Конспект урока на тему "ЗДОРОВЬЕ – НАШЕ БОГАТСТВО"
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30» МО Динской район
Предмет: окружающий мир
УМК: «Начальная школа XXI век»
Тип урока: «Открытие» нового знания
Тема: «ЗДОРОВЬЕ – НАШЕ БОГАТСТВО»
Учитель: Колесникова Юлия Юрьевна
2013 год
Цель: научить детей сохранять и укреплять своё здоровье, создать условия для самостоятельного получения учащимися знаний о гриппе, способствовать применению их в повседневной жизни.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Ценностно-смысловая ориентация:
осознание ценности собственного здоровья и необходимости нести за него ответственность;
понимание необходимости вести профилактику гриппа;
стремление к сохранению и укреплению своего здоровья.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
усвоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
создание условий для проведения опытов, используя простейшее лабораторное оборудование.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
формирование сознательного отношения к своему здоровью;
рассказ о путях попадания микробов в организм человека;
знакомство с основными правилами личной гигиены;
анализ результатов наблюдений;
формирование умений делать выводы;
формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Оборудование: - мультимедийный проектор, ноутбук, видеозапись мультфильма «Ох и Ах», конверты с заданиями для каждой группы, лупа, мыло, полотенце, портфолио здоровья учащегося начальной школы.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Самоопределение к деятельности.
-Доброе утро, ребята! Прочитайте эпиграф к нашему уроку: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.» Дмитрий Иванович Менделеев
-Ребята, а чтобы прорастить семена, какие должны быть условия?
Посмотрите на экран, вам улыбается солнышко, а теперь вы повернитесь друг к другу - улыбнитесь, как улыбается это солнышко, и протяните мне свои ладошки. Я вам хочу сегодня подарить тепло лучей нашего солнышка. Ловите.
Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Уважаемые гости, а вы протяните свои ладони к детям. Ребята, пошлите нашим гостям часть своего и солнечного тепла
(СЛАЙД)
-Повернитесь друг к другу, положите свои ладошки на ладошки своего соседа и повторяйте за мной:
2. Актуализация знаний.
Ребята, как вы думаете, зачем у нас сегодня столько гостей?
-Как мы должны работать на уроке?
-Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Ох и Ах»
-Ребята, что же случилось с Охом?
- А как вы догадались?
-Ребята, как вы думаете, может ли Ох находиться с нами в классе?
Вывод: КОГДА ЧЕЛОВЕК БОЛЕН – ЭТО ПЛОХО ДЛЯ НЕГО САМОГО И ОКРУЖАЮЩИХ ЕГО ЛЮДЕЙ.
-Давайте поможем Оху выздороветь.
-Подберите слово противоположное слову БОЛЕЗНЬ. Работаем в группах
У вас на партах лежат красные конверты, в них слова: БОГАТСТВО, ЗДОРОВЬЕ, НАШЕ.
-Как вы думаете, какое задание я могу вам предложить? Составьте из данных слов предложение. (СЛАЙД)
Тема нашего урока:
ЗДОРОВЬЕ – НАШЕ БОГАТСТВО.
Мы сегодня с вами поговорим о здоровье. А почему этот разговор нам необходим? Ответить на этот вопрос нам поможет наш учебник.
Работа в группах: в учебнике на стр.27 есть задание – «соберите» слова в пословицу: богатство, здоровье, первое.
Какую цель мы поставим?
3.Постановка учебной задачи.
-А вот какие задачи мы будем решать сегодня на уроке, вы должны определить сами. В жёлтых конвертах задачи.
Ваша цель- выбрать лишь те, которые будут отвечать теме нашего урока.
От чего зависит здоровье человека?
Что такое здоровье?
Какие бывают секреты здоровья?
Выяснить, чем отличаются цветковые и хвойные растения.
Уметь находить на глобусе экватор, Северный и Южный полюсы.
Что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом? (СЛАЙД)
4.Открытие нового знания.
-Не испугались таких трудных задач? Почему?
-Ребята, сделайте предположение, какие могут быть секреты здоровья? В этом нам поможет следующее задание. У вас на столе лежат зеленые конверты, а в них задания.
1 группа - (учащиеся со средним уровнем знаний и мотивации) выбрать продукты питания, которые полезны при заболевании (в конверте картинки: чипсы, конфеты, чеснок, колбаса, мёд, сок, лимон, малиновое варенье, апельсины, бананы, яблоки, лук, груши, овощи, морс)
2 группа (учащиеся с низким уровнем знаний и мотивации) – Откройте учебник стр.28-29. Рассмотрите рисунки и назовите причины возникновения болезней у людей.
3 группа (учащиеся с высоким уровнем знаний и мотивации) – придумать такие ситуации, которые могут показать, где и как человек может простудиться.
-Ребята, нам пришло письмо. (СЛАЙД)
Прочитайте его.
-Кто мог написать это письмо, о чём он хотел рассказать?
- Как вы догадались, что у него грипп?
- А что это за заболевание? Как можно заразиться этим вирусом?
- Действительно, при разговоре, чихании, кашле больной выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, в которых живут миллионы вирусов. Другие люди могут дышать этим заражённым воздухом и заболеть. Этот путь заражения называется воздушно-капельным.
Грипп так заразен, что им заболевают очень многие люди. И тогда начинается эпидемия.
-А что же делает этот разбойник грипп, попав в организм человека?
-Да, действительно, вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается и выделяет в кровь ядовитые вещества - токсины, отравляющие весь организм. И человек тяжело заболевает.
- Как вы думаете, а раньше люди болели гриппом?
А знаете ли вы, ребята, что возбудитель гриппа, то есть тот, кто её вызывает, мельчайший микроб - вирус? Своё название он получил от французского слова gripper- схватывать. И действительно, начало заболевания напоминает схватку. Грипп в буквальном смысле слова берет человека за горло, проникая в его организм.
-А как вы думаете, что нужно предпринять, чтобы этот вирус не попал в организм человека?
- Ребята, а разве кто-то из вас не моет руки? Проведем опыт. Умеете ли вы правильно мыть руки? (СЛАЙД)
- Мне нужно по 1 человеку из группы:
1 ребёнок споласкивает руки и не вытирает,
2 ребёнок - моет руки и вытирает их полотенцем,
3 ребёнок - моет тщательно руки со всех сторон и вытирает их.
-Кто из ребят правильно вымыл руки?
- Посмотрим, при помощи лупы, чисты ли ваши руки?
- Ой, ой, ой сколько микробов!!!!
Что же нам делать? Как убить микробы и не заболеть гриппом?
Нам помогут в этой нелегкой задаче весёлые доктора, которые
у нас в гостях. Послушаем, что они нам посоветуют.
(СЛАЙД, картинки 4-х «говорящих» докторов)
- Доктор №1. Чтобы не заболеть гриппом, следует проводить профилактические процедуры. За один два месяца до эпидемии рекомендуется сделать прививку против вируса гриппа. Обращайтесь в поликлинику. Прежде всего, надо мыть руки! Да-да, чаще всего, вирусная инфекция «цепляется» именно с грязью – 90% всех случаев заболеваний приносились с улицы на руках и просто не смывались. Обязательно промывайте нос каждый вечер специальными растворами, которые можно купить в аптеке, например, «Аква Марис» или «Физиомер». А еще для этого можно использовать обычную минералку – «Ессентуки» № 4 или № 17. Если же общались с больным, то сразу же после промойте нос раствором обычного хозяйственного мыла.
Доктор №2. Когда вы вечером приходите из школы или других общественных мест, где вы могли иметь контакт с больными гриппом, в первую очередь тщательно вымойте руки с мылом. Затем высморкайтесь и намыленными пальцами изнутри протрите ноздри. Вирус гриппа мыла боится.
Доктор №3. Не стоит забывать и о методах народной медицины, проверенных на протяжении многих веков.
Пожалуй, главным природным «препаратом» для профилактики гриппа можно считать чеснок, который употребляется не только вовнутрь, но и наружно. Используйте его в пищу при каждом удобном случае, а тарелочку с очищенным чесноком поставьте возле своего рабочего места. Также употребляйте в пищу, фрукты и ягоды, которые в большом количестве содержат витамин С. Это шиповник, чёрная смородина, брусника, клюква, лимоны, апельсины.
Доктор №4. Регулярно проводить влажную уборку (желательно с применением дезинфицирующего средства).
Рекомендуется часто проветривать помещение.
Использовать во время эпидемии гриппа марлевую повязку.
Вести здоровый образ жизни.
Физкультминутка.
Разминка «Веселый зоопарк».
5.Первичное закрепление.
-Откройте свое портфолио здоровья на стр.29. Прочитайте основные правила здоровья. Ваша задача – выполнить рисунок «Здоровый человек»
-Вот еще несколько советов, которые помогут вам выполнить задание:
-Как помочь себе и близким, если уже заболел?
6. Обобщение и закрепление.
-Какая была тема нашего урока?
-Достигли ли мы цели и задач, которые ставили в начале урока?
-Зачем нужны те знания, которые получили на сегодняшнем уроке?
-Интересно, а воспользовался ли Ох нашими советами, давайте посмотрим.
-А сейчас давайте проведем тест «Можете ли вы заболеть?»
Самооценка « Могу ли я заболеть?» (СЛАЙД)
-Сделал ли ты прививку от гриппа?
-Питаешься ли ты разнообразно, включая в пищу овощи, фрукты?
-Кушаешь ли ты лук, чеснок, мёд, имбирь?
-Занимаешься ли ты спортом?
-Гуляешь на свежем воздухе каждый день не менее 2 часов?
-Проветриваешь ли ты свою комнату, квартиру, класс?
-Моешь ли ты лицо, руки с мылом?
-Закаляешься ли ты?
-Ты весёлый, жизнерадостный человек?
Обработка результатов - если вы выбрали менее 5 цветочков, то велика вероятность, того, что ты можешь заболеть. У вас ещё есть время пересмотреть свой режим дня, привычки и предостеречься от болезни.
- Ребята, а чтобы вы не забыли правила защиты от простудных заболеваний, вам помогут информационные буклеты.
7.Рефлексия. (СЛАЙД)
-У вас у каждого на партах ладошки. Если вам понравился урок, и вы взяли из него для себя много полезного - поднимите ладошки вверх.
А если вам было скучно и вы не узнали ничего нового- опустите ладошки вниз.
-Вы подарили мне сегодня тепло и радость хорошей работы.
(на доске запись: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.» Дмитрий Иванович Менделеев .
Сидят за партами, слушают учителя.
Солнце, тепло, уход…
Поворачиваются друг к другу и произносят слова.
-Я желаю тебе сегодня добра,
Ты желаешь мне сегодня добра,
Если будет трудно, я тебе помогу.
-Чтобы мы показали все свои знания.
- Активно, тихо, дружно.
Просмотр фрагмента мультфильма «Ох и Ах»
-Он заболел.
- Теплая одежда, чихает, больное горло, грелка.
ЗДОРОВЬЕ
Составление предложения
ЗДОРОВЬЕ - НАШЕ БОГАТСТВО.
Учебник Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» 1 часть стр.27
Работа в группах.
ЗДОРОВЬЕ - ПЕРВОЕ БОГАТСТВО.
-Научиться сохранять и укреплять своё здоровье.
-От чего зависит здоровье человека?
-Что такое здоровье?
-Какие бывают секреты здоровья?
-Что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом?
Учащиеся работают в группах, раскрывают конверты и читают сначала про себя, затем вслух.
Обобщающие ответы групп. 1 группа: чеснок, мёд, сок, лимон, малиновое варенье, апельсины, бананы, яблоки, лук, груши, овощи, морс. 2 группа: не соблюдение режима дня, нужно ежедневно проветривать помещение, мыть руки с мылом; 3 группа: в театре, в магазине и т.д.
«ПИСЬМО КО ВСЕМ ДЕТЯМ ПО ОДНОМУ ВАЖНОМУ ВОПРОСУ» Конверты с письмом, раскрывают и читают сначала про себя, затем вслух.
-Отравляет наш организм.
-Предположения детей
- Дети делают предположения.
Надеть на лицо защитную маску, принимать витамины, противовирусные препараты, в целях профилактики, мыть руки.
-Проведение опыта.
Смотрят, анализируют, доказывают, делают вывод.
Каждого «животного» показывает ребенок у доски.
Жираф – головой вверх-вниз, вправо и влево.
Осьминожка – круговые движения плечами назад и вперед, плечи поднять и опустить.
Птица – руки поднять и опустить, круговые движения назад и вперед.
Обезьяна – наклон вперед, круговые движения туловищем назад и вперед.
Лошадка – поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.
Аист – подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой.
Кошка – подтянуться вперед сначала правой, а затем левой рукой.
Учащиеся работают в портфолио здоровья на стр.29
- Соблюдать постельный режим
-Не играть с ребятами, чтобы их не заразить,
-Пить лекарства, назначенные врачом,
-Употреблять в пищу фрукты, овощи и т.д Ответы детей сопровождаются слайдами.
Просмотр фрагмента мультфильма «Ох и Ах»
На столе в конверте лежат картинки. Если ответ положительный – выбирают цветочек, если ответ отрицательный- выбирают маленький вирус.
Выполняют задание учителя.
Дети получают информационные буклеты-памятки.
Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.
Познавательные
Логические
Анализ объектов
Коммуникативные
Планирование учебного сотрудничества
Управление поведением партнера
Регулятивные
Планирование
Волевая саморегуляция
Личностные
Нравственно-этическая ориентация
Овладение логическим действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.
Познавательные
1.Общеучебные
Смысловое чтение
Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания
2. Логические
Анализ объектов
Синтез объектов
Сравнение объектов
Классификация объектов
Коммуникативные
Планирование учебного сотрудничества
Постановка вопросов
Умение полно и точно выражать свои мысли
Регулятивные
Планирование
Коррекция
Оценка
Познавательные
Общеучебные
Структурирование знаний
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Логические
Анализ объектов
Сравнение объектов
Установление причинно-следственных связей.
Выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные
Умение полно и точно выражать свои мысли
Регулятивные
Планирование
Личностные
Смыслообразование
Нравственно-этическая ориентация
Познавательные
Общеучебные
Структурирование знаний
Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания
Смысловое чтение
Логические
Анализ объектов
Синтез объектов
Сравнение объектов
Классификация объектов
Коммуникативные
Постановка вопросов
Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)
Умение полно и точно выражать свои мысли
Регулятивные
Планирование
Коррекция
Волевая саморегуляция
Личностные
Логические
Анализ объектов
Сравнение объектов
Синтез объектов
Классификация объектов
Построение логической цепи рассуждения
Установление причинно-следственных связей
Доказательство
Познавательные
Общеучебные
Структурирование знаний
Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания
Логические
Анализ объектов
Сравнение объектов
Классификация объектов
Коммуникативные
Постановка вопросов
Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка)
Умение полно и точно выражать свои мысли
Регулятивные
Планирование
Личностные
Анализ объектов
Сравнение объектов Классификация объектов
Построение логической цепи рассуждения
Установление причинно-следственных связей
Доказательство
Становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; решение проблемных вопросов на основе имеющихся знаний.
Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ