
Никогда не устаю я! Ладушки – ладушки!
Музыка – Матрешка пляшет. – все хлопают.
Матр-ка: Вот какая я Матрешка!
Вед: Как весело поет и пляшет Матрешка!
Матр-ка: Я ребяток позову, вместе с ними попляшу - с платочками!
Эти яркие платочки так похожи на цветочки!
Ты платочком помаши и с платочком попляши! – раздает платочки
4.« Пляска с платочками» - муз. Е. Тиличеевой
Матр-ка: Весело пляшут ребятки, и платочки сами аккуратно положили!
Вед: Матрешка, посмотри на ребяток! Вот какие мы большие! Все умеем сами!-
(поднимает руки вверх с ребятками) Сами ребятки умываются, сами одеваются,
Аккуратно кушают, весело играют, никого не обижают! А еще ребятки любят
петь песенки. Порадуем мамочку песенкой!
5. песня «Маме в день 8 марта» - муз. Е.Тиличеевой.
Матр-ка: (хлопает) Веселая песенка! Понравилась песенка мамам! Все ребятки побегут
рядом с мамой отдохнут! - (сели)
Матр-ка: (прислушивается) Слышите, музыка звучит, кто же в гости к нам спешит?
Музыка «Мишка» - дети узнали и называют, Матр-ка берет игрушку Мишку
-превращу я всех ребят в неуклюжих медвежат!
Матр-ка: -Мишенька , топни ножкой !(2 р) - муз. рус .нар.
Вот так, вот так, топни ножкой! (2р) – дети изображают медвежат
Какие забавные медвежата!
Матр-ка:( говорит за Мишку)- Мишка с детками играет, быстро –быстро догоняет !
6. игра «Догонялки с мишкой» -дети убегают на стульчики; ставит игрушку. Матр-ка: Отгадайте, кто к нам в гости идет!
«Комочек пуха, длинное ухо! Прыгает ловко, любит морковку!»- музыка
А вот и зайка! – берет игрушку - Превращу всех ребят в шустрых зайчат!
Повернись, повернись и в зайчишек превратись!
Матр-ка: Заинька , бей в ладоши (2р) - муз. рус .нар.
Прыгай, прыгай ,веселей, своих ножек не жалей! – дети изображают зайчиков
Матр-ка: Какие шустрые зайчата! Будем с зайчиком играть, будем ложками стучать!
7. «Оркестр»- грам .з. рус. нар. мел.
( ставит игрушку, складывают ложки)
Матр-ка: Кто –то к нам сюда спешит и копытцами стучит!
Музыка «Лошадка» -(вывозит лошадку.)
У лошадки копытца стучат цок-цок-цок!- (топают ножками.)
Покатаемся на лошадке . Сели на лошадку , и песенку весело споем!
8 .песня «Лошадка» -А.Филиппенко
(на муз. заключение дети двигаются прямым галопом)
Матр-ка: Вот как весело играли и нисколько не устали!
А сейчас наши ребятки отдохнут , садитесь к маме на колени поудобнее!
9. «Спят усталые игрушки» - муз.А.Островского, гр.з
( мама качает ребенка)
Матр-ка: Это кто у нас проснулся? Кто так сладко потянулся? –
показывает детям как потягиваться, дети повторяют.
Матр-ка: Споем с мамами песенку ребяткам!
Потягушки, порастушечки – гладят своего ребенка от носочков до плечиков
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, потянемся .Маленькими не останемся.
Мы уже растем, растем(2р) – прыгают, мама держит за руки ребенка
Выросли! – поднимает руки ребенка вверх
Мамы : Растите, только не шалите! – мама гладит ребенка по головке.
Матр-ка: Вот как мамы любят своих дочек и сыночков! Я веселая Матрешка с вами
Попляшу немножко. Приглашайте, ребятки, маму танцевать!
10. танец «Ай- да» - ребенок танцует с мамой, в конце обнимаются.
Матр-ка: Весело с мамой плясать и играть! Вы садитесь, отдохните и сюрприз мой посмотрите! Я дарю всем ребяткам в группу вот эту игрушку – белочку!
( дарит игрушку)
Вед: Спасибо, Матрешка! (говорит вместе с детьми. Смотрит на игрушку, удивляется тому, что в корзинке у белки лежат конфеты) – ведущая угощает детей и маму конфетами.
Матр-ка: -прощается с детьми, уходит.
Дети с мамами идут в группу.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ