ПРОГРАММА "СВОЙ МИР СОТВОРИМ САМИ!"

МБОУ «СОШ № 88»











ПРОГРАММА

СВОЙ МИР СОТВОРИМ САМИ!



составлена

Антиповой Н.А., Пархоменко М.Н.

учителями начальной школы















Пермь

2012 – 2013 уч.год

Содержание.

  1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    1. ВВЕДЕНИЕ.

    2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Обоснование выбора составления программы

Функции классного руководителя

    1. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ И ПРЕИМУЩЕСТВО ПРОГРАММЫ

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    1. Учебно-тематический план занятий «Свой мир сотворим сами!»

Календарно тематическое планирование.

2.2. Содержание программы (краткое содержание каждого занятия)

  1. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК.

4.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ.

5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

6.ВАРИАНТЫ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОГРАММЕ

7.УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

8.ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

9. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Литература







ПРОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ «СВОЙ МИР СОТВОРИМ САМИ!»

    1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    1. ВВЕДЕНИЕ.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, Концепции духовно-нравственного развития учащихся уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе: «Внеурочную деятельность следует понимать как личностно - ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы».

Эта деятельность заключается в создании дополнительных условийдля развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для:

- творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;

- социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

- профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

результата, соответствующего выпускному нормативу ученика начальной школы:

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основными умениями учиться;

- любящий родной край и свою страну;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Актуальность данной темы прописана не только в Стандарте, но и в психолого-педагогических трудахЛ.С.Выготского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого и др. Проблема развития творческой одаренности детей нашла отражение в исследованиях А.ГАсмолова, А.М.Матюшкина, А.В.Петровского, А.В.Усовой и др. Развитию творческой активности и самостоятельности личности посвящены работы М.А.Галагузовой, О.М.Дьяченко. С.Е.Матушкина, Н.А.Томина, А.Н.Тубельского. Педагогические идеи развития творческих способностей и самостоятельности как качества личности многоаспектно исследовались в работах Т.В.Абрамовой, А.Я.Найна, С.Н.Серикова, Н.М.Яковлевой и др. Методика диагностирования инициативности, самостоятельности, творческого потенциала личности разрабатывается учеными Т. Г. Богдановой, А.З.Иоголевичем, А.Н.Луком и др.

Изучение философской и психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам воспитания самостоятельности и развития творческого потенциала личности наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание.








    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Воспитание в школе - это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий для развития индивидуальных особенностей, самоактуализации личности.

Позиция классного руководителя и его деятельность – важное звено в этом процессе. Поэтому очень значима работа по повышению и совершенствованию функций классного руководителя.

Классный руководитель является организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий. Именно он, непосредственно взаимодействуя как с обучающимися, так и с их родителями, помогает детям в решении проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовывает школьную жизнь.

На современном этапе очень важным является формирование у педагога умений в области профилактической работы, анализа, планирования.

Функции классного руководителя
  1. Организационно-координирующие:

    • обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей,

    • установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования),

    • проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся,

    • взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения,

    • организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива,

    • организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий,

    • стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей,

    • взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом,

    • ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

  1. 2. Коммуникативные:

    • регулирование межличностных отношений между обучающимися,

    • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися,

    • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса,

    • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

  2. 3. Аналитико-прогностические:

    • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития,

    • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

  3. Контрольные:

    • контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.


Большое внимание классного руководителя уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является художественная самодеятельность, которая включает в себя театральное искусство, рисование, писательство и т.д Она своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способна помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

В то же время театрализация, инсценирование:

  • способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;

  • пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;

  • активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

Работа классного руководителя заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы «Свой мир сотворим сами!»
























    1. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ И ПРЕИМУЩЕСТВО ПРОГРАММЫ


Оригинальность и преимущество нашей программы в том, что очень интересно и активно могут проходить классные часы. Это зависит от воспитания в детях творческой самостоятельности. Кратко поясним. Самостоятельность – обобщённое свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Творческая самостоятельность – интегративное качество личности, которое состоит из целого комплекса эмоциональных, интеллектуальных и характерологических свойств (познавательной деятельности, нравственных ценностей, самооценок).

Творческая активность учащихся – это сформированное качество, выражающее интенсивность деятельности по созданию нового продукта или совершенствованию существующего. Нашей целью и стало формирование творческой активности у детей. Каким образом это сделать. Мы решили вернуться в недалёкое прошлое. Разделили класс на звёздочки (предлагаем и другие названия: огоньки, снежинки и т.д ). За каждый еженедельный классный час поочереди отвечают наши «Звёздочки». Работа творческая. Каждому ребёнку найдётся дело, поручение в работе над классным часом. Кто хорошо рисует – доверяем оформление класса, приготовление декораций. Есть, кто пишет стихи или сочиняет истории и им найдётся дело – сочинение сценария. В нашем классе есть и талантливые актёры, певцы. И им надо дать раскрыться всевозможными способами.

Первый год учит и организовывает детей на творческую активность классный руководитель. На второй год – классный руководитель помогает организовать. В следующие два года классный руководитель доверяет организацию мероприятий детям и выступает лишь советчиком и координатором, присутствует и контролирующая роль.

Всё начинается с песни и танца, сценки или небольшой роли в инсценировке. Благодаря художественной самодеятельности, обычные люди становятся командой и продолжают жить как команда, а неразрозненные единицы. Общий интерес сплачивает, объединяет. Самодеятельность – деятельность на себя. В творческой самодеятельности люди самореализуются, воплощают свои мечты в жизнь. Классный руководитель помогает своим ученикам стать артистами, художниками, ораторами, конферансье и т.д. на школьной сцене, что поможет им в дальнейшей жизни. Так рождается желание творить. Артистические способности востребованы у детей и у взрослых. Без самодеятельности жизнь стала бы скучной. А дети участвуя в художественной самодеятельности становятся обладателями таких качеств для развития творческой активности, как настойчивость, целеустремлённость, уверенность в себе и в рядом идущего друга, желание самостоятельного выполнения работы.























  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    1. Учебно-тематический план занятий «Свой мир сотворим сами!»

Программа рассчитана на работу в течении всего учебного года. Каждая звёздочка по очереди организовывает мероприятия.

Календарно тематическое планирование.

Направление

1 звёздочка

2 звёздочка

3 звёздочка

Знакомство с культурой семейных отношений.


1. Мой дом – моя семья.


2.Семейные традиции


3.Моя роль в семье.



Формирование культуры отношений к природе.


4.Мой взгляд на планету.


5.Земля – наш общий дом!


6.Мой вклад в сохранении природы.


Приобщение к русской национальной культуре.


7.Инсценирование эпизодов русских народных сказок.


8.Исполнение частушек, народных песен.


9.«Светлый край берёз, моя Россия»



Формирование качеств, от которых зависит культура поведения.


10.Жадность или бережливость?


11.Нападение или защита?

12.Верность своему слову.



Организация здорового образа жизни.


13.Путешествие в королевство Здоровья.


14.Нехворайка.


15.Здоровье в твоих руках


Воспитание умения видеть прекрасное и безобразное в жизни людей.


16.Добро и зло в нашей жизни.


17.Что значит быть другом?


18.Как мы общаемся? (Языковая скверна)


Формирование культуры отношений между полами.


19. «Рыцарские времена»

20.Возможна ли дружба между мальчиком и девочкой?

21.Какой я буду мамой, каким я буду папой?



Формирование культуры поведения.


22.«У меня есть права и обязанности»

23. «Давайте говорить друг другу комплименты»


24.«Как растили бабушка и дедушка моих папу и маму»


Формирование культуры труда.


25.«Умственный и физический труд»,

26.«Соотношение «хочу-могу-надо – правила учебного труда»

27. «Уважай своё и чужое время»


Формирование начал экономической культуры.


28.Презентация книги Бодо Шефера “Money или азбука денег”

29.Ролевые игры: «Магазин», «Рынок», «Ярмарка», «Аукцион»


30.Моя роль в составлении семейного бюджета.


Правила безопасности жизнедеятельности человека.


31.«Путь домой»


32. «В гостях у тёти Кошки» ( о правилах пожарной безопасности)


33.« География безопасности»



2.2. Содержание программы (краткое содержание каждого занятия)

  1. Инсценировка «Из жизни семьи».

  2. Ролевая сценка с выводами в мини сочинениях.

  3. Тематические сценки. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

  4. Литмонтаж. Конкурс рисунка.

  5. Праздник народностей. (Создание костюмов и представление разных народов планеты.)

  6. Агитбригада «Защити планету!».

  7. Инсценирование- викторина.

  8. Праздник «Русское гулянье», создание русских народных костюмов.

  9. Литмонтаж, конкурс рисунка «Моя Россия».

  10. Сценки с обсуждением проблемы.

  11. Ролевые игры с последующим обсуждением.

  12. Дискуссия.

  13. Создание сценария, декораций сказки.

  14. Викторина по предыдущей сказке.

  15. Агитбригада.

  16. Инсценировка стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

  17. Дискуссия.

  18. Беседа с использованием приготовленных презентаций.

  19. Видео-ролики из фильмов о средневековье и рыцарском отношении к женщинам.

  20. Беседы-практикумы.

  21. Беседа-практикум с ролевыми играми.

  22. Видеоролик с последующим обсуждением и конкурс рисунка на тему «Мои права».

  23. День вежливости: сценки, в течении дня контроль речи, зарабатывание баллов за комплименты подведение итогов в праздничной обстановке.

  24. Интервьюирование дедушек и бабушек, инсценирование эпизодов из жизни. Приглашение их на классный час. Подготовка подарков.

  25. Беседа –дискуссия по сравнению умственного и физического труда.

  26. Сюжетно –ролевые игры.

  27. Викторина по книге «Сказка о потерянном времени».

  28. Зачитывание и обсуждение интересных моментов книги. Детям о деньгах и обо всём на свете!Детям о деньгах, успехе, о мире и доброте через книжки, сказки, мультики, игры и потешки.

  29. Сюжетно-ролевые игры.

  30. Показ приготовленных заранее с родителями презентаций о составлении их семейного бюджета.Обсуждении необходимости участия ребёнка в составлении семейного бюджета..

  31. Беседа с инсценировкой проблемных ситуаций.

  32. Театрализованное представление.

  33. Сценки о безопасном поведении в природе в разные времена года.

  34. Итоговый праздничный концерт с участием всех звёздочек с новыми и наиболее понравившимися номерами и сценками .















  1. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК.

Цель - развитие у ребёнка самостоятельной творческой активности, воспитание духовно-нравственной личности, подготовка школьника к самостоятельной жизни, приобретение им социально значимых знаний, формирование социально нравственных отношений, накопление опыта социальных действий.

Задачи:

  • Развивать у учащихся качества: интерес к самому себе, самопризнание себя как личности, управление самим собой, уважение чужого мнения, любознательность и вовлеченность в деятельность, эмоциональная устойчивость, мотивация действий  и поступков.

  • Развивать природные способности детей, формировать навыки самостоятельной, творческой деятельности.

  • Воспитывать у обучающихся любовь и привязанность к семье, родному дому, своей Родине.

  • Формировать интерес к общественной жизни страны, осознавать свои права и обязанности.

  • Воспитывать нравственное отношение к окружающей среде.

  • Формировать умения и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

  • Формировать потребность в здоровом образе жизни.

  • Воспитывать трудолюбие, потребность в труде, чувство уважения к людям труда.

  • Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам семьи, готовности помочь.

  • Развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

  • Развивать воображение, выразительность речи; образный строй речи;

  • Формировать способность строить диалог друг с другом;

  • Предоставить широкий выбор для реализации своих интересов, возможности самореализации и самоопределения;

  • Создать широкое поле для реализации культурных практик, приобретения учащимися социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

  • Обеспечить реализацию индивидуальной траектории развития ребенка. Воспитатель имеет возможность для индивидуальной беседы с ребенком (группой детей) в неформальной обстановке.

  • Включить учащихся в разнообразные виды деятельности для развития их интересов, склонностей, способностей, разумного проведения свободного времени;



4.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ.

ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНО-СМЫСЛОВОГО РАЗВИТИЯ РАВЕНСТВА.

У педагога и обучающегося одна цель – мы должны стать лучше в детской организации. Подчиняясь этой цели, школьники вместе с классным руководителем на равных готовятся к общественным сборам, вместе придумывают, сочиняют, репетируют. Педагог не диктует своей воли, а создаёт условия для самостоятельного творчества ребёнка.

ПРИНЦИП РЕГИОНАЛЬНОСТИ.

Программа способствует расширению кругозора детей, что является частью культуры страны в целом.

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Подготовка к любому общему делу, т.е. осуществляется развитие отдельного ребёнка и объединения в целом в процессе деятельности.

ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ.

Программа ориентирована на соблюдение принципов преемственности, при углублении и расширении знаний, практических навыков и умений между собой, так как процесс обучения и воспитания взаимосвязаны.

ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ.

Программа опирается на УУД обучающихся, приобретённых в процессе обучения по предметам: литературное чтение, трудовое обучение, музыке, физической культуре и т.д.

5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Уровни воспитательных результатов:

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Программа включает в себя направления:

  • спортивно-оздоровительное

  • художественно-эстетическое

  • научно-познавательное

  • военно-патриотическое

  • общественно полезная деятельность

  • проектная деятельность.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, используемые в программе.

  • наблюдение

  • убеждение

  • сотворчество

  • творческие задания и поручения

  • частично-поисковые методы

  • решение проблемных ситуаций

  • метод личного примера

  • поощрения

Возможные и применимые формы организации деятельности в программе

  • круглый стол

  • конференции

  • диспуты, дискуссии

  • КВН, викторины

  • поисковые и научные исследования и т. д. 

6.ВАРИАНТЫ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОГРАММЕ

Член звёздочки с ролевым участием в общем деле.

Индивидуальное участие по желанию.

7.УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Заинтересованность детей в участии программы.

Наличие художественно-методической литературы.

Финансирование программы.

8.ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Этапы диагностики

Оценивание

Виды диагностики

Вступительный

Уровень творческой активности и самостоятельности

Творческие задания, метод наблюдения, анкетирование.

Промежуточный

Уровень нравственной воспитанности

Метод анализа, творческие задания

Итоговый

Уровень творческой активности как успешной социальной адаптированности

Тестирование, метод анализа, итоговая творческая работа



9. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

При создании благоприятных условий освоения и выполнения данной программы ожидаются следующие результаты:

1. Личность, соответствующая выпускному нормативу ученика начальной школы:

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основными умениями учиться;

- любящий родной край и свою страну;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

2. Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность сочувствовать и помогать как людям вообще (в широком смысле - своему народу), так и конкретным людям, среди которых он живет.

3. Раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала ученика и реализация его в различных видах деятельности.

4. Воспитание любви и уважения к государству, стране, в которой живём, прививать интерес к традициям своего народа.

5. Развитие способности к объективной самооценке в поведении, воспитание чувства собственного достоинства.

6. Положительное отношение к труду, развитие потребности в творческом труде, честности и ответственности в деловых отношениях.

7. Пропаганда здорового образа жизни. Потребность в здоровом образе жизни.

8. Приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

9. получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, наука и культура, труд);

10.получение опыта самостоятельного общественного действия.










Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

3.ФГОС.Примерные программы начального образования. «Просвещение», Москва, 2009.

4.ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. «Просвещение», Москва. 2009.

5.Бондаренко Е. Урок гражданина /Е. Бондаренко// Начальная школа: Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября», 2004 №31

6. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения»  М.: Русская энциклопедия, 1998г.

7. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.

8.Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010

9.Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. Программы внеурочной деятельности. - М., 2011

10.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

11.Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. М.:Просвещение,2011

12.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.

13.Н.Е.Щуркова. Собрание пестрых дел. Смоленск. 1996 г.

14.Научно-методический журнал «Спутник классного руководителя», 2011 №2



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ