МОНИТОРИНГ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА СООБЩАЕТ


МОНИТОРИНГ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

2012/2013 учебный год

Важно осознавать, что самые первые шаги ре­бенка в школе должны находиться под пристальным вни­манием родителей, педагогов и врачей, что эти шаги не­легко даются и организму, и психике ребенка и потому так важно и необходимо знать особенности психического раз­вития в этом возраст. Это необходимо для определения и сохранения ресурсов первоклассника.

Адаптация ребенка в школе – процесс длительный, и не всегда успешно протекающий. Поэтому задача школьных специалистов – выявлять трудности в адаптации первоклассников и совместно с родителями намечать пути преодоления этих трудностей.

Поэтому между родителями и школой должна быть позитивная степень доверия, родители должны осознавать, что все мы хотим, чтобы дети были здоровы, успешны, с радостью шли в школу и хотели в ней учиться.

С этой целью подведены первые итоги адаптации 1-классников к школьному обучению, проанализированы результаты диагностических исследований.


ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКА ПЕРВОКЛАССНИКОВ

1. Для мотивации родителей на сотрудничество со школой родителям предлагалась анкета «Готов ли ваш ребенок к школе?». Результаты диагностики показали, что родители оценивают готовность детей к школьному обучению не всегда объективно, завышая степень подготовки к школе. Но в переоценке ресурсов ребенка родителями есть и положительный компонент: если родитель считает ребенка неспособным, зачастую отказывает ему в помощи, «махнув рукой» на трудности, испытываемые первоклассником. Иногда родители на протяжении всего учебного года оценивают успехи ребенка в 1-ом классе необъективно, поскольку ребенок находится в безоценочном процессе обучения.

По родительским анкетам треть родителей (33% - 22 чел.) считают, что их дети имеют высокую степень готовности к школе, 57% (38 чел.) - среднюю и только 10% (7 чел.) – низкую.

РЕЗУЛЬТАТЫ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ

СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ РОДИТЕЛЯМИ

(анкета «Готов ли ваш ребенок к школе?»)


Количество обследован-ных обучаю-щихся

ВЫСОКАЯ

степень

СРЕДНЯЯ

степень

НИЗКАЯ

степень



67


22 – 33%


38 – 57%

7 – 10%








ОБУЧАЮЩИЕСЯ 1 –ых КЛАССОВ

(в % от общего количества 1-классников)

2012 – 2013 учебный год




















высокий


средний



низкий



2. Результаты тестирования интеллектуального развития 1-классников несколько иные. Только 15% (12 чел.) первоклассников имеют высокую степень интеллектуального развития (высокий и хороший уровни).


СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДАННЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 1-КЛАССНИКОВ


Кол-во

обсле-

дован-

ных

Показатель

успеш-

ности выполнения теста

Уровень

интеллек-

туального

развития

УРОВНИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Высокий

Хороший

Средний

Низкий

(слабый)

Крайне

низкий

(патология)

76 чел.

58%

Средний

1 – 1%

11 – 14%

37 - 49%

19 –25%

8 – 11%



Диагностика интеллекта показала, что большая часть детей имеет средний уровень развития (37 обучающихся - 49%), низкий уровень – 25% учеников. Серьезные трудности, вероятно, будут испытывать 8 обучающихся (11%), показавших уровень патологии. У этих школьников, возможно, задержка психического развития. По этой диагностике можно сделать прогноз на обучение, она выявляет реальный потенциал обучаемости детей, степень сформированности их мыслительных функций, их способность мыслить самостоятельно.

Рекомендации родителям: Для профилактики и развития еще не сформированного мыслительного аппарата ребенка необходимы специальные занятия на развитие логического мышления. Необходимо практиковать ежедневное чтение, с обязательным ответом на вопросы по содержанию прочитанного, вычленению главного, последовательности происходящих событий, кратким пересказом.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 – ЫХ КЛАССОВ

2012 – 2013 учебный год

(% от количества обучающихся)







высокий


средний



низкий



патология, крайне низкий





3. Готовность руки к письму – важный показатель степени готовности первоклассника к школе. Результаты теста на копирование заданного образца (цепочка «глаз – рука») позволяют анализировать процесс зрительно-моторной координации и его нарушений у первоклассников. Высокий уровень зрительно-моторной координации показали только 2 (3%) обучающихся 1-ых классов. Слабый уровень зрительно-моторной координации (неразвитость навыка) показали 15 (19%) первоклассника, а уровень патологии, при котором, вероятно, есть органические нарушения в работе мозга, выявлен у 2 (3%) обучающихся.



СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДАННЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ



Кол-во

обследованных

1-классников

УРОВНИ РАЗВИТИЯ

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ

Высокий

Хороший

Средний

Низкий

(слабый)

Крайне

низкий

(патология)

76

2 – 3%

23 - 30%

34 - 45%

15 – 19%

2 – 3%


Рекомендации родителям: Для развития еще не установившихся зрительно-двигательных связей рекомендуется любое списывание или срисовывание ребенком предварять подробным, детальным речевым анализом предстоящей работы: «Расскажи, как будешь делать, как будешь выполнять, что сначала, что потом?» и т.п. Проговаривание позволяет перевести зрительный образ в план сознания и, следовательно, подключить далее осознанный контроль за выполнением работы. В процессе проговаривания происходит также трансформация образа: из зрительного он преобразуется в зрительно-речевой. Когда графическое воспроизведение сопровождается рассуждением, речь становится связующим звеном между зрительным анализом и движением руки. Таким образом, устанавливаются и постепенно налаживаются адекватные связи между зрительно воспринимаемыми изображениями и двигательно-графическими их реализациями. Списывание для таких детей должно вестись по элементам, а не целостными образами. Например, слова надо списывать по буквам, а не по слогам, а примеры – по цифрам, а не числам, и так же по элементам сверять написанное с образцом. Для детей с проблемами в зрительно-моторной координации должно быть обязательным посещение кружка внеурочной занятости «Рисование по клеточкам».

4. Трудности протекания адаптации ребенка к школе в значительной мере обусловлены его личностными особенностями. Очевидно, что поступление в школу сказывается на нервно-психическом состоянии ребенка самым неблагоприятным образом. Факты нервно-психической дезадаптации первоклассника подтверждают функциональные нарушения центральной нервной системы в виде неврологических реакций: сосание пальца, обкусывание ногтей, повышенной истощаемости и утомляемости организма, снижение порогов чувстви­тельности, неустойчивое настроение и нарушении сна; гипердинамический синдром, выражающийся в двигательном беспокойстве, неусидчивости, эпизодической агрессивности; соматовегетативные расстройства для которых характерны головные боли, боли в области сердца, живота и т.п.

Серьёзную тревогу вызывают результаты диагностики нейрофизиологического состояния первоклассников, которое определялось по двум компонентам диагностики: скорость переработки информации, (работоспособность, выносливость) и точность переработки информации (внимательность, ошибочность). Только 4 (1%) первоклассника имеют высокую работоспособность, высокий уровень скорости переработки информации. 3 ученика (4%) – хороший, 21 обучающийся (27%) – средний. Большое количество обследованных обучающихся со слабым уровнем - 34 чел. (44%) и уровнем патологии 16 чел. (20%). С высоким уровнем внимательности 21 ученик (27%), 10 (13%) – с хорошим. Большое количество обучающихся со слабым (4 чел. – 5%) и уровнем патологии (25 чел. - 32%). А это зона риска, ММД.




СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДАННЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

2012/2013 уч.год



Кол-во

обследованныхчел.


Уровнь скорости

переработки информации (чел.-%)

Уровень внимательности

(точности)

патоло-гия

сла-бый

сред-ний

хоро-ший

высо-кий

пато-логия

сла-бый

сред-ний

хо-ро-ший

высо-кий

78

16 – 20%

34 – 44%

21 –

27%

3 –

4%

4 – 1%

25 – 32%

4 –

5%

18 –

23%

10 – 13%

21 – 27%


57 обучающихся (73%) имеют ту или иную форму ММД. По сравнению с прошлым годом количество детей с ММД увеличилось на 13 %, дети очень слабы неврологически.

ТИПЫ ММД У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-ых КЛАССОВ


1-класс

2012/13

уч.г.

Кол-во обслед.

детей

Из них

имеют

ММД

ТИП ММД (чел. -% от числа детей с ММД)

Астеничес-кий

Реактивный

Субнормаль-

ный

Ригидный

ВСЕГО

78

57 –73%

49 – 86%

8 – 14%

2012 г.

91

55 –60%

42 – 77%

9 – 16%

4 – 7%

2011 г.

87

45 – 52%

28 – 62%

6 – 13%

3 – 7%

8 – 18%

2010 г.

72

36 – 50%

22 – 61%

3 – 8%

4 – 11%

7 – 20%


ММД – минимальная мозговая дисфункция (недостаточность). Это наиболее легкие формы церебральной патологии, имеющие невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и специфичные отклонения в поведении (неусидчивость, двигательная расторможенность, невнимательность, неуправляемость, плаксивость, агрессивность).

ММД относится к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

Эта диагностика очень важна, поскольку учебные трудности ребенка связаны зачастую с его состоянием.




Наибольшее количество детей с астеническим типом ММД (что соответствует общероссийской тенденции) – 86% (49 чел.) от общего числа обследованных детей с ММД. Необходимо учитывать это при организации обучения, поскольку астеничные, ослабленные дети, дети с медленным темпом деятельности и сниженной работоспособностью, повышенной утомляемостью должны иметь соответствующую их типу структуру учебной деятельности: чередование фаз работы и отдыха, дозированную подачу информации и т.п.





В два раза увеличилось количество обучающихся с ригидным типом ММД (застреванием) с 7% до 14%, эти дети с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, зачастую им требуется индивидуальная инструкция. Наличие этого показателя - свидетельство о снижении адаптационных способностей детей в целом.



Рекомендации родителям:

Внимательно отнеситесь к состоянию здоровья ребенка, взгляните серьезно на трудности, которые испытывает первоклассник. Через кризис поступления в школу надо провести ребенка с заботой и ответственностью. А кто, как не родитель, должен это сделать.

Любите, заботьтесь о ваших детях, будьте ответственны за ребенка, а значит, и за свое будущее!



С индивидуальными результатами диагностики своего ребенка родители могут ознакомиться у школьного психолога, предварительно записавшись на консультацию.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ