Конспект сценария для учащихся начальной школы «Семейные реликвии»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» ГОРОДА ЖИЗДРЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

















Конспект сценария для учащихся начальной школы


«Семейные реликвии»



подготовила

учитель начальных классов

Федотова Людмила Ивановна


















г. Жиздра

2012 год

Сценарий классного часа «Семейные реликвии»

Цели:

  • познакомить детей с понятием семейная реликвия;

  • обратить внимание на ценность вещей передаваемых по наследству, как память о близких людях;

  • расширить кругозор детей с исторической точки зрения.

Оборудование: проектор, ноутбук, народный костюм, предметы старины по сценарию, тряпичная кукла, реликвии семей учащихся школы.

Участники: учащиеся начальной школы, учителя, администрация школы, родители.

Предварительная подготовка: проведение исследовательской работы по выявлению наличия семейных реликвий в семьях участников мероприятия с целью пропаганды обсуждаемой темы и привлечения внимания детей и взрослых (гостей мероприятия) личными примерами руководителя и учащихся.



Ход мероприятия:

Условные обозначения по сценарию: ▼- щелчок левой кнопкой мыши

СЛАЙД 1D:\ВОСПИТАНИЕ\ФОТО класса 2009-2012\зима 2011-2012\DSC04145.JPG

1-й ученик:

За окном бушует вьюга,
Ветер воет за окном,
Но в любую непогоду
Хорошо, когда есть дом.


2-ученик:

Где не только стены, крыша,
Где уютно и тепло.
Дом, где ждут тебя и любят,
Там и в сумерках светло.




3 ученик:

И под вечер в этом доме
Собирается семья:
Папа с мамой, да три сына,
Две дочурки – семь, семья!


4 ученик:

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

5 ученик: В каждой семье есть вещи, предметы, которые нам очень дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остается и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями и передаются из поколения в поколение.


6 ученик:

У бабушки Арины - волшебный ларец

Там заперт на ключ волшебный дворец!...

(выходит учитель в народном старинном костюме)

Учитель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Меня зовут Людмила. А это сундук моей бабушки Арины. И приглашаю я вас сегодня в страну сказок. Старые люди, рассказывая сказки, всегда говорили, что не всё в сказке выдумка, есть в ней и правда!

Ученик 6:

Позвонили в бубенец и попали во дворец!

Открывается палата.

Учитель: Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? Есть ли там сокровища?

Учитель: Сейчас мы это узнаем. Смотрите-ка ребята, что это там, в углу сундука? Правильно, это тряпичная кукла. Таких игрушек сейчас нет, а раньше лет сто назад, деревенские девочки и мальчики сами шили себе таких кукол, наряжали и рисовали им глазки, ротик, носик. Правда, красивая кукла?

Кукла, расскажи нам, нет ли в сундуке чудовища, есть ли в сундуке сокровища?

Кукла (озвучивает учитель или девочка за кулисами проговаривает слова): Ни страшных чудовищ, ни больших сокровищ в сундуке нет. Но сколько себя помню, чего тут только не было. Мне кажется , что есть там все на свете, потому что бабушка Арина всегда находила в нём как раз то, что ей было нужно.

Учитель: Милая кукла, а давай вместе с ребятами посмотрим, что сегодня в сундуке лежит?

Из сундука дети достаются предметы, принесенные из дома. Они рассказывают историю своих семейных реликвий. После чего экспонаты размещаются на столе на сцене.

Свадебный рушник

В нашей семье есть реликвия, которая передается из поколения в поколение по женской линии. Это вышитый свадебный рушник. Рушник вышивала моя прапрабабушка Наталья к свадьбе своей дочери Дарьи с Прохором – моими прабабушкой и прадедушкой. Вышивка выполнена в технике «шов леифан» или в просторечии «восьмиугольная звездочка». Когда встречали молодых с венчания, на этот рушник клали хлеб да соль. Потом прабабушка передала рушник своей дочери – моей бабушке Шуре. А уж бабушка Шура, когда её дочь Наталья (моя мама) выходила замуж, встречала молодых из ЗАГСа. Теперь рушник хранится у меня дома как семейная ценность.D:\ВОСПИТАНИЕ\ФОТО класса 2009-2012\зима 2011-2012\DSC04150.JPG

Кондратенкова Диана.



Брошка

Мне мама дала брошку. И сказала: « Эту брошь дедушка Иван подарил бабушке Ане, когда она родила сына. Этой брошке 48 лет. Она недрагоценна, но для нашей семьи она дорога как память о бабушке и дедушке».

Адисултанова Диана.


Фотографии

СЛАЙД 2 ▼ В нашей семье хранятся фотографии моей прабабушки Тамары и прадедушки Вартана по линии папы. На снимке слева стоит Тамара Сухинина - бабушка моего папы и моя прабабушка. На снимке справа на руках у Тамары маленькая девочка - моя бабушка Аня, а на руках у Вартана брат моей бабушки – Юра. Впереди - бабушка Назо.

Нерсесян Вика

Глиняный сосуд

Этот глиняный кувшин в нашей семье появился в прошлом году. А история его давняя. Привезли его из Украины из села Чернещина прабабушка и прадедушка моей мамы – Щербина Дарья Никитична и Василий Матвеевич. В нем они везли мёд в гостинец моей прабабушке Гале - их дочери. В то время в Жиздре с продуктами было плохо, а у них в селе была своя пасека. Мёд съёли, а сосуд остался на память. Прабабушка передала его в семью своего сына Ивана – моего дедушки. А теперь он хранится у нас. А моя прабабушка Галя рассказывает нам о том, как жила её большая и дружная семья, как навещали друг друга и гостинцы отправляли багажом, ехавшим вслед ними.D:\ВОСПИТАНИЕ\ФОТО класса 2009-2012\зима 2011-2012\DSC04155.JPG


Зубарева Анна

Монета

В моей семье есть реликвия – это монета 1800 года. Её нашёл мой прадедушка в 1917 году. Он передал её моему дедушке в 1941 году, уходя на фронт. Дедушка в 1991 году передал монету моему папе. Какие бы трудные времена не наступали, а монета всегда остается в семье. И теперь она хранится в нашем доме.

Рябченков Сергей.


Икона. СЛАЙД 3 ▼

Во время Великой Отечественной войны мои прабабушка Ольга и бабушка Нина были угнаны немцами на работу в Австрию. Однажды во время бомбёжки один австриец дал моей прабабушке икону Казанской Божьей Матери. С того момента до конца войны она проносила её за пазухой. С тех пор прошло более семидесяти лет. Икона хранится в нашей семье и стала нашей семейной реликвией.

Блохина Настя.


Икона ▼

Это очень старинная икона Николы-угодника. Ей около двухсот лет. Она принадлежала бабушке моей прабабушки. В нашей семье она передается из поколения в поколение. Сейчас она принадлежит моей бабушке Надежде Петровне Сафроновой и хранится в её доме.D:\ВОСПИТАНИЕ\ФОТО класса 2009-2012\зима 2011-2012\DSC04160.JPG

Лесин Саша.




Учитель

Немного ранее из бабушкиного сундука я достала её костюм. Это традиционный крестьянский костюм замужней женщины конца XIX – начала XX вв, Калужской губернии Жиздринского уезда деревни Авдеевка. Костюм появился в моем доме 15 лет назад. Когда не стало бабушки.

Моей бабушке костюм перешел от ее матери. Всю свою жизнь она относилась к нему с особой бережливостью и трепетом. Костюм, как его называют в деревне понева, был всегда аккуратно сложен по старым складочкам – новых перегибов одежды не допускалось, стопкой уложен и завязан в узелок. Хранился узелок у прабабушки в большом сундуке с прочими вещами (вышитыми полотенцами, новой одеждой). СЛАЙД 4

Костюм состоит: женская рубаха, передник – «занавеска», юбка-понёва, повойник, шерстяной подшальник


2 ученика выносят самовар и ставят на стол, покрытый вышитой скатертью.


СЛАЙД 5 ▼

D:\ВОСПИТАНИЕ\ФОТО класса 2009-2012\зима 2011-2012\DSC04164.JPG

Учитель: В доме самовар был признаком достатка. Его берегли и даже передавали по наследству из поколения в поколение. Этот самовар перешёл по наследству моему мужу от его родителей.


Ученик1: Это не просто утилитарная вещь, но и украшение жилища. Причем самовар использовался не только для кипячения воды. Во-первых, в избе утром печь не топили, и у кипящего самовара можно было согреться. Кроме того, на самоваре можно было разогреть баранки. И, наконец, многие хозяюшки варили в самоваре на пару куриные яйца, предварительно уложив их на марлю.


Ученик 2: Сейчас мы пьем чай наскоро, а раньше чаепитие было неспешным. СЛАЙД 6 Делали это с чувством, с толком, с расстановкой. Ведь за чаем человек отдыхал, приходил в себя и согревался после тяжелой дороги.


Ученик 1: СЛАЙД 7 В старину чай подавали так: во главе чайного стола сидела хозяйка или ее старшая дочь. По одну сторону от хозяйки находился кипящий самовар, по другую – 12 чайных полотенец. Добропорядочные гости выпивали не одну чашечку чая, и наверняка им становилось жарко. Мужчины вешали себе полотенца на шею, а женщины утирались передниками. Чайные полотенца были особой гордостью в каждом доме. Вышивали их дочь, хозяйка или невестка. Девушки в приданое готовили 6-12 чайных полотенец, на которых вышивали метки. Одни полотенца украшали красный угол (возле икон), другие во время праздничных чаепитий вешали рядом с самоваром для красоты. В каждой семье был свой узор вышивки полотенец, который передавался по наследству.


Ученик 2: Прямо перед хозяйкой стояла полоскательница. Раньше, прежде чем налить вторую чашку чая, следовало сначала ополоснуть ее. Итак, хозяйка за столом наливала чай, споласкивала чашки. Но главная ее задача состояла в том, чтобы она умела направлять беседу, чтобы присутствующим было не скучно.

Ученик 1: На столе стояла разная посуда. Из стаканов с подстаканниками пили чай мужчины, а из чашек с блюдцами – женщины. Для гостей заранее готовилось угощение.

Ученик 3: У каждой семьи – своя уникальная история, свои традиции. Ребёнок с первых дней жизни вписывает новые страницы в домашнюю летопись.

А ведь из мелочей, из крохотных жизненных сюжетов складывается, как мозаика, картина жизни. И вы можете принять участие в сборе и сохранении для себя коллекции драгоценных воспоминаний и вещей.

Ученик 4: Несомненно, большое место в собрании семейных реликвий будет отведено рисункам и фотографиям. Выбирая фотографии, отдавайте предпочтения портретам и тем снимкам, на которых хорошо видны действующие лица сюжета.

Ещё более живую картину позволяет сохранить видеосъёмка. Снимайте всё, что считаете важным и интересным, что спустя много лет вы будете смотреть с огромным удовольствием

Сохраните записи стихов и песен в исполнении членов своей семьи.


СЛАЙД 8-15 С КОМЕНТАРИЯМИ УЧИТЕЛЯ


Ученик 3: СЛАЙД 16

При создании коллекции семейных реликвий у вас наверняка появится множество собственных идей, и спустя годы вы все вместе не раз будете перелистывать памятные страницы и брать в руки памятные вещи, радуясь тому, что сохранили эти замечательные воспоминания


Ученик 5:

D:\ВОСПИТАНИЕ\ФОТО класса 2009-2012\зима 2011-2012\DSC04167.JPG

Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
Но преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине,
Слава нашей стороне.





















Список используемой литературы


  1. С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» Москва 2003 год.

  2. В. И. Даль «Иллюстративный толковый словарь русского языка» Москва 2007 год.

  3. В, Соловьев «История России для детей и взрослых» Белый город 2003 год

  4. Н. М. Ланковая «Работа со школьниками в краеведческом музее» издательство «Владос» 2001 год.

  5. М. Аленов, Е. Аленова, Ю. Астахов «Мастера русской живописи» «Белый город» 2007 год.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ