Конспект урока для 8 класса на тему "Все мы родом из детства"
Номинации «Классное руководство»
«Работа с родителями»
( 5 - 7 класс )
Работу выполнила:
Анисимова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и
литературы,
МОУ «Средняя общеобразователь-
ная школа №15» г. Славгорода,
Алтайского края,
р.т. 8(38568) 5-46-08,
д.т. 8(38568)-5-83-66
2007г.
Пояснительная записка к мастерской «Все мы родом из детства».
Все мы, классные руководители, затрудняемся при выборе формы занятия с родителями: что у нас будет, как строить свою встречу с родителями? Как неназойливо рассказать родителям о том, как нужно оказывать помощь ребенку при подготовке домашнего задания, написании сочинения. И вообще, как понять своего родного ребенка, войти в его положение? А ведь можно провести учебу родителей очень просто – в форме своеобразной мастерской.
Конечно, готовиться к этой встрече придется дольше, чем к обыкновенному родительскому собранию. Но если вы хотите, чтобы родители и Вы были коллекти-вом единомышленников, то стоит воспользоваться этой формой работы с родите-лями.
Мастерскую лучше проводить перед каким-нибудь праздником, чтобы приурочить поздравления к чему-нибудь.
Наша встреча проходила накануне Дня матери – перед 28 ноября, поэтому ребята готовили подарки мамам своими руками, на уроке литературы писали стихи, по ТV
«Степь» заказали одну из лучших песен, что числилась «любимой». Кабинет укра-сили рисунками ребят на различные темы, лишь бы они были от души. Здесь можно использовать в качестве украшения и шары. Посредине кабинета стоят буквой П столы, здесь сядут помощники от родителей (6 -7человек), столы накрыты скатер-тями, на них стоят 6 свечей разного цвета, будет звучать медленная, щемящая душу музыка. Это может быть мелодии Поля Мориа, вальсы Чайковского П.И., вальс «Метель» или мелодия из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» Г. Свиридова и др. Стул учителя будет стоять в центре, между столами родителей, чтобы он мог видеть любого и обращаться к нему. Остальные родители сидят за столами, стоящими около противоположной стены, они наблюдающие, хотя при желании могут включиться в работу мастерской. Естественно, те, кто работает непосредственно с учителем, предупрежден об основных моментах работы. Перед ними на столе листы бумаги, карандаши, авторучки.
Мастерская «Все мы родом из детства»
Анисимова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделам: Классное руководство| Работа с родителями
Задачи: познакомить родителей с …их детьми: на что они способны, ведь школа
открывает ребенка с другой стороны;
вернуть родителей в детство хоть на время, чтобы они прониклись пережи-
ваниями своего ребенка, поняли, насколько ребенку трудно в этом мире,
как тяжело адаптироваться ему в этом обществе и т.д.;
диагностика родителей через формы социализации для подведения к выво-
ду на основе ассоциаций.
Подготовка: дети должны были узнать любимую мамину песню, танец, картину,
стихотворение и по мере возможности подготовить это к встрече в качестве
подарка или оформления кабинета. М\запись детского плача и смеха, ме-
дитирующая музыка.
Оформление: на доске рисунки детей, наособицу – изображения храмов и икон,
детские серьезные и смеющиеся лица, желательно – детей из этого класса.
Класс празднично оформлен, парты стоят буквой П, на столах скатерти,
свечи, листы бумаги, карандаши. Выставка работ детей.
Мастерская начинается с индуктора. Это может быть мелодия, приглушенный свет торшера или лампы, звуки природы (магнитофонная запись, например, шум при-боя). У нас индуктором был свет движущейся вокруг оси ночной лампы, разбрасы-вающей блики в разные стороны, и мелодия вальса Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».
Учитель зажигает свечу у себя на столе и уже от своей свечи зажигает другие, про-говаривая при этом такие по смыслу слова:
- Свеча как душа, это частица огня небесного. Чем-то она напоминает золотые купола монастырей, церквушек, храмов. (Подходит со свечой к доске, на которой вывешены несколько изображений храмов и икон.) Не зря же говорят, что души еще не родившихся детей – это звезды, наблюдающие за нами: к кому же они должны попасть, в добрые ли руки? ( Садится на место). Сейчас мы с вами возьмемся за руки, образуя замкнутый круг (круг – символ вечности, жизнь наша движется по кругу), и попытаемся передать вслух свои ощущения.
Начну я: какой-то подъем в душе, слегка тревога и… полет. Может, музыка и го-рящие свечи уносят вдаль мое воображение, может то, что мы сегодня собрались все вместе, и я жду чего-то необычного от этой встречи. Но еще не Новый год…
Еще совсем не Новый год,
И странно, что душа поет!
Поет о чем-то неизвестном,
А может быть, наоборот…
(Далее по кругу – справа налево – родители говорят, что они чувствуют, чего ждут от этой встречи, свои мысли).
Учитель: Мы настроились на одну волну – в унисон, и теперь поставим перед собой следующую задачу: вспомните себя в детстве, то ощущение радости, свежести, ожидания неизвестного, а часто и обиды от непонимания тебя взрослыми, друзьями.
1) Саморегуляция: сядьте удобней, закройте на время глаза. Не стесняйтесь. Расслабьтесь. Не думайте о том, что вам нужно что-то делать, просто настройтесь на себя маленького, в детстве. Как достичь этого состояния? Слушайте мой голос и пытайтесь выполнить за мной все, о чем я говорю.
Представьте себя маленьким, сидящим в любимой комнате с любимой игрушкой в руках. Вечер. Тишина. Из окна падает луч солнца, он гладит вас по волосам, лицу, очищая от плохих мыслей. А теперь уже сами проведите этим теплым лучом сверху вниз по своему телу, от макушки до пят. Успокойте все свои внутренние органы, внимание и воображение. Скажите себе: « Мне легко и спокойно.» Глаза еще закры-ты.
Учитель включает магнитофонную запись детского плача, лепета, смеха.
??? – Вспомните свое детство. Какого оно цвета? Какие звуки преобладают в нем?
( Ответы родителей. Чтобы им было легче общаться между собой, у каждого на
груди висит пейджик )
2 этап: погружение в детство. Работа в группах.
Учитель записывает на доске (или вывешивает) слово ДЕТСТВО.
- Я работаю на доске, у вас для этих же целей есть листы бумаги, карандаши и ручки. Сейчас вы – ученики, вспомните годы своего учения. Задание: нарисуйте на весь лист дом своего детства, каким вы его помните. Разделите его штрихами попо-лам. В левой половине записывайте слова, обозначающие все ваши «холодные» воспоминания, связанные с детством, в правую – «теплые» воспоминания.
Рисунок №1
Холод Тепло
Непонимание меня друзья- Мама, ее теплые руки,
ми, учителями; одиночество, детский сад, выступления,
обиды на пьяного отца, снежные фигуры на Новый год,
нет телевизора… первая школьная любовь,
выпуск стенгазет, работа в
комсомоле, концерты,
сольные концерты, выезды
на поля с концертами,
озеро, вечера с друзьями,
игры на завалинке….
Вы обратили внимание, что бы мы ни нарисовали, ни написали, что-то объединяет наши рисунки.
- Слов с правой стороны намного больше, чем с левой.
? Каков же вывод?
- Детство – это самое лучшее, что было в вашей жизни. Все самое доброе, светлое, чистое было в детстве. Не забывайте об этом, а еще о том, что ваши дети сейчас переживают то же самое. Они беззащитны перед страхами, обидами, не-справедливостью, которые приходится им преодолевать. Так помогите им, сегодня, сейчас! Это ваши дети, это вы сами, чуть измененная, но ваша маленькая копия.
3 этап: социализация.
А сейчас вспомним свой семейный альбом, кто-то взял с собой то, о чем я просила – ваша фотография в детстве. Если же не взяли, работаем мысленно. Перелис-тайте альбом, найдите любимую фотографию себя в детстве. Вспомните, кем она была сделана, при каких обстоятельствах, что на ней изображено, кто рядом (если есть). Попробуйте сформулировать словами, какая(-им) вы был(-а) в детстве.
(Родители по кругу рассказывают о себе.)
Но можно начать с себя: на фотографии, где мне три года, я сижу на огромном поле стадиона. Без всякого страха, в глазах лишь любопытство. А ведь я ушла от мамы, которая сейчас ищет меня в детском саду, где она работает воспитателем. И спросить не с кого! Позже меня отведут за руку в детсад, передадут из рук в руки маме, ведь ее все знают – село наше небольшое. И сфотографирует меня тот, кто нашел, один из бывших маминых родителей. Но память останется, память о том, какой я была непослушной, как часто невольно огорчала близких. Это всегда под-стегивало меня в те минуты, когда ситуация была похожей, давало возможность выбрать правильное решение. В семье я была старшей, привыкла верховодить, это повлияло и на выбор профессии, а еще мамина профессия воспитателя.
Еще одна фотография: мне 12-14 лет, семейная фотография. Я сижу, старательно глядя в объектив. Оптимистка, видела в жизни только хорошее, обиды забывались быстро. Интересовалась всем, совала свой нос куда не просят, была смешливой. Послушная, добрая, слегка глуповатая. Вернее – непрактичная.
Читаем вслух свои записи. Если чьи-то образы совпадают с вашими, допишите их себе.
Например, озорная, рот до ушей, остро чувствовала несправедливость, одиночест-во, услужливая, с челкой по моде, артистка, мечтательница, вечно с книгой в руках.
Это – лучшее, что Вы взяли из детства.
4 этап: социализация.
Нарисуйте контуры маленькой детской ручки. Вспомните, какой маленькой была рука вашего ребенка, когда он родился. Как его хотелось защитить, обнять, приласкать! Сохраните это чувство и сейчас!
Давайте обведем свою ладонь, наложив ее на маленькую. Видите, какая ваша ладонь большая?! А теперь поройтесь в памяти: не обижала ли ваша большая ладонь маленькую – вашего ребенка? Не стыдно ли вам сейчас за то, что проис-ходит иногда в гневе? Помните, это ВАШ ребенок! Он вам верит, любит вас больше всех, ищет защиты только у вас. Не обманите его надежд!
5 этап: воспоминания детства.
Вы – мать, отец… А теперь вспомните, как вы несли свои обиды родителям, чаще, конечно, к маме. Она всегда поймет, защитит, даст совет. Вот послушайте, как вос-принимает ребенок даже самую короткую разлуку с матерью. (ученик рассказывает стихотворение Агнии Барто)
Разлука.
Все я делаю для мамы:
Для неё играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее, после болезни,
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуке,
Пятый день в командировке.
Ну, сначала я без мамы,
Отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся телевизор
На вечерние программы.
Я сидел не слишком близко,
Но в глазах пошли полоски.
Там у них одна артистка
Ходит в маминой прическе…
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
У отца в руках газета,
Только он витает где-то,
Говорит: - Потерпим малость,
Десять дней еще осталось…
И, наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем -то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.
Помните! Самые сильные воспоминания и ассоциации о родителях у детей с детс-тва! Будьте хорошими родителями!
6 этап: кульминация.
Звучит песня «Куда уходит детство» или любая другая, связанная именно с детст-вом, детьми. Девочка(-и) танцует(-ют) медленный танец, звучат детские стихи, со-чиненные ребятами к Дню матери. Затем ребята дарят рукотворные подарки своим мамам и уходят.
Учитель: Посмотрите, сколько выдумки, творческой фантазии вложили ваши дети в подарок вам. Это все – любовь. Любовь к своей единственной маме, мамочке. Дру-гой нет и не будет. Оправдайте эту любовь! Подумайте, что вы смогли дать ваше-му ребенку, выпуская его в жизнь? Чему научили? Посмотрите на нашу выставку: ребята принесли то, что сделано их руками. Очень хочется надеяться, что этому на-учили своих детей вы, родители или бабушки. Ведь не зря же говорят: «Что ты от-дал, то твое». Это ты «отдал» свои знания своему ребенку, оно пригодится ему в жизни, он понесет это умение в жизнь, благодаря вас за то, что вы научили его. Ког-да ребенок говорит: «Этому меня научила мама!», вы бы видели, как гордо он это произносит. А ведь именно в детстве матери учат детей шить, стирать, варить, це-нить добро, красоту, любить жизнь… то есть, закладывают в нас нравственный ко-декс. А в зрелые годы мы, развив свои умения, передаем, как наследство, свои уме-ния детям. Хотите, чтобы ваши дети были богаты духовно, не жалейте времени, учите их всему, что знаете сами, пусть ходят в школы и центры дополнительного образования.
Пусть всего лишь год ребенок походил в Центр Детского и Юношеского творчества на танцы, зато у него выпрямилась спина, лучше стала осанка. Он стал чувствовать себя свободнее в обществе, двигаться пластичнее, увереннее. Он стал богаче ду-шой. Или тот же год он занимался в радиокружке. Потом не захотел. Ну и пусть! За-то эти знания ему пригодятся на уроках физики! И так везде и во всем! Влияйте на увлечения ребенка исподволь, ведь вы взрослый и понимаете, как это может приго-диться ему в жизни, определить его профессию, судьбу. Подойдите к этому вопросу творчески! Готовьте ребенка ко взрослой жизни.
7 этап: создание текста.
Вот насколько мы в душе творческие люди, мы сейчас проверим.
Задание: дается 5 -7 минут на то, чтобы вы попытались написать небольшое стихо-творение о детстве или о том, какие мысли вас посетили сегодня, сейчас.
В помощь вам на доске написаны строки, которые вы можете использовать в своем стихотворении как опору, отталкиваться от них.
- Хоть прошло немало лет…
- Осень жизни в моем календаре…
- Вчера спросила меня дочь…
- Я небесам безмерно благодарна…
- О доме помню в стороне любой…
- Мне выпало счастье родиться и жить…
- Годы меня трогают за плечи…
- С тихой грустью наедине вспоминаю родимый дом…
- Бунтует сердце, память теребя…
- Жизнь нам горький предъявляет счет…
- Я думаю о том…
Тихо звучит музыка, родители работают над сочинением стихов, затем зачитывают их по желанию, пусть это всего лишь четверостишья. Мысль можно дополнить про-зой.
Учитель читает стихотворение, которое он приготовил заранее.
Я небесам безмерно благодарна
За то, что на земле родной живу.
И в памяти останется навечно
Тропинка, по которой я иду,
Дом у реки, трель соловья весною,
Сирени запах, яблони в цвету…
Все это мне немного душу ранит.
Все в прошлом, этого я не верну.
И снится мне, что я у мамы снова,
Печь топится, и чисто вымыт пол.
Сижу я на крыльце родного дома,
Смотрю на кур, играю со щенком.
Все кончилось, и детство не воротишь,
Но все-таки я думаю о том,
Что счастья в жизни не бывает много,
Но если оно есть, оно в одном:
В любви, доверии, в заботе
И в радости совместного труда,
И в детях наших, в мелочной работе,
И в песнях, и в улыбках, и в друзьях.
8 этап: Рефлексия.
- Что ожидали вы от нашего занятия, узнав тему мастерской?
- Чему вы научились в нашей мастерской? Стоит ли проводить такие родительские
собрания? Что вы вынесли с нашего занятия для себя?
- Взглянули ли вы на вашего ребенка другими глазами?
Мне хотелось бы пожелать вам, чтобы вы всегда были для своего ребенка самым любимым, самым справедливым, самым красивым, умным, самым-самым во всем.
Ведь для этого у нас и есть наши ДЕТИ.
Выводы из работы мастерской вывешиваются на доске по ходу работы.
1. Детство – это самое лучшее, что было в вашей жизни.
2. Дети – Ваша маленькая копия, это Вы в детстве.
3. Не обманите надежд ребенка на вас! Оправдайте любовь вашего ребенка к вам!
4. Помните! Самые сильные воспоминания и ассоциации о родителях у детей с дет-
ства! Будьте хорошими родителями!
5. Готовьте ребенка ко взрослой жизни.
Дополнительный материал. ( К размышлению)
Помните! Ваши дети – это не ваши дети.
Они сыновья и дочери собственной Жизни и Судьбы.
Они приходят в мир через Вас, но не для Вас.
И хотя они пока с Вами, они Вам не принадлежат.
Вы можете дать им свою любовь, но не разум.
Вы можете приютить их тела, но не души,
Потому что их души принадлежат будущему,
В которое Вы не можете заглянуть даже во сне.
Вы можете попытаться стать такими, как они,
Но не пытайтесь сделать наоборот,
Потому что жизнь не пятится назад,
А устремляется вперед.
Калил Джибран.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ