Конспект урока на тему "Рефлексия. Техника (способы), организация рефлексии, формы и функции"

Тема выступления на конференции 15 апреля 2015.

Тема : «Рефлексия. Техника (способы), организация рефлексии, формы и функции.



Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием “рефлексия”.

  • Дать представление о классификации рефлексии.

  • Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.

  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Ход мероприятия

Подготовка к мастер-классу.

  1. Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка.

  2. Раздать таблицы, карточки зеленого, желтого цвета.

  3. Раздать листочки, карандаши для составления синквейна.

Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе.

– Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)

Тема моего Мастер-класса «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе».

Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме и отложите.

Моя цель: (Слайд 2)

Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

А Ваша цель? (ответы)

(Слайд 3) В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым (Слайд 4)

нужным (Слайд 5)

а главное, успешным. (Слайд 6)

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

А что же такое рефлексия?

(Слайд 7) . Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: (Слайд 8).

  1. физическую (успел – не успел);

  2. сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

  3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

  4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает: (Слайд 9)

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);
б)
 групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

  • (Слайд 10) Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

  • (Слайд 11). Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

  • (Слайд 12). Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

(Слайд 13). Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния

  • Рефлексия деятельности

  • Рефлексия содержания учебного материала

Приемы рефлексии эмоционального состояния.

  1. (Слайд 14). Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

  2. (Слайд 14) «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

  3. (Слайд 15) «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.

Рефлексия деятельности.Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

  1. (Слайд 16) «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

  2. «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

  3. (Слайд 17) «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

  4. (Слайд 18 )«Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

  5. (Слайд 19) «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (Слайд 20).

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

(Слайд 21) «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

(Слайд 22) Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);

  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

(Слайд 23) Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

 




(Слайд 24)  Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.

http://festival.1september.ru/articles/626313/1.gif

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

(Слайд 25). РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.

У вас две две карточки: зелёная и жёлтая.Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.

Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик. Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников)

Работа в группах. Составьте синквейн по теме Мастер-класса. (Слайд 22).

Зачитывают синквейны.

Всем большое спасибо! 

Таблица для слушателей.

Понятие

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Рефлексия 







Источники:

  1. images.yandex.ru/?lr=53 Картинки

  2. it-n.ru ›attachment.aspx?id=105334

  3. А.В.Хуторской. Анализ, самоанализ и рефлексия урока khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

  4. Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

  5. Гукалова Ирина Викторовна. Роль и место содержательной рефлексии на уроке. kollegi.kz/publ/21-1-0-93



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ