Конспект урока по русскому языку. 3 класс Программа «Начальная школа XXI века”
Конспект урока по русскому языку. 3 класс
Программа «Начальная школа XXI века”
учитель: Макеева О.В.
Тема:
«Учимся писать безударные окончания имен существительных 2- го склонения».
Цели :
Создать условия для систематизации материала по теме: “Правописание окончаний существительных второго склонения”.
Способствовать формированию интеллектуальных умений учащихся.
Задачи :
Подготовка к словарному диктанту
Закрепление способов проверки безударных гласных в окончаниях существительных 2 – го склонения
Различение существительных 1 – го и 2 – го склонений при выборе окончаний
Тренировка в написании безударных окончаний
Оборудование:
учебник “Русский язык” (3 класс. Автор: С.В.Иванов),
карточки со словами (имена существительные); карточки с анаграммами
Время проведения: 16 февраля 2011 г.
Этапы урока
Время /мин.
Ход урока
Примечания
Орг. момент
1
Приветствие
Подготовка к С.Д.
- Завтра мы будем писать словарный диктант. Сегодня подготовимся.
Я буду произносить словарную статью к слову, ваша задача назвать термин и записать его.
1. описание жизни человека, сделанное другими людьми или им самим
2.традиционная русская обувь, которую в морозную погоду носят для ходьбы по сухому снегу (тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти)
3. человек одинакового с кем-либо возраста; ровесник
4. искусственное заграждение, выполненное из подручных материалов и расположенное поперёк дороги. Применяются во время крупных вооружённых конфликтов или восстаний для целей уличного боя.
5. соблюдающий правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный
6. груз, упакованный для отправления транспортом и перевозимый отдельно от пассажира
7.инструмент, обычно применяется в плотницком деле для разрубания или придания формы дереву, а также для сруба деревьев.
8. место, где хранится огромное количество книг. Любую из этих книг вы можете взять себе и прочесть, но только потом ее придется вернуть.
10 ёмкость (обычно металлическая) для приготовления пищи методом варки на открытом огне или в духовом шкафу. Как правило, эта ёмкость с ручками и крышкой.
Взаимопроверка.
-Рассмотрим написание еще 3 – х словарных слов.
Откройте учебник на стр.52
Восток - место, откуда восходит солнце;
Запад – западать за горизонт; (уч. стр. 53)
Север –французское sévère - строгий, суровый, римского императора звали Север (Severus), который не отличался добрым нравом.
- Какой стороны горизонта не хватает? (юг)
_ Это основные стороны горизонта. Их написание нам уже знакомо. А как называются промежуточные стороны горизонта?
- Кто знает, как они правильно записываются. Давайте запишем их в словарь и выучим написание.
2 уч-ка работают у доски.
Запись в тетр.
Словарь:
1.биография
2.валенки
3.сверстник
4.баррикада
5.вежливый
6.багаж
7.топор
8.библиотека
9.шофёр
10.кастрюля
Оценивание.
Учебник стр. 52
запад
восток
север
ЮГ Общеславянское – jugъ. Греческое – auge (блеск, сияние, рассвет).
Запись в словаре:
северо – запад, северо – восток,
юго – запад,
юго - восток
Повторение изученного
- Посмотрите на все записанные словарные слова. Какое слово здесь лишнее и почему.( это прилагательное, остальные сущ.)
- Что такое существительное?( Часть речи, отвечает на вопросы кто?, что? , обозначает предметы, явления природы, состояния)
- Какая наука изучает части речи?(морфология)
_ Давайте перечислим, что мы уже знаем об имени сущ. назовите постоянные признаки. ( род, склонение, одушевленность – неодушевленность, собственные – нарицательные.
Непостоянные признаки. (число, падеж)
- Чтобы определить род и склонение сущ., что надо сделать? (поставить сущ. в начальную форму)
- Что такое начальная форма? ( И.П.,ед.ч.)
-Предлагаю следующее задание по группам. Я даю вам слова. Ваша задача написать о них все, что вы знаете по плану на доске.
-Как определили одушевленность – неодушевленность(одуш. В.п.=Р.п.; неодуш. В.п.=И.п.)
Запись на доске:
Сущ.
Н.Ф.
Пост. призн.:
род
склонение
одуш. - неодуш.
собств. – нариц.
Непост. призн.:
число
падеж
Работа в группах.
Слова:
около березы
про куклу
за облаком
к дочери
Введение в тему урока
- Какой из постоянных признаков имени сущ. мы еще не полностью изучили? (склонение)
- Что такое склонение? (Изменение по падежам)
-Зачем изучать склонение и падежи? ( чтобы правильно писать окончание сущ.)
- давайте проверим, умеете ли вы определять склонение сущ.
Физ. минутка
Встали около своих мест
Я буду называть слова. Если это сущ. 1 скл. садимся, если 2 – поднимаем руки вверх, если 3 – хлопок.
Кто помнит, какие несклоняемые сущ. прозвучали?(меню, шимпанзе, тюль)
- Что необходимо знать о несклоняемых сущ.? (они не изменяются по падежам, у них нет окончаний)
Что необходимо у них запоминать? (род)
Давайте определим род(шимпанзе, тюль – м.р., меню ср.р.)
- Молодцы.
Слова:
парикмахер, лестница, гуашь, дядя, меню, ученица, лошадь, шимпанзе, меч, окно, столб, тюль, мышь, Петя.
Тема урока
Над правописанием сущ. каких склонений мы сейчас работаем? (1 и 2 скл.)
- Назовите способы проверки гласных в окончаниях сущ. (опорное слово, использование таблицы окончаний)
- Какое слово является опорным? (того же склонения, с ударным окончанием)
_ Потренируемся в определении гласных в окончаниях сущ. 1 и 2 скл.
- Используем оба способа проверки по – очереди.
- Запишем таблицы окончаний 1-го и 2-го склонения на крыльях доски.
Образец записи:
в театре, у девочки
Слова:
на трамвае, около царапинки, за сахаром, в музее, на прогулке, за площадкой, об олене, без сетки, на сердце, к вишенке.
-Почему слова вишенка, царапинка так пишутся? ( ня – енк, ина – инк)
Взаимопроверка.
2 человека работают у доски.
Запись таблиц окончаний на крыльях доски
( к первым 5 словам проверка - опорное слово, ко вторым 5 - склонение падеж)
Физ. минутка
« Муха»
Закрепление
Напишем тренировочный диктант.
Птицы на ночлеге.
Птицы ночуют в укромном месте. Большая синица любит проводить ночь под крышей. Ласточка спит в гнездышке. Скворец уснул в своей квартире. Вороны и галки ночуют в садике, в роще. Они летят в зелень ветвей стаей. Облюбуют высокое дерево и сидят на вершине. На ночлеге слышна ночная перекличка. Потом голоса затихают. Наступает ночная тишина.
- Выделите окончание сущ., укажите склонение, падеж.
Выделите окончание сущ., укажите склонение, падеж. В 1 и 2 предложении.
Самостоятельная работа в тетрадях.
Рефлексия
-Над чем сегодня работали?
_ что удавалось легко?
- Что было трудно?
- Чью работу на уроке можно еще оценить?
Д.З.
Подготовка к С.Д.,
учебник
стр. 53 № 5,опрелелить склонение и
просклонять существительные пассажир, галерея
Примечание
Если есть свободное время, решить анаграммы:
ТИРАХТЕРКО (архитектор).
СЬРНГИЕ (снегирь)
ТОМВАТА (автомат)
Используемая литература:
Учебник по русскому языку 3 класс. С.В. Иванов и др. «Вентана-Граф» 2009.
Рабочая тетрадь по русскому языку 3 класс. М.И. Кузнецова «Вентана-Граф» 2009.
Методическое пособие «Комментарии к урокам».3 класс. С.В. Иванов и др. «Вентана-Граф» 2009.
Беседы с учителем 3 класс. Л.Е. Журова «Вентана-Граф» 2007.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ