Конспект урока для 2 класса теме «Зимние забавы»

Государственное казенное учреждение для умственно отсталых детей детский дом — интернат «Южное Бутово» Департамента социальной защиты населения г. Москвы.









Конспект урока для 2 класса теме «Зимние забавы»





















Москва, 2014

Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно – образовательные задачи:  1.Уточнить и активизировать словарь ребенка по теме, учить отвечать на вопросы. 2.Формировать грамматический строй речи (образование множественного числа им. сущ., ум.- ласк. формы им. сущ., формы Р. п. им. сущ., согласование им. сущ. с числит.; формировать навыки употребления предложно-падежных конструкций.).

Коррекционно-развивающие задачи: 1. Развивать зрительное восприятие в процессе работы с наглядностью. 2. Формировать слуховое восприятие в процессе игры 3. Формировать определенные положения органов артикуляционного аппарата в процессе выполнения артикуляционной гимнастики 4. Стимулировать кинестетические ощущения лицевых мышц в процессе выполнения самомассажа. 5. Формировать правильное речевое дыхание в процессе выполнения дыхательных упражнений. 6. Формировать мелкую моторику в процессе выполнения пальчиковой гимнастики и работы с аппликацией. 7. Формировать графомоторные навыки в процессе работы с обводкой. 8. Развивать логическое мышление в процессе отгадывания загадок.

Коррекционно-воспитательные задачи: 1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. 2. Формировать интерес к занятиям, стремление к активной деятельности, самостоятельность в принятии решений. 3.Воспитывать внимание к собственной речи.

Оборудование: Сюжетные картины «Зима», «Зимние забавы детей»; картинка «Что нужно зимой»; мяч; игрушка Снеговик; письмо; цветной картон, пять кругов из белой бумаги, деталь в форме ведра, готовый «нос» и «глаза» из пластилина, клей для складывания снеговика; обводка «Снеговик», простой карандаш.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Логопед: Посмотри, что это у нас на столе!? (снеговик). Снеговик принес нам письмо. Давай откроем его и прочитаем.

На юг уж птицы улетели,

Пришли морозы и метели.

Стоят деревья в серебре,

Мы лепим крепость во дворе.

- О каком времени года загадка? (о зиме)

- Почему ты так думаешь?

В письме еще лежат какие – то карточки. Попробуй собрать из них слово. Какое слово получилось? (зима).

Давай отхлопаем это слово по слогам. Сколько слогов получилось?

II.Введение в тему.

- Посмотри на картинку, что ты здесь видишь?

- Как мы скажем одним словом, что падает снег?

- Как одеты дети?

- Какие птицы прилетели?

- Что будут зимующие птицы кушать зимой?

- Что делают дети?

- Какое время года изображено на картинке?


Рассказ педагога:

- Дети очень любят зиму, т.к. именно зимой они могут играть в разные игры, т.е. забавляться. Это и катание на санках, лыжах, коньках, это и снежки, и снежная баба, это снежные крепости, это и любование волшебной зимней природой. Много забав есть у детей зимой.

Сегодня мы будем говорить о зимних забавах. Тема нашего занятия «Зимние забавы».

III. Основной этап. 1.Беседа по картине. Давай посмотрим на эту картинку, и расскажем, что на ней нарисовано.

(педагог демонстрирует картину «Зимние забавы»).

- Какое время года изображено на картинке? Почему?

- Кто изображен на картинке?

Педагог обращает внимание воспитанника на каждого ребенка, изображенного на картине, и на действия, которые он выполняет.

- Кто это? (мальчик)

- Давай дадим имя мальчику. Мальчика зовут Вова. Что делает Вова? И.т.д.

- Какие лица у детей? (веселые, радостные, улыбчивые).

- Какое настроение у детей? (хорошее, веселое).

- Как называется то место, где можно кататься на коньках? Какое настроение у Саши? Что он тянет за веревку? Для чего Жене санки? Что находится с левой стороны?

В какие игры можно играть зимой на улице (Зимой можно играть в снежки, в хоккей).

2. Складывание снеговика из трех частей.

- А сейчас мы с тобой тоже немного поиграем и слепим снеговика. Для начала, давай вспомним, сколько снежных комочков понадобиться, чтоб слепить снеговика? Какими по размеру они должны быть?

- Чего не хватает у снеговика? (глаз). Сделаем глазки.

- Чего еще нет у снеговика? (носа).

- Из чего сделаем нос? (из морковки)

-Чего еще нет у снеговика? (рта)

-Чего еще нет у снеговика? (рук)

- Как можно украсить нашего снеговика? (Одеть на голову снеговику ведро)


3. Дидактическая игра "Сосчитай комочки" (один комочек – пять комочков)

4. Развитие зрительного внимания. Дидактическая игра «Найди отличия». Употребление существительных в родительном падеже.

(Давай посмотрим, чем отличается наш снеговик и игрушечный)

(У одного есть ведро, а у другого нет ведра, у одного есть щеки, а у другого нет щек, у одного есть руки, а у другого нет рук, у одного есть пуговицы, а у другого нет пуговиц. Один сделан из двух комков, а другой из трех.)


5.Упражнение “Закончи предложение”

- Давай поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а ты будешь добавлять слово.

Мы слепили…(снеговика).

У нас получился замечательный…(снеговик)

Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).

Мы покажем детям нашего…(снеговика).

Мы играли с нашим …(снеговиком).

Мы расскажем воспитателю о …(снеговике)


6. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять». Наши ручки замёрзли на снегу, давай поиграем и погреем пальчики.


Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики по одному. Мы во двор пошли гулять «Идут» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили, «Крошат хлебушек» всеми пальчиками»

С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой А ещё в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки

Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, потом руки под щёку


7.Развитие речевого дыхания и голоса.


Упражнение "Греем ручки".

Быстро тереть ладони одна о другую, а затем поднести их к лицу и подышать на ладони со звуком "Х".

Логопед спрашивает у детей: - Согрелись ручки?

Логопед демонстрирует детям упражнение "Ветерок".

Поднести ладонь к губам, и, широко улыбнувшись, длительно произнести звук "С" (ладонь ощутит холодную струю воздуха).


Упражнение " Вьюга ".

Вьюга воет: «З-з-з-з-з» (с усилением звука)
Застонал лес от вьюги: «В-в-в-в-в-в»

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м»
Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш»
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с» (с ослаблением звука)

8.Самомассаж лица

Завтра снова будем мчаться (поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей)
На коньках и на санях(поглаживающие движения от носа к средней части ушей)
И на лыжах с гор кататься (поглаживающие движения от середины подбородка к нижней части ушей) Ведь зима у нас в гостях! (похлопывание щек) А мороз, а мороз Щиплет щеки (большим, указательным и средним пальцами слегка пощипать себя за щеки), Щиплет нос (за нос), Щиплет ушки (за уши), Щиплет губки (за губы), Забирается под шубки (спрятать руки под мышки), Чтоб согреться - посмотри (потереть одну ладонь о другую), Все как следует, потри: Щеки (потереть ладонями щеки), Носик (потереть ладонями нос), Ушки (потереть ладонями уши), Губы (потереть ладонями губы), Пар пошел даже от шубы (развести руками в стороны).


9. Артикуляционная гимнастика.


Упражнения для губ.


- «Улыбка». Губы в улыбке, зубы видны, удержать в таком положении на счет 3-4 не напрягаясь

- Чередование упражнений «Улыбка» - «Трубочка »


Упражнения для языка.


- «Накажем непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить пя-пя-пя… Удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.

- «Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить нижние зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу-вверх».


10. Развитие слухового внимания. Игра «Правильно - неправильно».

Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, в снежки, купаются, загорают.


11. Развитие зрительного внимания, наглядно-зрительного мышления.

а) Игра «Что нужно зимой?» Посмотри на картинку, на ней изображены разные предметы. Обведи в кружок те, которые понадобятся на улице зимой.


12.Образование множественного числа им. сущ. Горка – горки, снеговик – снеговики, каток – катки, снежинка – снежинки, клюшка – клюшки, шайба - шайбы.


13. Развитие логического мышления. Отгадывание загадок.


Течет речка – мы лежим, - Меня не растили – из снега слепили.

Лёд на речке — мы бежим. Вместо носа ловко вставили морковку.


- Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги.

Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем нужна.

А как "снаряды" называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)


Меня хлопали лопатой, Всё лето стояли,

Меня сделали горбатой, Зимы ожидали.

Меня били, колотили, ледяной водой облили. Дождались поры —

И скатились все потом с моего горба гуртом Помчались с горы.


14. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Игра «Назови ласково».

Логопед: Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а ты будешь говорить о нем ласково.

Хоть зимой и холодно, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Снег, лёд, санки, ком, горка, снежинка, снеговик.


15. Формирование графомоторных навыков. Обводка.

IV. Подведение итога занятия.

- О каком времени года говорилось на занятии? 

- Назови признаки зимы.
- Вспомни, о каких зимних забавах мы сегодня говорили?

- Молодец, сегодня ты очень хорошо занималась.





Список литературы:


  1. Громова О. Е. , Соломатина Г. Н., Кабушко А. Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4 - 5 лет. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

  2. http://festival.1september.ru/articles/601773/

  3. http://ped-kopilka.ru


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ