Конспект урока на тему «Путешествие с Каркушей»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 комбинированного вида

Московского административного района Санкт – Петербурга











Конспект урока на тему

«Путешествие с Каркушей»







подготовила учитель-логопед Смирнова Наталья Владимировна









Санкт-Петербург

2011



Цель: Совершенствование навыка языкового анализа и синтеза по теме «Зимующие птицы».

Коррекционно-образовательные задачи.

  1. Расширение и обогащение словаря по теме «Зимующие птицы».

  2. Совершенствование навыка сложных форм фонематического анализа (последовательного и количественного); слогового анализа и синтеза; анализа предложений.

  3. Совершенствование навыка чтения слогов и слов.

  4. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов, согласование прилагательных с существительными).

  5. Формирование умения полным предложением отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно-развивающие задачи.

  1. Развитие диалогической речи, длительного плавного выдоха, речевого дыхания, зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, зрительно-пространственного представления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.

  2. Совершенствование тактильного восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

  2. Воспитание чувства коллективизма, сопереживания и поддержки друг другу.

Оборудование.

Магнитная доска; плоскостные фигурки (вкладыши) зимующих птиц; контейнеры с полосками бумаги; карточки с картинками для слогового анализа; колокольчик, мягкая игрушка «Ворона», магнитофон, диск «Звуки природы»; карта путешествия на которой размещены картинки зимующих птиц, избушки, кормушки, поезда, ёлочки.


Предварительная работа.

Беседа с детьми о зимующих птицах, наблюдение за ними. Разучивание пальчиковой гимнастики «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?».


Ход занятия


1.Орг. момент.

Цель: Создание эмоционального фона занятия. Развитие тактильной чувствительности. Совершенствование тактильного восприятия. Актуализация словаря по теме «Зимующие птицы».

Логопед: Ребята, у меня в руках волшебная палочка. Сейчас я ей взмахну, и мы на минуту окажемся в зимнем парке. Тихо, на деревьях лежит пушистый снег. И вдруг…..

(Звучит аудиозапись пения птиц)

- Кто это, отгадайте загадку.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой с рассветом.

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать

Нас зимою подкормите….

Дети, кто мы? Назовите!

Дети: Зимующие птицы.

Логопед: Почему их так назвали?

Дети: Потому, что эти птицы остаются зимовать в наших краях.

Логопед: Правильно! А сейчас мы поиграем, закройте глаза, а я дам вам плоскостные фигурки птиц. Попробуйте на ощупь «узнать» и назвать птицу. Объясните свой выбор.

(Дети выполняют задание логопеда)

Примерные ответы детей:

Это воробей. У воробья маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки.

2. Упр. «Кормушка»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи. Составление предложений с предлогами.

Логопед: Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

(Логопед выставляет картинку с изображением кормушки и карточки с обозначением предлогов на магнитную доску).

Дети: Это кормушка

Логопед: Расположите у кормушки фигурки птиц в соответствии со значением карточек. Придумайте предложение.

(Дети выполняют задание, придумывают предложения.)

Дети: Синица сидит в кормушке. Воробей клюет зернышки под кормушкой. Ворона летает над кормушкой.

Логопед: Какие это птицы?

Дети: Это зимующие птицы.

3. Упр. «Гостья»

Цель: Развитие внимания, мышления.

Совершенствование навыка чтения слогов.

Логопед: Ребята, кто-то стучится к нам в окно.

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона,

Кто это …

Дети: Ворона.

Логопед: Правильно! Молодцы! (Появляется Ворона) Интересно, а как ее зовут? Попробуйте из слогов составить слово. (Логопед выставляет на магнитную доску напечатанные слоги)

КАР

ША

КУ

КАР


КУ



ША





(Дети на магнитной доске составляют слово «Каркуша»)

Логопед: Ребята, Каркуша очень хочет попутешествовать вместе с вами по скверам, площадям и паркам, чтобы показать, какие еще птицы встречаются зимой в наших краях.

4. Упр. «Составь слово»

Цель: Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.

Совершенствование навыка чтения слогов и слов.

Логопед: Наш поезд отправляется в путешествие. (Звенит колокольчик)

Логопед: И вот первая остановка в сквере. Вы слышите, как птицы встречают нас своим радостным пением (Звучит аудиозапись пения птиц). Чтобы узнать этих птиц, надо решить задания, которые приготовила Каркуша.

(Логопед приглашает детей к столу и раздает каждому ребенку карточки с картинками)

Логопед: Вам нужно определить первый, второй либо третий слог в каждой картинке и из этих слогов составить слово. Примеры карточек:

1

1

1










РО

СО

КА


1

2

3











СИ

НИ

ЦА


(Дети составляют из слогов слова: синица, ворона, сорока, галка, свиристель)

Логопед: Вы молодцы, справились с заданием. Теперь можно отправляться дальше в путь. (Снова звенит колокольчик)

5. Упр. «Голуби»

Цель: Совершенствование навыка фонематического анализа

(Выделение гласных звуков). Развитие длительного плавного выдоха, речевого дыхания,

Логопед: Мы прибыли на следующую остановку. Чтобы узнать, кто нас встречает, отгадайте загадку.

На асфальте, гру-гру-гру,

Много крошек соберу.

Птицей мира я зовусь,

И легко я приручусь.

Что это за птица?

Дети: Это голубь.

(Логопед выставляет картинку, на которой изображен голубь)

Логопед: Скажите, сколько гласных звуков в слове «голубь»? А сколько слогов? Почему? Какой первый гласный звук? Второй?

Дети: В слове «голубь» два гласных звука.

Сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

Первый гласный звук – [о]. Второй - [у].

Логопед: Посмотрите, сколько голубей прилетело на встречу к вам! Возьмите птичек, подуйте на них и произнесите сначала звук [о], а затем звук [у]. Щеки не надуваем. Плечики не поднимаем.

(Дети подходят к коробочке с голубями и выполняют задание логопеда)

(Звенит колокольчик)

Логопед: Отправляемся в путь.

6. Упр. «Лесная избушка»

Цель: Совершенствование навыка слогового анализа, определение ударного слога.

Логопед: Посмотрите на этой станции ёлка и домик. Что это? Каркуша подсказывает, что это лесная избушка. Но вот и ее жители. Они спорят между собой, кому, в какой «квартире» поселится (Звучит аудиозапись пения птиц). Давайте поможем сове, дятлу и клесту.

Группа 31










Логопед: Кто поселится в первой «квартире»?

Дети: В первой «квартире» поселится та птица, в названии которой два слога, ударение падает на первый слог. Во второй «квартире» - птица, в названии которой тоже два слога, но ударение падает на второй слог.

Логопед: Кто поселится наверху?

Дети: Та птица, в названии которой один слог. (Дети расставляют на ковролине картинки совы, дятла, клеста)

Логопед: Молодцы! Вы правильно все сделали (Звенит колокольчик). Мы снова отправляемся в путь.

6. Физминутка.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением

Логопед: А пока наш поезд спешит к следующей станции, мы поиграем.

Дети: Сколько птиц к кормушке нашей (Сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (Загибают пальчики по одному.)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Сжимают и разжимают кулачки.)

7 а) Упр. «Сложи картинку»

Цель: Развитие внимания. Воспитание чувства коллективизма, сопереживания. Развитие зрительно-пространственного представления.

Логопед: Пока мы играли, наш поезд уже прибыл на следующую станцию. Ребята, Каркуша плачет? Наверное, что-то случилось! А, вот в чем дело, Каркуша хотела показать вам картинку, но она порвалась. Ребята, помогите Каркуше сложить картинку.

(Дети складывают сюжетную картинку на магнитной доске)

Беседа по картинке:

Логопед: Какое время года изображено на картинке?

1-й ребенок: На картинке изображена зима.

Логопед: Кто изображен на картинке? Что делают дети?

2-й ребенок: На картинке изображены дети. Они насыпают зернышки в кормушку.

Логопед: Почему нужно зимой подкармливать птиц?

3-й ребенок: Зимой птицам трудно добывать корм, земля покрыта снегом и льдом. Они могут погибнуть от голода и морозов.

7 б) Составление и анализ предложения.

Логопед: Придумайте предложение по этой картинке.

(Дети составляют предложение по сюжетной картинке)

Логопед: Ребята, подойдите к столу, возьмите из контейнеров полоски бумаги и выложите схему этого предложения. Сколько слов в этом предложении?

Назовите первое слово, третье, пятое. Что ставим в конце предложения?

(Выкладывают схему предложения. Отвечают на вопросы)

Логопед: Молодцы! Вы правильно все сделали (Звенит колокольчик). Мы снова отправляемся в путь и приближаемся к конечной станции (наш детский сад).

8. Упр. «Шифровки»

Цель: Совершенствование навыка сложных форм фонематического анализа (последовательного и количественного).

Логопед: Давайте вспомним птиц, которые нам встретились. Каркуша для вас приготовила последнее задание. Я раздам вам «шифровки» (звуковые схемы слов). Мы все вместе будем называть птиц, а вы попробуйте подобрать к своим схемам соответствующие картинки. Объясните свой выбор.

(Дети подбирают к схемам соответствующие картинки)

Дети: Синица

1-й звук – [с'] – согл., мягкий,

2-й звук – [и ] – гласный,

3 – й звук – [н'] – согл., мягкий,

4 – й звук – [и] - гл.,

5 – й звук [ц]– согл., твердый,

6 – звук – [а] – гласный.

6 звуков


9. Итог

Логопед: Ребята, вы все очень хорошо занимались и у Каркуши для вас есть сюрприз – подарки.























Используемые материалы

  1. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей. – М., 2004 г.

  2. Нищева Н. В Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб., 2007 г.

  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М., 1993.

Использован картинный материал интернет ресурса:

http://images.yandex.ru


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ