Программа кружка по художественно-эстетическому направлению «Декоративно-прикладное искусство» для учащихся 1-6 классов


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МИННИБАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

АЛЬМЕТЬЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН













Программа

кружка

по художественно-эстетическому направлению

«Декоративно-прикладное искусство» для учащихся 1-6 кл












Программу кружка «муравушка» составила

учительница начальных классов МБОУ «Миннибаевская СОШ»

Галеева Василя Тимергалиевна



2013-2014учебный год

Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.

Знакомясь с образцами декоративно-прикладного искусства, учащиеся попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.

Программа внеурочной деятельности «Декоративно–прикладное искусство» по художественно – эстетическому направлению разработана на основе:

-анализа общеобразовательных программ по предметам «Технология» и «Искусство»;

-Примерной программы внеурочной деятельности. Декоративно- прикладное искусство. О. А. Кожина. –М.: Просвещение, 2010;

-Закона РФ «Об образовании» (ст. 9, 14, 15, 32); (в действующей редакции);

-Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);

-Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

-СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

-Письма МО и Н РТ «Об учебных планах для I-II классов школ Республики Татарстан, реализующих в 2012-2013 учебном году основные образовательные программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО»;

Назначение программы. Программа предназначена для учащихся 1-6 классов (мальчики и девочки занимаются вместе).

Актуальность и перспективность курса. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Декоративно- прикладное искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. И сегодня художественные изделия, выполненные своими руками из разных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека.

Адресность: Указанное в программе количество часов на изучение каждого раздела программы учитель может самостоятельно распределять, добавлять разделы, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данном классе. Поэтому программу может использовать широкий круг учителей.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно- прикладного искусства, составлена с требованиями ФГОС НОО. Учащиеся знакомятся несколькими видами декоративно- прикладного искусства. Использование инструкционных и технологических карт по выбранному варианту (например, оригами: рыба, слон, сова…) позволяет работать самостоятельно, соединяя работу «ума» с работой рук, при этом учитель или ребёнок в своей группе имеет возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Большой объём учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов. Начатую работу завершают до следующего занятия, занимаясь в свободное время.

Педагогическая целесообразность. Программа по приобщению детей к декоративно- прикладному искусству составлена с целью подарить детям радость творчества, показать технологический процесс изготовления изделий. Помочь детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные решения современного образа, отвечающего эстетике наших дней.

Количество часов в год:

(144 часа)

Информация о продолжительности каждого занятия: 90 минут по 2 раза в неделю

Содержание программы «Декоративно- прикладное искусство» не является механической добавкой к основному образованию, призванной компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. В основу программы положены следующие принципы:

-непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;

-связи с жизнью;

-развитие индивидуальности каждого ребёнка;

-единство и целостность субъект-субъектных отношений;

-системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).

Важным условием осуществления политехнического принципа является органическая связь со всеми предметами начальной школы. Декоративно-прикладное искусство оказывает влияние на повышение качества учебной работы ученика. Например, лепка развивает наблюдательность ребёнка, положительно сказывается на формировании каллиграфических навыков, вырезание по трафарету улучшат глазомер учащегося и т. д.


Цель программы: Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей.

Задачи:

-вооружение детей знаниями в изучаемой области, выработка необходимых практических умений и навыков;

-формирование эстетического отношения к окружающей действительности;

-воспитание художественно–эстетического вкуса, усидчивости, трудолюбия, целеустремлённости, аккуратности;

-развитие природных задатков и способностей детей в области художественного творчества; стремление к творческой самореализации; культуры труда, пространственного мышления;

-мотивация желания детей сделать свои работы общественно значимыми;

-подготовка детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

-воспитание бережного отношения к природе и любви к Родине; чувства бережливости, экономного ведения хозяйства;

- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- расширение общего и художественного кругозора.



Формы работы по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством:

-беседы;

-рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

-выставки детских работ в школе, селе; выставки работ выпускников - в районе;

-просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, мульфильмов;

-видеоуроки;

-экскурсии;

-дидактические игры;

-экспериментирование с материалами;

-соревнования, развлечения;

-сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;

-создание мини - книг, брошюр, буклетов.

Методы и приёмы:

-одномоментности;

-метод обследования, исследования;

-наглядности;

-словесный;

-практический;

-эвристический;

-частично-поисковый;

-проблемно-мотивационный;

-метод «подмастерья»;

-сотворчество;

-игры.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Для реализации данной программы необходимы следующие условия:

-кабинет с хорошей вентиляцией и качественным освещением;

-наличие рабочих мест, соответствующих возрасту и количеству обучаемых;

-учебная доска или интерактивная доска;

-аудио-видео-аппаратура; цифровые образовательные ресурсы;

-канцелярские товары;

-ручные инструменты, приспособления и материалы для творчества;

-дидактический материал по теме программы;

-дидактические игры для повышения мотивации;

-учебные пособия (список литературы);

Системы контролирующих материалов:

-тесты;

-индивидуальные карточки-задания, дешифраторы для самопроверки;

-компьютерные тесты;

-кроссворды, различные задачи;

-компьютерные дидактические игры.


Структура курса: перечень основных разделов

  1. Вводное занятие

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народного искусства и современного декоративно-прикладного искусства. Вводный инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в школьный музей для ознакомления с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

Практические работы. Сбор различных природных материалов, посещение музея. Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.

  1. Работа с бумагой

Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами, аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги.

Практические работы. Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.

  1. Работа с различными тканями

Виды тканей. Подбор материала. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы выполнения ручных швов. Технология кройки.

Практические работы. Освоение безопасных приёмов работы с иглой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств; определение лицевой и изнаночной сторон; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами


по линиям разметки; клеевое и ниточное соединение деталей; соединения деталей

ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.

  1. Работа с природными материалами

Правила безопасной работы. Значение работы с природными материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.

Практические работы. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия.

  1. Плетение из нитей

Виды нитей. Способы плетения. Подбор нитей, цвета пряжи. Из истории узлов. Основные узлы и узоры. Натяжение нитей. Практическое применение плетеных изделий. Приспособления, материалы для плетения. Крепление нити на основе. Правила безопасной работы.

Практические работы. Плетение в 3, 4-7 прядей. Различные картины и панно из плетёных нитей.

  1. Лепка из солёного теста

Рецепт подготовки солёного теста. Азбука солёного теста. Правила безопасной работы.

Практические работы.

  1. Поделки из бросового материала.

Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы.

Практические работы. Изготовление творческих изделий из бросового материала. Декоративное оформление изделия окрашиванием.

  1. Бисероплетение.

Правила безопасной работы. Бисеры. Подборка по цвету.

Практические работы. Изделия из бисера.

  1. Вязание крючком.

Правила безопасной работы. Из истории вязания. Спицы. Виды, приёмы. Классические узлы. Краткая характеристика операций

Практические работы.

  1. Новый вид старым вещам.

Правила безопасной работы. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления).

Практические работы. Выполнение игрушек, изделий из старых вещей; творческих работ.

  1. Поделки из всего на свете.

Правила безопасной работы. Текущий инструктаж. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия. Склеивание объёмных фигур.

Практические работы. Изготовление творческих изделий из материалов. Декоративное оформление изделия окрашиванием.

  1. Отчётная выставка работ учащихся

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ по номинациям. (Желательно отметить всех учащихся по какой- либо номинации). Организуется фотосессия учащихся с выполненными работами.

Практическая работа: проведение выставки


Примерный перечень материалов и инструментов, необходимых на одного учащегося

Цветная бумага — 3—4 набора.

Белая писчая бумага — 5—6 листов (одна пачка на класс).

Цветной картон — 1—2 набора.

Пестрая бумага — вырезки из старых журналов, плакатов, календарей, упаковок.

Фантики из-под конфет.

Небольшие картонные коробочки разных размеров из-под спичек, скрепок, витаминов и пр.

Скрепки (1—2 коробки на класс).

Клеящий карандаш — 2 шт.

Клей ПВА, кисточка для клея — 2 шт.

Пластилин — 2 коробки (лучше всего отечественный — «Гамма» или «Луч»).

Стеки — 2 шт. — пластмассовые или деревянные ножички для разрезания пластилина.

Глина. Городские жители могут приобрести глину в магазинах для художников. Жители села могут заготавливать природную глину.

Лоскутки различных тканей (хлопка, шерсти, шелка, льна, синтетических) с цветочным, геометрическим рисунком и однотонные.

Небольшие кусочки кружев, тюля, шитья, драпа, сукна, цветной тесьмы и тонких ленточек.

Канва для вышивания (специальная ткань для вышивания с крупным переплетением нитей) или ткань с крупным полотняным переплетением.

Нитки для вышивания разных цветов — мулине или тонкая шерсть.

Нитки швейные № 40 — одна катушка.

Небольшие клубочки шерстяной пряжи (можно распущенной) разных цветов.

Иглы для шитья и вышивания, булавки с колечком — в игольнице.

Пяльцы, наперсток, нитковдеватель.

Ножницы с тупыми концами.

Пуговицы цветов и размеров.

Небольшое количество семян различных растений для декоративных композиций: арбуза, дыни, тыквы, подсолнечника,

кукурузы, гороха, перца, ясеня, клена, косточки яблок, вишен, калины и др.

Немного семян гороха, фасоли и однолетних цветов для посадки на пришкольном участке.

Скорлупа яиц (сырых), перья домашней птицы — необходимо промыть, обдать кипятком и высушить.

Другое растительное сырье учитель должен собирать вместе с детьми во время прогулок (листья, шишки, веточки и пр.).

Клеенка или подкладная доска.




Информационноо- методическое обеспечение

1). Литература для учащихся:

-Андронова Л. А. Лоскутная мозаика. М.: «Школа- Пресс», 1993.

-Баева Т. Путешествие в Антресолию, или чудесное первращение перчаток в …- М.: СП «Орбита», 1990.

-Тарасенко С. Ф. Забавные поделки- М.: Просвещение, 1992.

-Учимся лепить и рисовать (Серия «От простого к сложному»)-СПб.: Кристалл; Валери СПб, 1997.

-Кард В. А., Петров С. К. Сказки из пластилина. /Обложка художника Н. Обедковой.- СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997.

-Машинистов В. Г. Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 2 кл. четырёхлет. Нач. шк.- М.: Просвещение, 1991.

-Машинистов В. Г. Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 3 кл. четырёхлет. Нач. шк.- М.: Просвещение, 1990.


2) Литература для учителя:

-Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов./Художники М. В. Душин, В. Н. Куров.- Ярославль: «Академия развития», 1997.

-Гукасова А. М. Рукоделие в начальных классах.- М.: Просвещение, 1985.

-Кузьмина М. Азбука плетения. М.: Легпромбытиздат, 1991.


2). Дополнительная литература

Методическая копилка учителя Аппликационные работы Учебник

Основы трудового обучения Журнал «Делаем сами»2010г

Мир игрушек и поделок ОВ Парулина2000г

3). ЦОР

-Уроки технологии 1-4 классов, выпуск 2. Электронное приложение. Диск содержит презентации к урокам и тестовым заданиям. Издательство «Планета».

-Электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг Технология. Издательство «Просвещение».

Работа с родителями:

-анкетирование;

-родительские собрания;

-индивидуальные консультации;

-подготовка буклетов для родителей (о способах и последовательности работы);

-разработка правил, памяток;

-объявления, приглашение на мероприятия, выставки;

-вечера совместного опыта, открытые мероприятия с приглашением родителей;

-привлечение родителей к организации мероприятий.

Итогом детской деятельности и результативностью курса являются:

-организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду);

-выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, села; в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня; размещение интересных работ в Интернете;

-Портфолио достижений учащихся.


Методы оценки результативности программы:

-количественный анализ;

-статистические данные;

-фиксация занятий и посещаемости в рабочем журнале;

-отслеживание результата (наблюдение, диагностика);

-практические материалы.

Планируемые результаты:

Освоение детьми программы «Декоративно- прикладное искусство» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС:

- учащиеся получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту;

- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

Личностные универсальные учебные действия:

-осознание своих творческих возможностей;

-проявление познавательных мотивов;

-развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

-ознакомление с миром профессий;

-осознание этнической принадлежности и культурной идентичности;

-формирование чувства сопричастности своей Родине, народу; истории;

-развитие Я- концепции и самооценки личности;

-развитие толерантности, доброжелательности, позитивного отношения к жизни;

-формирование моральных норм и самооценки;

-выделение нравственного содержания своих поступков;

-формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- различать способ и результат действия;

- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.





п/п

Темы занятий

Теория

Практика

Дата

П

Ф

Вводное занятие- 2 часа



1



2

Декоративно- прикладное искусство

Внутренний распорядок,общие правила безопасности

1



1

Работа со слайдами



Работа с бумагой (оригами, мозаика, аппликация)


3/4

Наши эксперименты занимательные игрушки из бумаги(кораблики,самолетики)

2




5/6

Оригами: транспорт (автомобиль, кораблик, лодка, пароход, парусник, танк.


2



7/8

Аппликация: корзина с фруктами, ваза со цветами, вазочка с конфетами.


2



9/10

Обрывная аппликация не тему: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна»


2



11/12

Квиллинг: цветы, панно Что такой квилинг


2



13/14

Мозаика из сердечек или из бумажных салфеток



2



15/16

Прическа из бумаги



2




17\!8



19/20

21/22


23/24



25/28




29/32



33/34


Изготовление книжек-раскладушек по сказкам А С Пушкина

Поделки из бумаги Город

Оригами :звери и животные

Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги


Обрывная аппликация»Мои Любимые герои сказок»

Групповая работа


Папье-маше Стаканчик для цветочков и карандашей


Выставка поделок .Защита работ Выявление наилучших поделок



Работа с разными тканями




















2



2


2

2



4




4



2




35/36

Виды тканей История Правила безопасности при работе


1

1 работа с интернетом

слайды



37

Виды худож. техники Лоскутная мозаика (история)


1



38

Лоскутная открытка для душевного подарка


3



39




40




41/42

Цветы из ткани


2



43/44


45/46



47/48




49/50


51/52


53/54


55/56



57/58


59/60




60-62



63/64



65/66




67/68



69/70

71/72


73/74

75/76


77/78


79/80


81/82



83/84



85/86




87/88


89/90


91\92


93\94

95/96


97/98


99/100


101/102

104


106


108

110

112

114


116


118


120



122

125


126

129


130


132


134

-

137

138

-

141



142-

144

Лоскутное мозаика на бумаге


Мешочек для лекарственных трав (из лоскутков)


Оклейка лоскутными деталями объемных фигур (коробок,кидер призов и т д)


Одеваем куклу Шитье одежды или костюмов для куклы

Изготовление тряпочной куклы

Узелковое плетение ,декоративные узлы

Панно Выпуклая контурная аппликация. Подснежник

из ниток.

Круговая композиция снежинки

В мастерской деда Мороза

Изготовление елочных игрушек


Изготовление масок для маскарада Разукрашивание История возникновения масок


Симмитричные прорезы Открытки



11 полугодие

Поделки из природных материалов Картина из пластилина

Панно из круп и семян


Глина :Змея

Поделки из семян и шишек, желудей

Сувениры из камушек .

Композиция «Дары Природы»

Букет из пластиковых бутылок, ложек

Поделки из соломы: цветы,,жуки


Соломенная скульптура история


Куклы из ниток



Что такое проволока? Контурные фигурки из проволок.Проволочная скульптура


Сувениры для мам и девочек

Розочки,астры

Азбука соленого теста

Растения :ель,морковка,огурец,вишня

Игрушечная еда

Пластилин Посуда.Цветочная

Поляна

Мозаика из кусочков пластико

вых трубочек

Мозаика из карандашных стружек

Работа с фольгой Космонавт

Мозаика из газетных комков

Художественное складывание

гармошкой,Бабочки

Роспись по стеклу

Поделки из яичной скорлупы

Поделки из пуговиц

Экскусия в сельский музей Антиквариат Старинные шкафы,посуда,украшения


Аппликация из обрывной бумаги Собачка


Пуховая фантазия Изготовление картины из перьев

Вязание подставки под чайник



Цветочки из гофрированной бумаги

Знакомство с профессиями

Сочинение «Я хочу быть ….»

Выпиливание лобзиком Ознакомление с породами

и древесными материалами

Выжигание ПриборТехнология выжигания

Организация рабочего места и

техника безопасности


Подведение итога кружковой работы. Выставка работ защита работ,Заключение



















2


2



2




2


2


2


2



2


2




2




2


2



2



2


2

2


2


2


2



2



2




2


2


2


2

2



2


2

2

2


2


2

2

2

2


2


2


2



4



4



2


2работа с электронным приложением

4


4





3









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ