Конспект урока для 4 класса "Русская ярмарка"
 
 
Северо - Западное Окружное Управление Образования
 
 
Государственное Образовательное Управление детский сад комбинированного вида № 2318
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конспект урока для 4 класса
 
 
"Русская ярмарка"
(Для детей старшего дошкольного возраста)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подготовила и провела:
Воспитатель логопедической группы
Юдина Светлана Юрьевна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва 2009 год
Цель: Способствовать созданию положительного эмоционального настроения у детей.
 
 
Программное содержание:
 
 
- Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества. Вызвать эмоциональную отзывчивость у детей на восприятие прекрасного. 
- Закреплять знание детей о народных промыслах: городец, дымка, хохлома, гжель. 
- Способствовать развитию творчества детей в процессе росписи узора семеновской матрешки, используя характерные элементы и цветовую гамму. 
- Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, устного народного творчества. 
- Воспитывать чувство гордости за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием, умением работать и веселиться от души. 
 
 
Предварительная работа:
 
 
Ознакомление детей с русским народным декоративно-прикладным искусством: хохлома, гжель, дымка, городец, матрешка. Проведение дидактических игр на умение составлять узор из отдельных элементов. Разучивание народных игр, танцев; стихотворений о народных промыслах. Посещение музея, выставок детского сада, выезд в музей города Москвы. Семьи воспитанников помогали в подборе произведений декоративно-прикладного искусства для ярмарки.
 
 
 
 
Материал:
 
 
- Предметы декоративно-прикладного творчества 
- Предметы интерьера расписанные детьми 
- Гуашь 
- Мягкие кисти 
- Деревянные матрешки (бельё), по количеству детей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ход развлечения
 
 
Педагог, одетая в костюм скомороха, вместе с детьми она под русскую народную музыку входит в зал, который украшен для проведения развлечения. Столы подготовлены для работы детей в «художественной мастерской».
Скоморох. Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
 
 
Ярмарка удалая!
Ярмарка расписная!
Честной народ собирайся
И душою разгуляйся!
 
Исполняется русская народная игра «Плетень».
 
Скоморох: Честные господа, к нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары много всякого товару!
 
Стол с Дымкой.
 
 
Скоморох задет вопросы детям:
- Ребята, а что это за промысел? Вы знаете?
-(Да, это дымка)
- А какие дымковские игрушки здесь вам знакомы?
- А из чего изготавливают дымковские игрушки?
- (Из глины)
-Значит они какие?
- (Глиняные)
- Правильно ребята.
- Может вы и стихотворения про дымковские игрушки знаете?
 
Индя, индя, индючек,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой,
Красный, синий, золотой.
 
 
Переходят к следующему столу.
Скоморох: Это чьи же тут товары? Да мы словно в синюю сказку попали!
Вопросы к детям:
- Знаком ли этот промысел вам? (Да, знаком. Это гжель)
- А как вы догадались, что это гжель? (По цвету росписи, и узорам)
- А кто из вас про гжель стихотворения помнит?
 
 
Верь ты мне или не верь,
Но всех краше – роспись Гжель.
Чашки, чайники и блюдца –
Вся посуда – просто чудо!
 
 
 
 
 
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
(И. Синявский)
 
Скоморох: Ай да купцы-молодцы! Хорошие товары вы для ярмарки приготовили! Ну, а какая же ярмарка без игр!
Скоморох: На игрищах наших игр разных – тьма! В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй!
 
 
При царе - да при горохе, озорные скоморохи,
По дороге в балаган, потеряли – барабан.
Бубен потеряли – в ложки ударяли!
Кто хочет поиграть немножко?
Разбирай скорее ложки!
 
 
Проводится русская народная игра «Ой ребята, та-ра-ра!».
 
 
Дети стоят по кругу с ложками в руках. Заранее выбирается ребенок, изображающий ворона, который пока стоит в кругу со всеми детьми.
 
 
Ой, ребята, та-ра-ра!
 
 
На горе стоит гора,
 
 
А на той горе дубок,
 
 
А на дубе воронок.
 
 
Ворон в красных сапогах,
 
 
В позолоченных серьгах,
 
 
Черный ворон на дубу,
 
 
Он играет во трубу
 
 
Труба точеная
 
 
Позолоченная,
 
 
Труба ладная,
 
 
Песня складная.
Дети идут к центру дробным шагом.
 
 
Тем же шагом идут, пятясь на место,
А «ворон» остается в центре. Он кружится, раскрыв руки в стороны.
 
 
 
 
«Ворон» пляшет, дети повторяют его движения. Поочередно выставляя ноги вперед на пятку (2 раза)
 
 
 
 
 
 
Все отстукивают ритм ложками, «ворон» пляшет.
 
 
С окончанием песни «ворон» выбегает из круга. Все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь, а сам становится в общий круг. С повторением осаленный выходит в круг – он «ворон».
 
 
Скоморох: Поиграли мы на славу! Посмотрите, а ложки-то у нас, какие?
(Хохломские)
Давайте-ка мы их и отнесем в хохломской ряд!
Проходят к хохломскому ряду.
Вопросы к детям:
- А как вы догадались, что это именно хохломская роспись?
(По цвету посуды и узору)
- Какие элементы узора вам знакомы? (травка, завитки, усики, ягоды)
- Какие изделия вам здесь знакомы?
- Как вы думаете, из чего делают хохломские изделия? (из дерева)
- Может кто-то из вас про хохлому стихотворение вспомнит?
 
 
Листья, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
 
 
Переход к следующему ряду.
Скоморох : Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица –
Это значит… (Городец)
 
 
Скоморох: Как вы думаете, а из чего эти изделия сделаны? (из дерева)
-Значит они какие? (деревянные)
Скоморох: Ребята, посмотрите, а здесь торговый ряд пуст!
(торговый ряд накрыт тканью)
Как же мы догадаемся, что здесь продают?
Я вам сейчас загадаю загадку, если вы ее отгадаете, то мы узнаем, что
же продается в этом торговом ряду! Слушайте внимательно!
 
 
Скоморох: Желтый шелковый платочек, русский сарафан в цветочек.
Внутри нее секреты есть: может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко наша русская …. (матрешка)!
 
 
Скоморох: Давайте проверим, правильно ли вы догадались!
 
 
Скоморох: Ой – ой- ой, что случилось, где же чудесный узор, который нарисовал художник? Он был такой красивый: из листочков, цветочков, травинок. Такой яркий. Он мне так понравился!
Что же делать? Не оставлять же таких матрешек на ярмарке?
Ответы детей: (Конечно нет. Надо дорисовать узор на матрешках)
 
 
Скоморох: Разбирайте тогда матрешек, кому какая нравится.
И добро пожаловать в нашу «художественную мастерскую»!
Для каждого мастера приготовлено свое рабочее место со всем
необходимым.
И вот что еще, в старину народные мастера сопровождали свою работу
пением песен. Мы петь с вами не будем, но по старой народной
традиции, нашу работу будет сопровождать мелодия русской народной
песни. С песней и дело спорится!
Дети приступают к работе.
 
 
В процессе рисования педагог помогает советом, … интересуется замыслом детей (из каких элементов ребенок решил составлять узор, как его расположит и др.)
Скоморох : Вот и закончили свою роспись народные умельцы.
Кончил дело – гуляй смело!
Дети приносят матрешек на ярмарку. Матрешки выставляются на стол. Анализ детских работ.
 
Скоморох: : На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое
же веселье без игры да без танца!
Исполняется танец « Танец с платочками ».
 
 
Скоморох: На нашей ярмарке состязания проводятся не только по мастерству и ловкости, но и по уму.
Что-то у меня еще в сундучке осталось! А ну - ка, посмотрю!
Ой, да здесь какие-то карточки цветные. Да это же для вас, ребята!
Разбирай честной народ карточки цветные!
Да это карточки не простые, а с загадками!
 
 
Скоморох: Для проверки смекалки отгадайте-ка загадки.
Дети отгадывают загадки.
 
 
Скоморох: Молодцы! Быстро загадки отгадали! Смекалистые!
Скоморох: А какая же ярмарка, без качелей каруселей!
Приглашаю всех кататься на качелях-каруселях!
Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело, весело, всем нам ехать весело!
 
 
Проводится игра «Карусель»
Скоморох: Поработали на славу – заработали награду!
 
 
Скоморохи вручают детям тульские пряники.
 
 
Скоморох: Солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась!
 
 
Дети прощаются с гостями. Под русскую народную музыку выходят из зала.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список используемой литературы
 
 
 
 
- Грибовская А. «Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация», – М.: МИПКРО, 1990. 
 
 
- Князева О., Махнева М. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», – Спб.: Малыш, 1990. 
 
 
- Попова О., Каплан Н. «Русские художественные промыслы», – М., 1984. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ