Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 классе "Леонид Яхнин «Музыка леса»"
Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 классе
Учитель: Широня Оксана Викторовна
Место работы: МБОУ «Емельяновская СОШ»
Предмет и УМК: Литературное чтение, 2 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема учебного занятия: Леонид Яхнин «Музыка леса»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Место урока: 1урок в главе «Природа для поэта – любимая и живая» (3 глава-2 часть учебника)
Цели и ожидаемый результат:
способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения, организовать творческую деятельность учащихся по восприятию и осмыслению произведения; развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование интереса к изучению литературного чтения;
подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли – наблюдательность, развитое воображение и любовь к природе позволяют увидеть и услышать всю красоту окружающего мира.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с творчеством Л. Яхнина, раскрыть идейный смысл его произведения;
создать условия для развития фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, делать выводы;
формировать коммуникативные навыки учебной деятельности, практической работы в группе ( в паре), культуру поведения, чувство взаимопомощи;
формировать умение представлять свои творческие работы;
формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Развивающие:
развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
совершенствовать культуру речи учащихся. развивать навыки выразительного чтения, образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения о природе;
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, обогащать и развивать словарный запас, навыки практической работы в группе, развивать чувство прекрасного;
развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
формировать интерес к изучению литературного чтения. любовь к поэзии, бережное отношение к природе.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; иметь способность к целеполаганию; планировать и прогнозировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности; формировать навыки учебной деятельности учащихся, умение планировать свою деятельность, оценивать результат своей деятельности;
познавательные УУД: воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту. формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей и коллективной деятельности, доброжелательности.
Прогнозируемые результаты: интерес к поэзии, расширение кругозора, увидеть результат своей деятельности.
Методы обучения: словесный(беседа), наглядный(презентация), частично-поисковый(работа по тексту, в парах), практический( творческая работа в группах), прослушивание фонограммы «Звуки леса».
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: Н. А. Чуракова, аудиозапись «Звуки леса», модель солнца( из бумаги), сигнальные карточки, смайлики- солнышки(из цветной бумаги), презентация, канцелярские принадлежности, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска (экран), различные принадлежности для создания шумового эффекта, на отдельных листах распечатанные фрагменты стихотворений (4 карточки), конверты с планом действий.
Подготовительная работа: чтение наизусть.
Содержание и технология урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формирование УУД
1.Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности.
Цели: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность,
заинтересовать учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости. Меня зовут Оксана Викторовна.
- Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
Рифмованное приветствие
- Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
-Улыбнитесь друг другу.
-Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
- Я хочу вам подарить вот такое солнышко (показать на слайде1 солнце).
-Но это необычное солнышко. В его центре написано «На уроке я хочу…».
-Нужно подобрать подходящие слова .
- Молодцы! -Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится и в классе засияет множество маленьких солнышек.
Самоконтроль готовности к уроку.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Настраиваются на работу.
Ребята подбирают слова, что они будут предположительно делать на уроке.
Личностные УУД:
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные УУД:
нацеливание на успешную деятельность.
2.Актуализация знаний.
Цели: обобщить знания и умения учащихся по ранее изученному материалу, опираясь на жизненный опыт.
Выявление места и причины затруднения.
Цели:
постановка учебной проблемы
- Мы сейчас с вами совершим небольшое путешествие. Мы отправимся в страну ПОЭЗИЯ .
…. подготовил для нас стихотворение.(один ученик читает стих-е о лесе)
- Ребята, о чём это стихотворение?(о лесе, о природе).
- А каких вы знаете поэтов, которые писали о природе?
- А как вы думаете, почему мы с вами заговорили о природе?
- Мы неслучайно о ней заговорили.
-Сегодня мы начинаем изучать новую главу. Прочитайте её название. (Запись на слайде2 «Природа для поэта – любимая и живая»)
- Как вы думаете, о чём будут произведения, помещённые в этой главе?
- Автор, чьё произведение мы будем сегодня изучать, тоже писал о природе.( показать портрет на слайде3).
Это Леонид Яхнин.
- Знакомы вы с произведениями этого автора?
( немного напомнить о творчестве Яхнина)
-Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.
- Леонид Яхнин поможет раскрыть нам новые тайны природы.
- Поднимите руки те, кто хочет раскрыть эти тайны.
- Ребята, а как вы думаете, музыка и природа связаны между собой?
- Попробуйте дать определение слову «музыка»(слайд4).
Работа в паре
- Где можно услышать музыку?
- Обсудите в паре и напишите на листочках с помощью каких музыкальных инструментов можно воспроизвести музыку.
- Давайте мы послушаем, что вы написали.
Оцените свою работу на этом этапе. Улыбнитесь друг другу, если вы считаете, что справились с задачей.
- То есть получается, что музыку мы можем услышать с помощью определённых инструментов.
- А теперь представьте, что мы очутились в лесу.
-Я вам сейчас предлагаю прослушать небольшой фрагмент и подумать звучит ли здесь музыка и какие инструменты играют.
- Что вы слышали?
- А звучат ли здесь музыкальные инструменты?
- Можно ли это назвать музыкой?
- А давайте выясним, что думает об этом автор.
-Найдите в «Содержании» имя и фамилию автора (Леонид Яхнин) и прочитайте название произведения.(слайд5)
Предопределение учащимися содержания нового произведения.
- По названию произведения, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь.
- Но мы ведь сказали, что как таковой музыки в лесу нет.
-Итак, перед нами возникла проблема, мы слышали звуки леса, а стихотворение называется «Музыка леса».
Ученик читает наизусть стихотворение о природе.
Ученики предположительно отвечают (идёт фронтальная работа).
Ученики говорят, что они знакомы с произведениями.
Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Ребята работают в паре, записывают какие они знают музыкальные инструменты.
Ребята слушают фонограмму « Звуки леса»
Звучат разные варианты ответов.
Ученики обращаются к «Содержанию» учебника.
Регулятивные УУД:
целеполагание, т.е. постановка учебной задачи, в соответствии с тем, что уже известно и усвоено учащимися.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД:
ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную цель и задачу; целеполагание и планирование и оценка на данном этапе.
Коммуникативные УУД:
формировать умение слушать, умение работать сообща;
проявлять активность в решении познавательной задачи,
аргументировать свою позицию.
Познавательные УУД:
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
постановка и формулирование проблемы;
установление причинно-следственных связей;
выдвижение гипотез и их обоснование;
ориентироваться в «Содержании» учебника.
3. Постановка темы и целей урока.
Цели: определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий.
-Мы должны провести небольшое исследование и выяснить какая музыка звучит в стихотворении Леонида Яхнина.
- Итак, тема урока (называют дети)
Гипотеза: звуки природы –это музыка.(слайд6)
Чтобы доказать гипотезу, мы должны поставить перед собой цель.
Цели: ознакомиться с произведением и выяснить, что звуки природы, леса – это и есть музыка.
Формулируют тему урока, ставят цели.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,
обсуждать проблемные вопросы;
Регулятивные УУД:
постановка целей и задач урока(целеполагание);
4.Построение проекта выхода из затруднений.
Цели: наметить план действий, для решения учебных задач.
- Для того, чтобы добиться цели урока, мы должны составить план действий.
Работа в паре.
-Сейчас поработаем немного в паре.
-Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.
( после ответа ребят на слайде7 план)
План
1. Ознакомиться с произведением.
2. Ответить на вопросы.
3. Определить основную мысль стихотворения(что хочет нам сказать автор).
4. Оценить свою работу на уроке.
- Что нам нужно для осуществления плана, какие средства?
- Оцените свою работу, похвалите себя.
На слайде6 план действий
Дети строго следуют указаниям учителя и отвечают на его вопросы.
Дети составляют план достижения цели и определяют средства.
Регулятивные УУД:
уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование, т.е. предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
знаково-символическое моделирование;
умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы.
Личностные УУД:
оценивание себя, своих возможностей.
Коммуникативные УУД:
умение работать в паре.
5.Реализация
построения проекта.
(Открытие нового знания)
Цели: организовать учебно-познавательную деятельность учащихся; обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.
Словарная работа.
(слайд 8)
На доске слова с картинками: кузнечик, пчела, белка, грач, стрекоза.
- Ребята, на каком уроке вы познакомились с этими животными? (окружающий мир)
(Крона – верхняя ветвистая часть дерева.)
- Можно предположить, какая их роль в стихотворении?
- Давайте мы это выясним.
Чтение стихотворения учителем.
Проверка первичного восприятия.
- Вам понравилось стихотворение?
- Какие слова вам были непонятны?
- А кто нам рассказал эту историю?(герой – рассказчик)
- За кем он наблюдал?
Работа над содержанием стихотворения.
Работа в паре.
- Обсудите друг с другом в паре:
с чем герой сравнивает белку?
(рыжею метёлкой)
А ваш сосед по парте расскажет вам, чью музыку герой узнал?(цвин-цвин-цвин, кузнечик стрекотал).
- А как называет стрекоз, найдите и прочитайте.
- А паутину с паучком?
Опять оцените себя.
- Давайте мы немного отдохнём.
Динамическая пауза
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела!
- Молодцы, ребята. Напомните, какое произведение читаем? Что мы должны выяснить?
Ребята называют животных (на слайде), предположительно отвечают на вопросы.
.
Ученики внимательно слушают стихотворение
Дети отвечают на вопрос учителя и оценивают свою работу на уроке. Работают в паре, выясняют, какие действия выполняют животные.
;
Познавательные УУД:
установление причинно-следственных связей (связь с окружающим миром)
Регулятивные УУД:
умение слушать в соответствии с целевой установкой; умение высказывать своё предположение
Познавательные УУД: (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаков;
умение извлекать информацию из текста;
ориентироваться в учебнике;
Коммуникативные УУД:
умение работать в паре, умение слушать и прислушиваться к собеседнику.
Регулятивные УУД:
умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
6. Первичное закрепление.
Цели: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию.
- А сейчас я предлагаю вам прочитать это стихотворение и попробовать передать те чувства, которые герой передаёт нам.
Выразительное чтение детьми по частям( по цепочке)
- Какое открытие сделал герой этого стихотворения?(в лесу он не один)
- Найдите подтверждение в тексте.(дети зачитывают последние строки)
- Мог ли сделать такое открытие человек, который не любит природу?
- Какова основная мысль этого стихотворения?
- Только внимательный, чуткий человек, казалось бы, в обычных вещах может увидеть и услышать не просто звуки природы, а целую музыку.
- А тогда, название стихотворения выражает его тему или основную мысль? (основную мысль)
- Рассмотрите иллюстрации, какое настроение они создают? Почему?
(Художник в шутливой форме изобразил всех, кто участвовал в создании музыки леса)
- Вспомните, что мы должны были доказать? (что в лесу тоже звучит музыка)
- Мы прочитали стихотворение, ознакомились с действиями. Скажите, кто главные исполнители этой музыки?
- А все ли могут слышать эту музыку?
- А какими качествами должен обладать человек?(быть чутким и внимательным к окружающей природе)
-Оцените себя .
Ученики ( 5 человек) выразительно по цепочке читают стихотворение.
Ребята работают по иллюстрации учебника.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
умение доказывать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, коррекция знаний;
оценка своих действий;
саморегуляция- способность к преодолению препятствий, мобилизация сил.
Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: формировать умение работать коллективно в одном проекте, сотрудничать в группе; проверить свои предположения на практике.
Учитель организует деятельность по применению новых знаний, опираясь на жизненный опыт детей. (слайд 9- природа)
- Как люди могут выразить любовь к природе?
(Сочинить песню, нарисовать картину, сочинить музыку, стихотворение)
- Итак, мы выяснили, что животные и растения леса создают музыку, но эту музыку может услышать только внимательный и чуткий человек.
- Я предлагаю вам самим поучаствовать в создании этой необычной музыки.
Творческая работа по группам.
Каждой группе своё задание:
Происценировать одно четверостишие: один представитель читает указанный отрывок, а остальные с помощью различных средств пробуют озвучить действующих лиц.
1группа:
Я в тишине бродил один
И вдруг услышал цвин-цвин-цвин!
Я эту музыку узнал-
В траве кузнечик стрекотал.
2 группа:
Над головой моей пчела
Росинку мёда пронесла.
И белка рыжею метёлкой
Мелькнула над лохматой ёлкой.
3 группа:
Из кроны клёна вырезной
Грачи кричали надо мной.
Лесная мышь из тайной норки
За мной следила глазом зорким.
4 группа:
Чертили воздух вкривь и вкось
Цветные крестики стрекоз.
И круглоспинный паучок
Плёл паутинный свой сачок.
Оцените себя.
Творческое задание, выполняют в группах. Один ученик читает фрагмент, остальные дети изображают животных, имитируют звуки.
Коммуникативные УУД:
умение работать в группе.
Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действий и его результата;
коррекция знаний, т.е. внесение дополнений и изменений в формулировании выводов;
оценка своей деятельности;
саморегуляция- способность к преодолению препятствий, мобилизация сил.
Познавательные УУД:
создание способов решения проблемы творческого характера.
8.Рефлексия
Цели: зафиксировать новое содержание урока;
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Контрольно – оценочный этап
Домашнее
задание
-Молодцы! Я думаю мы все получили хороший заряд энергии.
(Далее учитель подводит итог)
- С каким произведением познакомились?
- Кто автор ?
- Какая у нас возникла проблема в начале урока?
- Что мы предполагали?
-Какую ставили перед собой цель?
-Как мы добивались этой цели?
-Наша гипотеза подтвердилась?
- Как вы думаете, для чего автор написал это стихотворение? Что хотел нам сказать?
- На столах у вас лежат нарисованные солнышки . Вы нарисуете на солнышках то настроение, которое у вас вызвал урок .
Я надеюсь класс засияет от ваших улыбок на маленьких солнышках.
Домашнее задание.
На выбор: 1) выразительное чтение У с.104-105
2) рисунок к любому фрагменту стихотворения(с. 104 – 105).
-Спасибо всем. Мне сегодня с вами было очень интересно работать! Надеюсь и вы узнали для себя много интересного.
Дети подводят итоги урока, начинают с проблемы, целей4 рассказывают что они делали в процессе урока, чтобы доказать гипотезу, что в лесу звучат не просто звуки, а целая музыка.
Ученики выбирают домашнее задание.
Регулятивные УУД:
оценка, т.е. осознание качества и уровня усвоения знаний на уроке;
внесение дополнений и корректив.
Личностные УУД:
самооценка;
осознанность учения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ