Конспект урока на тему "Пальцы помогают говорить"

Проект, направленный на повышение потенциальных возможностей речевого

развития детей с ОВЗ с помощью здоровьесберегающих технологий.

Учитель-логопед МКДОУ ЦРР д/с № 5 Реброва Альбина Александровна.

«Пальцы помогают говорить».

  1. Актуальность.

В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Исследования В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Подобранные упражнения массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей с ОВЗ.

Участники проекта: дети 3-7 лет с ОВЗ, их родители, учитель-логопед, воспитатель Лекотеки, педагог-психолог, медбрат по массажу, музыкальный

руководитель.

  1. Цель проекта: повышение потенциальных возможностей речевого развития детей с ОВЗ

путем развития мелкой моторики рук, мимической мускулатуры посредством здоровьесберегающих технологий.



Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование здоровьесберегающих технологий для развития мелкой моторики рук и артикуляционной и мимической мускулатуры

поможет детям с ОВЗ повысить потенциальные возможности овладения речью.

  1. Задачи проекта:

а) пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции

речи;

б) развивать речевые и творческие способности детей;

в) активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

г)увеличить объём коррекционного воздействия;

д) повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям;

е)побуждать детей к совместной деятельности;

ж)объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции

речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал;

з)стимулировать совместную деятельность детей и родителей.

4. Эффективность результатов

Для детей:

-положительная динамика речевого развития;

-успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;

-выработка устойчивой мотиваци к речевой самореализации.



Для родителей:

-положительная оценка деятельности ДОУ;

-готовность и желание помогать;

-активизация педагогического потенциала родителей;

-приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей,

развития мелкой моторики и мимической мускулатуры;

-овладение родителями регулярной рефлексией достижений ребенка.





Для педагогов:

-положительный психологический климат между логопедом и педагогами

Лекотеки;

-заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

-удовлетворенность собственной деятельностью;

-повышение профессионального мастерства педагогов через разнообразные

формы и методы работы.

Возможные трудности и пути преодоления:

1.Слабая мотивация участников проекта.

Пути коррекции: внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрения,

применение новых, более интересных форм работы.

2. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного

мероприятия.

Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.



Проектная деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с ОВЗ и недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые

навыки и умения.

Вид проекта: практико-ориентированный, среднесрочный , совместно с родителями, коллективный.

Сроки проекта: с 01.09. по 05.12.14.















Планирование работы.

Этапы работы

Виды деятельности

Сроки проведения

  1. Организационный

Изучение состояния исследуемой проблемы

в теории и практике.

Логопедическое обследование детей.

Определение системы логопедических воздействий, условий

их реализации.

Консультация для родителей детей с ОВЗ

о целях и задачах

внедряемого проекта.

Сентябрь

  1. Основной (практи-

ческий)

Мероприятия по реа-

лизации проекта с

детьми.

Привлечение специалистов к работе по реализации проекта;

мероприятия с родителями.


Октябрь

  1. Заключительный

Анализ полученных

результатов.


Ноябрь-декабрь



Методы и формы организации проекта.

В работе с детьми и родителями:

упражнения пальчиковой гимнастики,

самомассаж лица и рук,

ходьба и бег по массажным дорожкам.



Беседы и консультации с родителями:

«Развиваем пальчики-развиваем речь».
«Физические упражнения и речь»,

«Как проводить пальчиковую гимнастику»,

«Как правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики».

Домашние задания по проведению артикуляционной, пальчиковой гимнастике, самомассажу лица и рук, массажу рук.



В работе с педагогом-психологом, воспитателем лекотеки, медбратом по

массажу, музыкальным руководителем:

Составление индивидуальной программы по работе с детьми с ОВЗ ,

используя здоровьесберегающие технологии:

проведение игровых коммуникативных сеансов с родителями и детьми «Круг»(приветствие и телесно-ориентированные игры с психологом, пальчиковые игры, артикуляционная и дыхательная гимнастика с учителем-логопедом, физкультурная часть с воспитателем, логоритмические упражнения с музыкальным руководителем, общий, лечебный и гидромассаж ног с медбратом по массажу).



Конечным продуктом проекта явлется:

  • Сформированная устойчивая мотивация детей к выполнению упражнений и речевой самореализации

  • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями и ОВЗ, оказания им помощи и поддержки в коррекционном процессе

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов МКДОУ

в вопросе оказания поддержки детям с ОВЗ.













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ