Конспект урока для 1 класса "Как животные весну встречают"
МОУ «Старокавдыкская СОШ»
Урок по предмету окружающий мир
в 1 классе
«Как животные весну встречают»
учитель начальных классов
МОУ «Старокавдыкская СОШ»
Горохова Ольга Леонидовна
2011 год
Окружающий мир 1 класс.
Тема: «Как животные весну встречают»
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи в природе, анализировать и отвечать по иллюстрациям.
Задачи:
1) с помощью поэтических, музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной сферы, правильного оценочного суждения действительности;
2)ознакомление с народными традициями встречи весны, сохранение фольклора;
3)формирование бережного, заботливого отношения к птицам;
4)расширение представления о природоохранной деятельности;
5)способствование воспитанию нравственно - эстетического отношения к природе, экологического сознания и культуры.
Оборудование: презентация, цветные карандаши, учебник «Окружающий мир» Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н.; учебник-хрестоматия «ДАВАЙ знакомиться, МИР» Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н.; тетрадь для самостоятельной работы «Наш мир» Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н.; иллюстрация весёлого солнышка; лучи.
I.Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Поднимите руки, у кого сегодня такое же настроение, как у символа нашего сегодняшнего урока солнышка? Повернитесь друг к другу, положите ладошки и скажите: «Я желаю тебе сегодня добра! А если тебе будет трудно, я тебе помогу»
II. Актуализация опорных знаний
Солнце ярче светит.
Дует теплый ветер.
Птицы с юга прилетели.
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима.
К нам опять пришла…
(весна). Дети, по каким приметам мы узнаем весну? Помогут вам рассказать о весне иллюстрации с её изображениями. Назовите весенние приметы в природе.
Дети выполняют задание. ( Ярче светит солнце, небо стало выше, день становится длиннее, становится тепло, начал таять снег, лед, просыпаются деревья, набухают почки, просыпаются насекомые, прилетают первые весенние птицы).
Все весенние приметы вы назвали правильно. Если прислушаешься весной, то услышишь, как вся природа радуется ее приходу. И ведь не случайно. Потому что весна – прекрасное время года. Она «прилетела» к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталины, топит лед на реках и озерах. Просыпаются насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
-Ребята, а как вы думаете, вы всё знаете о животных? Вы на прошлых уроках уже говорили о том, какие изменения произошли в природе с наступлением весны. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт разговор.
Учебник с.50. Что мы видим с вертолёта? А что видят Миша и Маша? Каких насекомых на рисунке видят школьники? Что общего у этих животных? (3 пары (шесть) ног с.16) Как зимовали насекомые? (спали в укрытиях) А как изменилась их жизнь с наступлением весны? (они пробуждаются, выползают из спаленок) А знаете каких бабочек можно увидеть ранней весной? (хрестоматия с.53. учитель) Но не все бабочки спали зимой. Переверните с.51 текст: Вот это да! Действительно некоторые бабочки в конце лета и начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке. Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы: и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далёкий перелёт. Репейница, которая распространена в средней полосе России, улетает в Среднюю Азию, где даёт новое поколение. Весной эти бабочки большими стаями возвращаются в Россию. Монарх из Канады и США летит в Мексику.
Слайд№2
IV. физминутка «В путь».
В лес весенний мы шагаем,
(Идут маршевым шагом.)
Ноги выше поднимаем.
Потопают ножки,
По прямой дорожке.
(Шагают на всей стопе.)
И поскачут ножки
Прямо по дорожке,
(делают подскоки).
Скакали, скакали
И встали. Стоп!
(Останавливаются.)
По узенькой дорожке
Пойдут тихонько ножки.
(Идут на носках.)
Друг за дружкой побежали
И нисколько не устали.
(Бегут на носках.)
И опять шагаем,
Ножки поднимаем.
(Идут маршевым шагом.) «Экскурсия по лесу Вот мы и в лесу. Посмотрите, ребята, кто это нас встречает? Это Дед Мороз пришел посмотреть, что весной в лесу делается.
Дед Мороз. Шумно-то как весной в лесу. Вот когда зима была, тогда тишина стояла.
Педагог. Слышит Дед Мороз: бежит по лесу заяц, притопывает, в голос кричит.
Дед Мороз. Плохо пришлось заиньке. Снег-то, почитай, весь сошел, земля серая, а он беленький, - всяк его видит-ловит.
Педагог. Выскочил заяц на тропочку. Смотрит Дед Мороз - а шуба-то у зайки не белая, а какая?
Дети отвечают.
Это весна поменяла зайке шубку.
Дед Мороз. Что такое весна делает! Заяц со всего леса товарищей созвал. Верещит, веселится, никого не боится.
А вот тетереву теперь беда. Он у меня в снегу ночевал. Сейчас снега нет. Негде тетереву спрятаться.
Педагог. А тетерев и не думает прятаться: к нему тетёрочки на опушку слетаются, и он перед ними красуется. Пару себе выбирает.
Дед Мороз. Что весна делает! Тетерев и то о покое забыл.
Педагог. Смотрит Дед Мороз - идет по лесу тощий медведь.
Дед Мороз. Каково-то тебе, косолапый? Небось, плачешь по берлоге своей? Зимой в ней спал - голода не знал.
Педагог. А медведь остановился, когтями из земли какие-то корешки выкопал, жует, похрюкивает от удовольствия.
Дед Мороз. Что ты скажешь - и этот весне рад!
Надо же, никто по мне не тужит. Пойду, спрошу у весны, чем она всех с ума свела.
Педагог. А весна сама навстречу Деду Морозу идет, говорит ему свирельным голосом.
Весна. Дед Мороз, сам у зверей спроси, почему они мне рады.
Дед Мороз. Ну-ка, отвечайте, звери, чему вы рады.
Заяц. Рад, дедушка, теплу, солнцу, травке шелковой. Всю зиму я росточка зеленого не видел, все осинки ободрал, горькую кору глодал. А травка-то сладенькая.
Тетерев. А я рад крылья поразмять, удаль-силу показать.
Медведь. А я цветочкам рад.
Дед Мороз. Ну, насмешил! Да я тебе цветочков беленьких, красивых целый мешок накидаю.
Педагог. Взмахнул Дед Мороз рукавами. Полетели, закружились белые снежинки.
Медведь. Нет, Дед Мороз. Твои цветы не пахнут, глаз не радуют. У весны каждый цветочек радость сулит. Ты придешь - зиму приведешь. А после весны лето красное приходит. Каждый весенний цветочек мед копит, ягоду летнюю приносит.
Педагог. Понял Дед Мороз, за что звери весну любят, и ушел к себе далеко на Север. А все остались весне радоваться, любоваться ее первыми цветами. Ребята, как вы считаете, нужно ли рвать цветы? Почему?
Дети отвечают.
Правильно, цветы рвать не надо. Если цветок сорвешь, он погибнет. Пусть цветы радуют всех красотой и летом и весной.
Педагог. Пора нам возвращаться домой из весеннего леса.
-Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны. Один из них 22 Марта - Сороки. День равен ночи. На Русь сорок пичуг пробиваются. Вот какие новости предсказывают их прилет.
(ученики называют приметы)
Жаворонок является первым – к теплу, зяблик - к стуже.
Журавль прилетел и тепло принес.
Грач – на проталину, скворец – на проталину.
Увидел скворца – знай: весна у крыльца. На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы – жаворонка. Заранее стряпухи выпекали из теста птиц – жаворонков, вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали: «Жаворонки прилетели, на голову детям сели». Детвора тоже делала самодельных «жаворонков», привязывала их к шесту и раскачивая самодельных птиц, распевала: Жаворонки, жаворонки, Прилетите к нам. Принесите нам Весну – красну, Зима надоела, Хлеб весь поела.
-И с этого дня начинается месяц птиц. Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке, отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад.
-Кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?
Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Скоро они важно будут расхаживать по дорогам, и ковырять землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например:
«Грач зиму расклевал »,
«Увидел грача – весну встречай ».
-Кто же первым из птиц « открывает » весну? ( Грачи).
-Кто следует за грачами?
Отгадайте загадку:
На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его… (скворец).
Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе, не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков - листоедов, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Ведь не испокон же веков они здесь жили: скворцы существовали тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, но и домов – то не существовало, скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах, но дупел часто всем не хватает. Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело!
-Кто же прилетает вслед за грачами? (скворцы)
-Чем мы можем порадовать пернатого друга? (сделать скворечники)
V Закрепление. ( Работа в тетрадях)
-Найдите птицу грача и его гнездо на стр.34,35 в тетрадке и обведите их одним цветом.
-Какие еще птицы к нам возвращаются весной из теплых стран?
( Жаворонки, журавли, гуси, утки и др.)
-Труден и долог путь птиц в родные края, но все ли спокойно у птиц на родине? Что нужно птицам чтобы вывести птенцов? (гнездо)
Давайте поможем найти всем птицам их гнёзда: на с. 34,35, в тетради выполним задание цветными карандашами.
VI Итог урока
Ребята, сегодня на уроке вы вспомнили, какие птицы прилетают к нам весной. Давайте ещё раз вспомним, какие животные просыпаются весной? (Правильно медведь, барсук, ёж, змеи, лягушки, насекомые)
-Чем мы сегодня занимались на уроке? - Что нового узнали?
VII Рефлексия деятельности
Мне очень понравилось, как вы работали, и я хочу вас поблагодарить и подарить вам на память вот такие закладки. А если вам урок понравился, выберите лучик и порадуйте наше солнышко, чем ярче лучик, тем больше вам понравилось на уроке.
Список используемой литературы:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Давай знакомиться, Мир. Хрестоматия. – М: Академкнига/ Учебник 2007.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник 2007.
Жизнь животных. М.:Просвещение, 1989.
Ю.Дмитриев. Птицы. М.: АСТ Олимп, 1997
Самоанализ урока по предмету окружающий мир в 1 классе «Как животные весну встречают»
Учитель начальных классов МОУ «Старокавдыкская СОШ» Горохова О.Л.
Урок «Как животные весну встречают» был разработан для учащихся 1 класса, занимающихся по программе «Перспективная начальная школа», с учётом проживания учащихся в сельской местности. Целью данного урока является обучение детей устанавливать взаимосвязи в природе, анализировать и отвечать по иллюстрациям. На уроке были поставлены следующие задачи: с помощью поэтических, музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной сферы, правильного оценочного суждения действительности; ознакомить с народными традициями встречи весны; формировать бережное, заботливое отношение к птицам; способствовать воспитанию нравственно - эстетического отношения к природе, экологического сознания и культуры. Урок комбинированный, с использованием метапредметных связей (обучение грамоте, окружающий мир, литературное чтение). Данная структура урока была наиболее рациональна для решения поставленных задач, так как на основе уже ранее полученных знаний дети овладели новым учебным материалом. Учащиеся имели возможность получать информацию из разнообразных источников (презентация, учебник, тетрадь, хрестоматия). Воспитание интереса к предмету окружающий мир осуществлялось посредством поэтических, музыкальных образов, научных фактов и через ознакомление с народными традициями. С целью здоровьесбережения в середине урока была проведена игровая физминутка. Контроль усвоения ЗУН осуществлялся путём фронтальной беседы и самостоятельной работы, учащихся в тетради с последующей взаимопроверкой. Была проведена рефлексия урока в виде игры «Порадуй солнышко». Учащиеся показали высокий уровень удовлетворенности уроком.
На мой взгляд, на уроке удалось достичь цели: научить детей устанавливать взаимосвязи в природе. Задачи, поставленные в начале урока, были выполнены в полном объёме. Все запланированные этапы урока были проведены с достаточной активностью ребят. На протяжении всего урока дети были активны и проявляли заинтересованность при выполнении всех видов работ (чтение, беседа, просмотр презентации, физминутка, работа с тетрадью и учебником).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ