Образовательная программа дополнительного образования детей «Уроки здоровья» для 1-4 классов
МБОУ СОШ №43
Рассмотрено на секции учителей начальных классов.
Утверждаю__________________________________
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Уроки здоровья»
(Для детей от 6 до 10 лет)
Срок реализации программы 4 года.
Мякота Н.Ю.
Учитель начальных классов.
г.Владимир
2013 год.
Пояснительная записка
Цели программы:создание благоприятных условий,обеспечивающих возможность сохранения здоровья;формирование необходимых знаний, умений и навыков,способствующих поддержанию здорового и безопасного образа жизни;использование полученных знаний в практике с целью улуч-шения состояния собственного здоровья.
Задачи программы:формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста;воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры,спорта,туризма в семье.
Работа по данной программе строится на принципах гуманистической пе-дагогики и психологии,выраженных правилом трех П:понимание,принятие, признание.Учет индивидуальных особенностей,уважение к ребенку,к про-цессу и результатам его деятельности,комплексный подход,систематичность и последовательность.интеграция,наглядность-важные принципы реализации программы.
Содержание разделов строится на основных принципах диалектики:
*научность-предлагаемый материал соответствует представлению совре-менной науки об особенностях здорового образа жизни;
*доступность-информация и ее объем соответствуют возрастным возмож-ностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста;
*наглядность-познание осуществляется с использованием современных ди-дактических средств;
*занимательность-материал излагается в занимательной,игровой форме;
*актуальность-отражает насущные проблемы,связанные со здоровьем детей;
*психологическая комфортность- психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта,создание условий для самореализа-ции;
*обучение в деятельности-организация детской деятельности по формирова-нию здорового и безопасного образа жизни,умения самостоятельно добывать новые знания,правильно применять их на практике;
*целостность содержания-выделение основных этапов и блоков,логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в проессе осу-ществления;
*сознательность и активность-проявление активности учащихся к вопро-сам,касающимся здоровья,что возможно только при осознании ответствен-ности за него;
*опора на предшествующее развитие-опираться на предшествующее спон-танное,самостоятельное развитие и воспитание.
Результатом освоения программы является наличие компетенций как уме-ний,необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья.К та-ким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни и жиз-ни окружающих людей,способность контролировать свою деятельность,умение вовлекать эмоции в процесс деятельности,готовность и способность обучаться самостоятельно,способность к рефлексии,уверенность в себе,самоконтроль, адаптивность,исследование окружающей среды для выявления ее возможно-стей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья,умение прояв-лять настойчивость при соблюдении здорового образа жизни,отношение к пра-вилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных спосо-бов поведения,способность принимать решения,способность слушать других людей и принимать во внимание то,что они говорят,терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.
Ценностно-смысловые компетенции по здоровьесберегающему на-правлению-это компетенции в сфере мировоззрения,связанные с ценностными ориентирами младшего школьника по отношению к собственному психичес-кому ,нравственному ,духовному и физическому здоровью,его способность видеть и понимать окружающий мир ,ориентироваться в нем,осознавать свою роль и предназначение ,уметь выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности.Данные компетенции предполагают наличие у младших школь-ников следующих ниверсальных учебных действий:
*умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению;
*владения способами самоопределения в ситуациях выбора на основе соб-ственных позиций;
*умений принимать решения ,брать на себя ответственность за их последствия;
*умения действовать на основе выбранных целевых и смысловых установок;
*умение выбирать индивидуальную образовательную программу с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательные компетенции по определению А.В.Хуторского-это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятель-ности ,включающей элементы логической ,методологической ,общеучебной деятельности ,соотнесенной с реальными познаваемыми объектами .В их чис-ло входят следующие учебные действия:
*способность ставить цель и достигать ее ,умение пояснять свою цель;
*умение осущестлять планирование ,анализ ,рефлексию ,самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
*умение ставить вопросы к наблюдаемым явлениям ,отыскивать их причины, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
*умение ставить и решать познавательные задачи по сохранению и укрепле-нию собственного здоровья;
*способность создавать условия для проведения здоровьесберегающих дей-ствий(закаливание ,проветривание ,подвижные и малоподвижные игры и т.д.)
Коммуникативные компетенции-это знание необходимых языков,уме-ние взаимодействовать с людьми,использовать навыки работы в парах и груп-пах,владеть различными социальными ролями в коллективе.Уже к окончанию начальной школы ученик должен уметь представить себя,написать письмо ,за-полнить анкету,задать вопрос,вести диалог и участвовать в дискуссии,высту-пать с докладом,защищать проект и т.д.Поэтому важно сформулировать у младшего школьника следующие универсальные действия:
*умения взаимодействовать с окружающими людьми и анализировать про-исходящие события;
*умения задать вопрос,корректно вести диалог;
*владение разными видами речевой деятельности:монолог,диалог,чтение письмо;
*умение работать в коллективе;
*умение искать и находить компромиссы;
*умение развивать положительные навыки общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе,основанных на знании истории и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции-это умения при помощи телевизора,теле-фона,средств массовой информации,Интернета,видеозаписи самостоятельно искать,анализировать и отбирать необходимую информацию,организовывать, преобразовывать,сохранять и исползовать ее.Информационные компетенции развивают навыки у младшего школьника,которые относятся к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях,в окружа-ющем мире,формируя у обучающегося универсальные учебные действия:
*владение навыками работы с различными источниками информации: книга-ми,учебниками,справочниками,атласами,картами,определителями,словаря-ми,энциклопедиями,каталогами,Интернетом;
*умения самостоятельно искать,извлекать,систематизировать,анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию,организовывать, преобразовывать и сохранять ее;
*способность ориентироваться в информационных потоках,уметь выделять в них главное и необходимое;
*умения осознанно воспринимать сообщения из средств массовой информа-ции;
*умения пользоваться информационными устройствами,такими как компью-
тер,телевизор,магнитофон,телефон,факс,принтер и др.;
*умения использовать для решения учебных задач информационные и теле-коммуникационные технологии:аудио и видеозаписи,электронную почту, Интернет.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции-это знакомство с культурой своего народа и народов других стран,краеведением.Также сюда входит приобретение знаний по экологии,применение правил личной гигие-ны,формирование навыков здорового образа жизни,умение заботиться о соб-ственном здоровье и личной безопасности,владение способами оказания пер-вой медицинской помощи пострадавшим или заболевшим,умение ухаживать за ребенком младшего возраста.У школьников формируются следующие уни-версальные действия:
*понимание духовно-нравственных основ жизни человека и общечеловечес-кой культуры;
*понимание культур,традиций и обычаев своего народа;
*формирование представления о родном крае,его природе,знаниях людей и т.д.;
*влияние опытом ориентации и экологической деятельности в природной среде;
*владение эффективными способами организации своего свободного времени;
*умения применять правила поведения в экстремальных ситуациях;
*умения позитивно относиться к своему здоровью;
*владение способами физического совершенствования,эмоциональной само-регуляции,самоподдержки и самоконтроля;
*умения применять правила личной гигиены,заботиться о личном здоровье,личной безопасности;
*владение навыками оказания первой медицинской помощи;
*владение элементами психологической грамотности,половой культуры и поведения;
*умения использовать многообразие двигательного опыта в массовых видах соревновательной деятельности и организации активного отдыха и досуга;
*умения подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
В процессе работы ведется просветительскя работа с учащимися и их ро-дителями,формируется положительная мотивация младших школьников к ус-воению знаний и представлений о здоровом и безопасном образе жизни и ги-гиенических основах физического воспитания.Ребенок,изучая себя и особен-ности своего организма,психологически готовится к тому,чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность,формировать здоровый образ жизни. Методика работы строится в направлении личностно ориентированного взаи-модействия с ребенком,делается акцент на самостоятельное экспериментиро-вание,исследовательскую деятельность,поисковую активность младших школьников.
Тематическое планирование
1 класс (32 часа)
№урока
Тема урока
Дата
Дружи с водой (2 часа)
1
Советы доктора Вода.
2
Друзья Вода и мыло.
Забота о глазах (1 час)
3
Глаза-главные помощники человека.
Уход за ушами (1 час)
4
Чтобы уши слышали.
Уход за зубами (3 часа)
5
Почему болят зубы.
6
Чтобы зубы были здоровыми.
7
Как сохранить улыбку красивой.
Уход за руками и ногами (1 час)
8
«Рабочие инструменты» человека.
Забота о коже (3 часа )
9
Зачем человеку кожа.
10
Надежная защита организма.
11
Если кожа повреждена.
Как следует питаться (2 часа )
12
Питание-необходимое условие для жизни человека.
13
Здоровая пища для всей семьи.
Как сделать сон полезным ( 1час )
14
Сон-лучшее лекарство.
Настроение в школе ( 1час )
15
Как настроение?
Настроение после школы ( 1 час )
16
Я пришел из школы.
Поведение в школе ( 2 час )
17,18
Я-ученик.
Вредные привычки (2 часа )
19,20
Вредные привычки.
Мышцы,кости и суставы ( 2 часа )
21
Скелет-наша опора.
22
Осанка-стройная спина!
Как закаляться.Обтирание и обливание ( 1 час )
23
Если хочешь быть здоров.
Как правильно вести себя на воде (1 час )
24
Правила безопасности на воде.
Народные игры ( 1 час )
25
Русская игра «Городки «.
Подвижные игры ( 5 часов )
26-30
Подвижные игры.
Доктора природы ( 2 часа )
31-32
Обобщение.
Тематическое планирование
2 класс (33 часа)
№урока
Тема урока
Дата
Почему мы болеем ( 3 часа )
1
Причины болезни.
2
Признаки болезни.
3
Как здоровье?
Кто и как предохраняет нас от болезней ( 2 часа )
4
Как организм помогает себе сам.
5
Здоровый образ жизни.
Кто нас лечит ( 1 час )
6
Какие врачи нас лечат.
Прививки от болезней ( 2 часа )
7
Инфекционные болезни.
8
Прививки от болезней.
Что нужно знать о лекарствах ( 2 часа )
9
Какие лекарства мы выбираем.
10
Домашняя аптечка.
Как избежать отравлений ( 2 часа )
11
Отравление лекарствами.
12
Пищевые отравления.
Безопасность при любой погоде ( 2 часа )
13
Если солнечно и жарко.
14
Если на улице дождь и гроза.
Правила безопасного поведения в доме, на улице ,в транспорте (2 часа )
15
Опасность в нашем доме.
16
Как вести себя на улице.
Правила поведения на воде ( 1 час )
17
Вода-наш друг.
Правила обращения с огнем (1 час )
18
Чтобы огонь не причинил вреда.
Как уберечься от поражения электрическим током (1 час )
19
Чем опасен электрический ток.
Как уберечься от порезов,ушибов,переломов (1 час )
20
Травмы.
Как защититься от насекомых ( 1 час )
21
Укусы насекомых.
Предосторожности при обращении с животными (1 час )
22
Что мы знаем про кошек и собак.
Первая помощь при отравлении жидкостями,пищей,парами,газом(2 часа )
23
Отравления ядовитыми веществами.
24
Отравление угарным газом.
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе,при ожогах и обморожении ( 2 чса )
25
Как помочь себе при тепловом ударе.
26
Как уберечься от мороза.
Первая помощь при травмах (3 часа )
27
Растяжение связок и вывих костей.
28
Переломы.
29
Если ты ушибся или порезался.
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз,ухо,нос (1 час )
30
Если в глаз,ухо,нос или горлр попало посторон-нее тело.
Первая помощь при укусах насекомых,змей,собак и кошек (1 час )
31
Укусы животных.
Сегодняшние заботы медицины ( 2 часа )
32
Расти здоровым.
33
Воспитай себя.
Тематическое планирование
3 класс (33 часа)
№урока
Тема урока
Дата
Чего не надо бояться ( 2 час )
1
Как воспитать уверенность и бесстрашие.
Добрым быть приятнее,чем злым,завистливым и жадным (2 часа )
2
Учимся думать.
3
Спеши делать добро.
Почему мы говорим неправду ( 2 часа )
4
Поможет ли нам обман.
5
Неправда,ложь в пословицах и поговорках.
Почему мы не слушаемся родителей ( 2 часа )
6
Надо ли прислушиваться к советам родителей.
7
Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.
Надо уметь сдерживать себя ( 2 часа )
8
Все ли желания выполнимы.
9
Как воспитать в себе сдержанность.
Не грызи ногти,не ковыряй в носу ( 2 часа )
10,11
Как отучить себя от вредных привычек.
Как относиться к подаркам ( 2 часа )
12
Я принимаю подарок.
13
Я дарю подарки.
Как следует относиться к наказаниям. ( 1 час )
14
Наказание.
Как нужно одеваться ( 1 час )
15
Одежда.
Как вести себя с незнакомыми людьми ( 1 час )
16
Ответственное поведение.
Как вести себя,когда что-то болит ( 1 час )
17
Боль.
Как вести себя за столом ( 2 часа )
18
Сервировка стола.
19
Правила поведения за столом.
Как вести себя в общественных местах ( 2 часа )
20
Как вести себя в транспорте и на улице.
21
Как вести себя в театре,кино,школе.
Как вести себя в гостях ( 1 час )
22
Ты идешь в гости.
«Нехорошие слова».Недобрые шутки ( 2 часа )
23
Умеем ли мы вежливо общаться.
24
Умеем ли мы разговаривать по телефону.
Что делать,если не хочется в школу ( 1 час )
25
Помоги себе сам.
Чем заняться после школы ( 1 час )
26
Умей организовать свой досуг.
Как выбрать друзей ( 2 часа )
27
Что такое дружба.
28
Кто может считаться настоящим другом.
Как помочь родителям ( 1 час )
29
Как доставить родителям радость.
Как помочь больным и беспомощным ( 2 часа )
30
Если кому-нибудь нужна твоя помощь.
31
«Спешите делать добро».
Повторение ( 2 часа )
32
Огонек здоровья.
33
Путешествие в страну здоровья.
Тематическое планирование
4класс (33 часа)
№урока
Тема урока
Дата
Наше здоровье ( 4 часа )
1
Что такое здоровье.
2
Что такое эмоции.
3
Чувства и поступки.
4
Стресс.
Как помочь сохранитьздоровье ( 3 часа )
5
Учимся думать и действовать.
6
Учимся находить причину и последствия событий.
7
Умей выбирать.
Что зависит от моего решения (2 часа )
8
Принимаю решение.
9
Я отвечаю за свое решение.
Злой волшебник-табак (1 час )
10
Что мы знаем о курении.
Почему некоторые привычки называются вредными ( 5 часов )
11
Заисимость.
12
Умей сказать «нет».
13
Как сказать «нет».
14
Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ.
15
Я умею выбирать-тренинг безопасного поведения.
Помоги себе сам ( 1 час )
16
Волевое поведение.
Злой волшебник-алкоголь ( 3 часа )
17
Алкоголь.
18
Алкоголь – ошибка.
19
Алкоголь-сделай выбор.
Злой волшебник-наркотик ( 2 часа )
20
Наркотик.
21
Наркотик-тренинг безопасного поведения.
Мы-одна семья ( 2 часа )
22
Мальчишки и девчонки.
23
Моя семья.
Повторение.Нестандартные уроки и уроки-праздники ( 10 часов )
24
Дружба.
25
День здоровья.
26
Умеем ли мы правильно питаться.
27
Я выбираю кашу.
28
Чистота и здоровье.
29
Откуда берутся грязнули.(игра-путешествие)
30
Чистота и порядок.
31
Будем делать хорошо и не будем плохо.
32
КВН»Наше здоровье».
33
Я здоровье берегу-сам себе я помогу.
Контроль и оценка планируемых результатов. В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры,достижение кото-рых определяется воспитательными результатами.Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням. Первый уровень результатов-приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах,устройстве общества,о социально одобряемых и не-одобряемых формах поведения в обществе и т. п.),первичного понимания со-циальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимо-действие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов-получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества(человек,семья,Оте-чество,природа,мир,знание,труд,культура),ценностного отношения к социаль-ной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимо-действие школьников между собой на уровне класса,школы,т.е.в защищенной ,дружественной про-социальной среде.Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает(или не получает)первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний,начинает их ценить( или отвергает). Третий уровень результатов-получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме за пределами дружественной среды школы,для других,зачастую незнакомых людей,которые вовсе не обязательно положи-тельно к нему настроены,юный человек действительно становится (а не просто узнает о том,как стать) социальным деятелем,гражданином.свободным чело-веком.Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобрета-ется то мужество,та готовность к поступку,без которых немыслимо существо-вание гражданина и гражданского общества.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ