Познавательно-конкурсная программа для 3 класса "Птицы – наши друзья"
Птицы – наши друзья.
Денисова Л.Ф.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №16 р.п. Приютово
Форма проведения: познавательная конкурсная программа
Возрастная категория: учащиеся 3 класса.
Цель: Развивать умение распознавать птиц по повадкам и внешнему виду. Упражнять детей с пословицами и поговорками о птицах. Поддерживать интерес детей к познанию родной природы. Формировать заботливое отношение к пернатым друзьям.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме, листы бумаги, выставка кормушек, карточки с буквами, кроссворд, табло с набором букв.
Ход мероприятия:
Сегодня, дети, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах и отправимся в прекрасный, многообразный мир птиц. (слайд 1) Узнаем много нового и интересного, вас ждут игры, веселые задания и конкурсы.
(Дети делятся на 3 команды, рассаживаются так, чтобы было удобно общаться. Каждая команда выбирает себе название, обозначающее птицу. На доске открывается табло-план действия)
Познавай-ка (слайд 2)
Сначала об удивительных фактах из жизни пернатых.
Скорость полета скворца - 70 км/ч., зяблика - 55 км/ч., ласточки - 74 км/ч., чайки - 45 км/ч., вороны - 30 км/ч., воробья - 56 км/ч. (слайд 3)
Размах крыльев у южноамериканского кондора и у альбатроса - 4 м. а у черного грифа и пеликана -2м? (слайд 4)
Земляная кукушка развивает при беге скорость до 35 км/ч., кроншнеп - до 15 км/ч., а домашняя курица может бежать ( при угрозе опасности) со скоростью до 14 км в час. (слайд 5)
Вес африканского страуса - 90 кг, а высота более 2,5 м, страус эму весит около 50 кг, высота этой птицы -1,7 м (слайд 6)
Высота полета кондора составляет 6 км, ласточки - 4 км, стрижа - 3 км, лебедя - 2,4 км. (слайд 7)
Различна и глубина ныряния птиц: у баклана и гагары она доходит до 10 м, у гоголя - до 4, а пингвины могут нырять на глубину до 265 м! (слайд 8)
Ученые установили, что в одной кладке у журавля и голубя - по 2 яйца, у большой синицы -15, а страус эму откладывает до 18 яиц. (слайд 9)
Знаете ли вы, что у одного вида колибри вес яйца всего лишь 2 мг, у кукушки - 3 г, у гагары -180, у пингвина - до 500 г, а яйцо страуса весит до 1,5 кг ? (слайд 10)
Всем, конечно, известна длинноногая и длинноклювая цапля. Название ее произошло от "цапать", что означает "быстро хватать". И действительно, такое название очень подходит к этой птице. Стоит она, например, на берегу озера или реки, стоит, втянув голову между плечами, не шелохнется. Вдруг, как цапнет что-то из воды - смотришь, а у нее в клюве рыба или лягушка барахтается. Поймав рыбу, "цапля глотает ее с головы, чтобы плавники, нередко колючие , не мешали. (слайд 11)
Птицы—наши помощники в сборе урожая. Большая синица за сутки съедает столько вредителей-насекомых, сколько весит сама. Стриж за время выкармливания птенцов уничтожает около 250000 вредных насекомых. Королек за год избавляет наши поля и леса от 10 миллионов насекомых. ( слайд 12)
Птицы поедают и вредных грызунов. Совы, филины, канюки, сарычи уничтожают много грызунов. Одна сова, например, за год уничтожает 100 грызунов-вредителей, то есть она сохраняет нам за год тонну хлеба. (слайд 13) Грачи стаями садятся на поля во время пахоты и уничтожают жуков-щелкунов, которые вредят посевам зерновых культур. А кукушка за сутки поедает 100 мохнатых гусениц, которых не трогают другие птицы. (слайд 14)
Орел — дневной хищник, который уничтожает грызунов, больных и погибающих животных и тем приносит огромную пользу. Синица за одни сутки поедает столько насекомых, сколько весит сама. Сова — ночной хищник — за ночь может уничтожить до 100 мышей-полевок, а вредные грызуны переносят инфекционные заболевания, портят продукты и уничтожают зерно. Ласточки и стрижи на лету могут целыми днями ловить разных насекомых. (слайд 15) Мохнатый канюк в течение 50 дней съедает не менее 415 грызунов. Большой пестрый дятел неустанно долбит своим острым клювом кору и гнилую древесину деревьев. Достает и поедает жуков-короедов, усачей и других вредителей леса. (слайд 16)
Пословицы и поговорки. (слайд 17)
Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий и поговорок так или иначе связано с пернатыми.
Вспомните русские пословицы и поговорки, попробуйте объяснить их:
(объяснение каждой командой по 5 пословиц)
-Метил в тетерю, угодил в сук. (слайд 18,1)
-Счастье-вольная птица: где захотела, там и села. (слайд 18,2)
-Где ворона ни летала, а к ястребу в когти попала. (слайд 18,3)
-Годы не птица, улетят не поймаешь. (слайд 18,4)
- Старого воробья на мякине не проведешь. (слайд 18,5)
- Лучше умереть орлом, чем жить зайцем. (слайд 18,6)
- Всяк кулик своё болото хвалит. (слайд 18,7)
- Птицу узнают в полёте, человека в работе. (слайд 18,8)
- Человек без Родины, что соловей без песни. (слайд 19,1)
- Цыплят по осени считают. (слайд 19,2)
- Соловья за песни кормят. (слайд 19,3)
- Как с гуся вода. (слайд 19,4)
-Надулся, как индюк. (слайд 19,5)
- Заладил, как дятел. (слайд 19,6)
- Глухая тетеря. (слайд 19,7)
Загадкино. (слайд20)
Простая буква а, ну что же,
Коль сорок раз меня повторишь,
Так сразу птицей стану я
Всем вам известная друзья! (Сорока) (слайд 21,1)
2. Одежда белая, а ножки -
Обуты в красные сапожки
Из моды выйдут - вот беда!
Ему не снять их никогда (Гусь) (слайд 21,2)
3. То не радуга и не пламя!
Что за птица? Угадай!
Целый день болтает с нами
Разноцветный … (попугай) (слайд 21,3)
4. На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой свалиться –
Два могучие крыла
У хозяина … (орла) (слайд 21,4)
5. Говорят, они воришки.
Эти серые малышки.
И шумливы и драчливы.
Все щебечут чьи вы? Чьи вы? (Воробьи) (слайд 22,1)
6. Какая из наших птиц быстрее всех летает? ( Стриж) (слайд 22,2)
7 Какая птица может двигаться по дереву вертикально вниз и вверх головой?
( Поползни) (слайд 22,3)
8 Какая птица в нашей стране самая маленькая?( Королёк) (слайд 22,4)
9. Она черна,
Она шумна,
Стоит - галдит:
Гал-гал! Гал-гал! Кто угадал? (Галка) (слайд 23,1)
10. Какая птица достаёт пищу подо льдом?( Оляпка) (слайд 23,2)
11. Я птица самая большая,
В степях, пустынях я живу
На самом жарком континенте.
Летать я больше не могу,
Но если хищника увижу,
Спасаюсь бегом (как экспресс),
Вблизи - ногами защищаюсь,
Смотри, ко мне ты, враг не лезь. (Страус) (слайд 23,3)
12. Какая птица выводит птенцов зимой?( Клёст) (слайд 23,4)
4.«Ну-ка, прочитай». (слайд 24)
Прочитайте названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.
Д И Б К Е Б Р И Ш Г А Ш Л К Л Ч дергач (слайд 25,1,2,3)
О З У Д Я Н Б А О Л Д А И Н К У зяблик (слайд 25,4,5,6)
Б И В Х Е Р А В С Х А К С У Т И беркут (слайд 25,7,8,9)
К А Г Р Л К Н У Р О П О А Н Ы Ш глупыш (слайд 25,10,11,12)
С И М О Р Л У М С Р Я П У К И А оляпка (слайд 25,13,14,15)
П О В Т И О К Щ Ь Т К Ь У В Х А пищуха (слайд 25,16,17,18)
К Щ Б Е Ф А Г Ш Б О Ф А Ш Л Ь К щеголь (слайд 25,19,20,21)
Д Е З Я П И С З Я К У С Ш Е П А дикуша (слайд 25,22,23,24)
Ю Ч Б Е Н А Б Г Т Ю Н Л О Т К А чеглок (слайд 25,25,26,27)
К Л Э В А Г О А Р Э Ш В Г У Л Н коршун (слайд 25,28,29,30)
5.Типография. (слайд 26)
В игре участвуют две команды по 15 человек. Каждая команда получает 15 карточек со следующими буквами:
а в г е и к л н о п р с ц ч я
Каждому играющему на грудь прикрепляется одна из карточек с буквой. Ведущий читает загадку, а ребята, отгадав ее, старается быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Побеждает команда, набравшая большее число очков.
Всех пернатых птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне, вскач,
А зовется птица… (грач) (слайд 27,1)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… (цапля) (слайд 27,2)
Распустила хвост жар-птице,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес… (павлин) (слайд 27,3)
Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом.
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей, … (скворец) (слайд 27,4)
Ночь, как смоль, черным черно
Серой птице не до сна
Меж кустов как тень скользит.
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает (сова) (слайд 27,5)
Угадай-ка. (слайд 28)
1. Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей.
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» (слайд 29)
2. Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки («Гуси-лебеди») (слайд 30)
3. Басня о птице, так и не сумевшей сытно перекусить из-за наглости хитрой рыжей плутовки (И.А.Крылов «Ворона и лисица») (слайд 31)
4. Русская народная сказка о домашней птице, которая могла бы послужить неплохим, источником доходов для бабки с дедом
(«Курочка-ряба») (слайд 32)
5. Птица с золотым украшением на голове, состоящая на службе у царя
(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке») (слайд 33)
6. Басня, в которой три представителя животного мира решили сдвинуть с места средство передвижения. (И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука») (слайд 34)
7.Кроссворд (слайд 35) (слайд 36,1)
-
3.
1.
2.
4.
5.
6.
По горизонтали.
4. Серенькая птичка,
Птичка – невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда? (вертишейка) (слайд 36,2,3,4)
6.Пусть я птичка-невеличка.
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода.
Прямо с севера сюда. (снегирь) (слайд 36,5,6,7)
По вертикали.
Далеко мой стук слышится
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (дятел) (слайд 36,8,9,10)
Вместе с тучей золотистой
Просыпается горнист.
Голосисто – голосисто
Заливается горнист:
«На лугу трава не смята!
Солнце смотрит в реку!
На зарядку-ка, ребята!
На за-ряд-ку-ка-ре-ку!» (петух) (слайд 36,11,12,13)
Не ворон, не синица –
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «Ку-ку». (кукушка) (слайд 36,14,15,16)
5.Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист) (слайд 36,17,18,1
8.Ребусная( слайд 37)
робей рона сжжж
воробей (слайд 38,1,2) ворона (слайд 39,1,2) стриж (слайд 40,1,2)
40А 13254+ь
сорока (слайд 41,1,2) голубь (слайд 42,1,2)
-дат+овей в=г
соловей (слайд 43,1,2) грач (слайд 44,1,2)
х=л , и=а
орел (слайд 45,1,2) ласточка (слайд 46,1,2)
СО ОЛ
-пц+син
синица (слайд 47,1,2) сокол (слайд 48,1,2)
ирь
снегирь (слайд 49,1,2)
9.Лучшая кормушка. (слайд 50)
Сейчас зима. Снег покрывает землю. Очень тяжело выжить птицам в это трудное время года. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима наша помощь. Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода? (Кормушки). (слайд 51,52)
(слайд 53)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло,
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Вы постарались и изготовили кормушки. Сейчас мы с вами пойдем в наш школьный сад, чтобы развесить их и угостить вкусными зернышками наших пернатых друзей.
10.Подведение итогов занятия.
- Ребята, а почему птиц называют нашими друзьями? Какую пользу они приносят нам?
( Птицы защищают растения от врагов - гусениц, личинок, тлей.)
- А какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.)
- А какую пользу он приносит природе?
(Дятел лечит деревья, спасает от жуков короедов.)
- А такие крупные птицы, как вороны, уничтожают множество грызунов - вредителей полей и лесов.
- А вы можете представить свою жизнь без птиц, без их пения, щебета, свиста? (Ответы детей.) А сегодня я хочу вам рассказать о правилах, которые вы должны помнить и выполнять:
Не спешите оказать помощь птенцам, вывалившимся из гнезда. Возможно, это был его первый неудачный полет. Через день-два он самостоятельно полетит.
Если вы найдете птичье гнездо с яйцами, ни в коем случае трогайте их руками: после этого птица бросит гнездо, и все яйца погибнут.
Не берите в лес собаку во время гнездования птиц. Вряд ли вы уследите за тем, сколько гнезд разорит собака, сколько птиц спугнет из гнезда.
Нельзя забирать из леса птиц домой.
Литература:
«Загадки от А до Я» В.Волина.
«Покормите птиц зимой» А.Яшин
«Гадкий утенок» Г.Х.Андерсен
«Гуси-лебеди» Русская народная сказка
«Ворона и лисица» И.А.Крылов
«Курочка-ряба» Русская народная сказка
«Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкин
«Лебедь, рак и щука» И.А.Крылов
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ