Конспект урока на тему "Я - гражданин и ученик"

Я - гражданин и ученик

(занятие по правовому воспитанию)

Ход занятия

Оргмомент

Слайд 1-2

Тема нашего занятия «Я – гражданин и ученик» , исходя из темы урока поставьте перед собой

цели (дети ставят цели урока)

1.Анализ ситуаций

Мы часто встаём перед выбором: как поступить?

- помочь маме или пойти погулять?

-делать уроки или смотреть телевизор?

-нагрубить товарищу или решить спор по-дружески?

-сказать правду или промолчать?

Легко ли принять решение? От чего зависит ваш выбор? (дети отвечают)

Слайд 3

Вывод: принимать решения не просто, но надо поступать по совести.

Слайд 4

А теперь давайте сыграем в игру, которая называется «Да-Нет»

Вам необходимо подставить слово «ДА» к тому качеству, которое позволяет человеку, на ваш взгляд, поступить по совести, в других случаях – «НЕТ».

( дети отвечают)

Давайте остановимся на слове «справедливость». Что такое справедливость? А несправедливость?

Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова, найдите слово –«справедливый»

«Справедливый- действующий беспристрастно, соответствующий истине»

Приведите примеры справедливости и несправедливости из своей жизни. (дети отвечают)

Слайд 5

Справедливость есть моральная и правовая: в моральных отношениях человек руководствуется моральными правилами поведения, а в правовых- законами.

А что значит быть справедливым, например, к своим одноклассникам? (это значит проявлять свои достоинства, не мешая окружающим проявлять их достоинства)

После обсуждения ребята выводят правило.

Правило: не мешайте другим и не давайте мешать себе; быть справедливым – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.

Физминутка

Работа в группах

Слайд 6

Прочитайте стихотворение и обсудите в группе, как вы поняли смысл этих строк:

Мама учит не прятать у сердца обид,

Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?

Если слово ты дал- это слово навеки, гранит,

Если в гору идешь, поднимайся, других не толкая.

(высказывания ребят по группам)

Знакомство с правовыми документами

Слайд 7

Посмотрите на фото. Все вы разные, у вас разные вкусы, интересы, черты характера, но все вы вместе- часть общества в котором живёте, поэтому у вас одинаковые права.

Как называется документ, в котором записаны права ребёнка? (дети отвечают)

Слайд 8

На слайде вы видите 2 правовых документа. Назовите их.

«Конвенция о правах ребёнка» - это документ, который провозглашает защиту прав каждого ребёнка в любой стране. В каждой стране эти права закрепляются основным законом.

Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане страны. Они записаны в Конституции РФ.

Ознакомление с основными правами Конвенции

Во втором классе мы говорили о правах детей. Вспомните и назовите некоторые права ребёнка.

(дети отвечают)

А теперь посмотрите на экран.

Слайд 9

На основании 54 статьи Конвенции каждый ребёнок имеет:

1. Право на жизнь.

2. Право на имя при рождении.

3.Право на медицинскую помощь.

4. Право на образование.

5.Право на отдых и досуг, культурную и творческую жизнь.

6.Право на заботу и воспитание родителями.

7.Право на защиту от оскорблений, грубого обращения.

Поднимите руки, кто пользуется этими правами?

Работа в группах. Практическая работа.

Люди на Земле появились давно, а вместе с ними появились и главные вопросы…(Каждая группа получает карточку с заданием)

1 группа: Что люди могут делать и чего не могут?

2 группа: Что они обязаны делать и чего не обязаны?

3 группа: На что они имеют право и на что не имеют?

( Отчёт по группам. После обсуждения ребята приходя т к выводу.)

Вывод: К сожалению, в жизни тоже бывают такие ситуации. Человек, нарушая права другого, забывает свои обязанности. Надо быть внимательными и осторожными с окружающими, потому что каждому праву соответствует обязанность, об этом не надо забывать.

Физминутка для глаз

Ребята, а как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников? (Устав школы)

Какие обязанности школьника можете назвать? ( называют)

Посмотрите на экран Слайд 12 Скажите все ли обязанности мы назвали?

Ученики обязаны:

  • Соблюдать устав школы;

  • Добросовестно учиться;

  • Бережно относиться к школьному имуществу;

  • Соблюдать правила поведения учащихся;

  • Уважать права других.

Говорили об обязанностях, а вернулись к правам.

Вывод: Нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Рефлексия

Что для себя нового открыли сегодня? Слайд 15

Продолжите фразы. (ребята называют правовые документы, основные права ребёнка, их значимость, обязанности гражданина и ученика)



Какой вывод можем сделать?

Слайд 16

Вывод: Несоблюдение законов приводит к беспорядку, трагедии, угрозе жизни, здоровью. Важно помнить, что законы есть не только в документах, но и в любом из нас. Главный закон жизни – поступать по совести. Жить по законам правды, добра, чести нужно учиться с детства.



Дома: создать проект «Кодекс класса» (на листах, где вы делали практическую работу на обратной стороне – задание)







Слайд 17 – 18

Я - человек. Живу среди людей,

Тех, у которых множество идей,

И все должны мы понимать друг друга,

Ведь в этом состоит общественного жития наука.

Я – человек. И ты. И он ведь человек.

Давайте в мире пониманья жить вовек.



Анализ занятия

В современной России, вставшей на путь построения правового государства, образование и воспитание в духе соблюдения и уважения прав и свобод актуально.

Цель данного занятия: создание условий для совершенствования гражданского самосознания обучающихся.

Задачи:

  • познакомить ребят с правовыми документами.

  • Способствовать воспитанию правовой культуры школьников.

  • Организовать работу, направленную на самоопределение ребят в школьной жизни(через осознание собственных возможностей, выбор своей позиции, выбор правил, регулирующих школьную жизнь)

Развивать коммуникативные компетенции, творческие способности обучающихся.

Занятие комбинированного типа, с применением ИКТ.

Этапы занятия выдержаны:

1.Оргмомент (мотивирование к активной работе).

2.Открытие нового знания.

3.Работа в группах

4.Знакомство с правовыми документами.

5.Творческая работа.

6. Рефлексия.

На занятии я применила разнообразные методы и приёмы:

  • Метод диалогического изложения

  • Проблемный метод

  • Игровой метод

  • Метод проектов

  • Метод релаксации

Использование данных методов способствовало оптимальному переходу от объяснительно-проблемного уровня понимания к обобщающему и оценочному уровню.

С целью сохранения здоровья и предотвращения переутомления детей периоды интенсивной работы чередовались с расслаблением, использовались различные формы и методы работы. Применение ИКТ позволило выделить основные аспекты учебного содержания и последовательность его изложения.

Отбор содержания материала, форм и методов деятельности осуществляла с учётом возрастных особенностей младших школьников. Всё это помогло мне достичь целей, которые мы ставили вначале занятия.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ