Рабочая программа кружка цикл бесед «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» 3 Класс
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
МОУ СОШ с. Елизаветино
_________/Стукалова В.М./
Приказ №____от
« »_________ 2013 г.
Рабочая программа кружка
цикл бесед
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
педагога Болтачевой Татьяны Петровны
3 класс
направление: культурологическое
2013-2014 учебный год
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы учёбы для каждого ребёнка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? Взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. кроме того, у самих взрослых не сформирована культура здоровья, и они не придают этому серьёзного значения в воспитании детей.
Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью, посвящён данный курс.
Занятия проводятся в форме эвристической беседы-диалога, деловой игры, уроков-практикумов. Обязательным этапом занятий является ресурсный круг /приветствие, дающее эмоциональный заряд/.
Цели данной программы:
формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.
Задачи:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков поведения, позволяющий сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы, отдыха, двигательной, активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье человека;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать потребность ребёнка безбоязненного обращения к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Необходимым звеном в организации воспитания здорового образа жизни в условиях школы является как урок, так и внеклассная работа, включающая мероприятия данной направленности.
Важным аспектом учебного процесса является использование в нём активных форм обучения организации игровой деятельности, спортивных праздников с привлечением родителей.
Программа составлена на основе следующих документов:
Сборник нормативных документов. Начальная школа. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. - М.: Просвещение, 2009;
Сборник нормативных документов. Начальная школа. Примерные программы для начальной школы. – М.: Просвещение, 2010.
Программа является модифицированной и имеет общеразвивающую направленность.
Программа решает современные образовательные задачи с учетом запроса будущего. Основные принципы этой работы:
- принцип деятельности включает ребенка в учебно-познавательную деятельность;
- принцип целостного представления о мире тесно связан с дидактическим методом научности. Он предполагает личностное отношение обучающихся к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности;
- принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения;
- принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип вариативности предполагает понимание возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов;
- принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося, приобретения ими собственного опыта творческой деятельности.
Программа курса «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся в возрасте 8-9 лет и рассчитана на 1 год (68 часов). Занятия проводятся 2 часа в неделю.
Программа данного курса ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре через сотрудничество семьи и школы.
Программа ориентирует обучающихся на дополнительное образование, позволяет расширить кругозор, активно развивать познавательные психологические процессы, дает возможность построить работу с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные способности.
Формы и методы обучения
В учебно-воспитательном процессе используются различные формы занятий: традиционные, индивидуальные, комбинированные и практические; работа в парах; лекции, игры, праздники, экскурсии, выпуск стенгазет и бюллетеней, конкурсы, проекты, соревнования и другое.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе у обучающиеся
к концу 1-го года обучения
должны быть сформированы следующие представления:
что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;
о частях своего тела и их функциях;
о правилах поведения в природе и быту;
о культуре питания;
о правилах гигиены и гигиенических требованиях;
об органах чувств,
о правилах хорошего тона;
о полезных и вредных привычках.
Учащиеся научаться:
составлять индивидуальный режим дня, обучающихся во вторую смену;
контролировать свои поведение и желания;
соблюдать правила поведения в школе;
организации подвижных игр;
составлять комплекс утренней гимнастики;
самостоятельно выполнять физминутки во время приготовления домашних заданий;
навыкам самоконтроля.
Контроль над освоением программы осуществляется в ходе опроса, дидактических игр, тестирования, выполнения творческих, исследовательских и практических работ.
Методическое обеспечение:
- учебная литература:
- специальная литература;
- учебные фильмы;
- учебные презентации.
Материально-техническое обеспечение:
- учебный класс;
- цветные бумага и картон, клей, ножницы, краски, ватман;
- мультимедийное оборудование;
- компьютер.
Учебно-тематический план
№п/п
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводная часть.
Цели и задачи курса. План работы на год. Техника безопасности на занятиях.
1
1
-
2.
Основная часть.
66
32
34
2.1
Уроки чистоты
11
6
5
2.2
Уроки Геркулеса
13
6
7
2.3
Уроки правильного питания
15
6
9
2.4
Уроки самопознания
13
8
5
2.5
Уроки выживания
14
6
8
3.
Заключительная часть.
1
-
1
Итого:
68
33
35
Содержание программы
№
п/п
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводная часть
Цели и задачи курса. План работы на год. Техника безопасности на занятиях.
1
1
-
Основная часть
21
10
11
Уроки чистоты
11
6
5
2
Чистота-залог здоровья.
1
1
-
3
Чистота помещений. Организация дежурства в классе.
1
-
1
4
Забота о коже. Уход за телом.
1
-
1
5
Русская баня. Польза и вред.
1
1
-
6
Гигиена зрения. Гимнастика для глаз.
1
-
1
7
Гигиена слуха.
1
1
-
8
Обоняние. Гигиена дыхания.
1
1
-
9
Роль зубов. Уход за зубами.
1
-
1
10
Микробы – враги здоровья.
1
1
-
11
Очищение организма.
1
1
-
12
Игра- соревнование «Чистота вокруг нас».
1
-
1
Уроки Геркулеса
13
6
7
13
Как стать сильным, ловким, выносливым.
1
1
-
14
Надёжные помощники – физкультура и спорт.
1
1
-
15
В какие секции можно записаться.
1
-
1
16
Красивая осанка-основа здоровья.
1
1
-
17
Упражнения для исправления осанки
1
-
1
18
Комплекс упражнений для утренней гимнастики. Физминутки.
1
-
1
19
Сон и его польза. ИКТ
1
1
-
20
Закаливание. Простейшие правила.
1
1
-
21
Зачем нужен режим дня? Влияние режима дня на успеваемость. (Анкетирование и диаграммы).
1
-
1
22
Составление индивидуального режима дня.
1
-
1
23
Твой вес и рост. Экскурсия в медицинский кабинет.
1
-
1
24
Мышцы и их работа.
1
1
-
25
Тренировка мышц.
1
-
1
Уроки правильного питания
15
6
9
26
Польза и режим правильного питания
1
1
-
27
Из чего состоит наша пища ИКТ
1
1
-
28
Как правильно накрыть стол
1
-
1
30
Как правильно вести себя за столом. Культура приёма пищи.
1
-
1
31
Полезные и вредные продукты (исследования)
1
1
-
32
Что нужно есть в разное время года
1
1
-
33
Где и как готовят пищу.
(Мини – исследования «На маминой кухне»)
1
-
1
34
Молоко и молочные продукты
1
-
1
35
Блюда из зерна ИКТ
1
1
-
36
Дары моря ИКТ
1
1
-
37
Какую пищу можно найти в лесу
1
-
1
38
Витамины и их значение в жизни человека. ИКТ
1
-
1
39
«Кулинарное путешествие» по России
(исследования)
1
-
1
40
«Кулинарное путешествие» по миру
(исследования)
1
-
1
41
Урок-практикум «Моё любимое блюдо»
1
-
1
Уроки самопознания
13
8
5
42
Наш организм.
1
1
-
43
Мозг – строитель и руководитель организма.
1
1
-
4445
Скелет – надёжная опора человека.
1
1
-
46
Разнообразие мышц.
1
1
-
47
Значение кожи для человека.
1
1
-
48
Как путешествует пища. (разговор об органах пищеварения)
1
1
-
49
Сердце и его работа.
1
1
-
50
Что такое кровь. Её особенности.
1
1
-
51
Знаешь ли ты себя? Твой темперамент.
(Тест)
1
-
1
52
Зачем нужна память, какая она бывает. (Тест)
1
-
1
53
Нервы. Как их обуздать? (Тест)
1
-
1
54
Органы чувств. (Тест)
1
-
1
55
Обобщающие занятие «Секреты долголетия»
1
-
1
Уроки выживания.
14
6
8
56
Что такое здоровье? Что значит быть здоровым?
1
1
-
57
Что такое болезнь? Почему мы болеем?
1
1
-
58
Кто нас лечит? Знакомство с врачами узких специальностей. Презентация.
1
-
1
59
Всё о лекарствах. Экскурсия в медкабинет.
1
-
1
60
Болезни грязных рук.
1
1
-
61
Зачем делают прививки? (Исследование)
Профилактика заболеваний. Выпуск бюллетеня.
1
1
62
Первая помощь при травмах.Эмоции человека и его здоровье.
1
1
1
63
Отравления и как их избежать. (Разработка алгоритма действий).
1
-
1
64
Предостережения при обращении с животными. Профессия ветеринара.
1
1
-
65
Правила обращения с огнём. ТСО (учебный фильм). Оказание первой помощи.
1
-
1
66
Правила обращения с электричеством. Презентация.Оказание первой помощи
1
-
1
67
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
1
1
-
Заключительная часть
1
-
1
68
Занятие – праздник «Я выбираю здоровье!»
1
-
1
Список литературы для педагога:
Абдрахимова А. Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим // Прил. к газ. Перв. Сент., Нач. шк., №20, 2003.
Алфёрова В. П. Как вырастить здорового ребёнка. Л., 1991.
Андреев В. И. Тест - анкета для изучения ориентации на здоровый образ жизни. Пакет диагностических методик на оценку резервных возможностей качества образования, здоровьесберегающего обучения. Казань 2000.
Беринич И., Белоусова О.Е. «Вредным привычкам – нет!» – Биол. В школе, 2004, № 7
Братусь Б. С. Аномалии личности .М.1988
Верхлина Г., Верхлин В., Работа над осанкой // Здоровье детей, №8 / 2006.
Верхлина Г., Верхлин В. Работа над осанкой // Здоровье детей, №9 / 2006.
Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой // Здоровье детей, №8 / 2006.
Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: укрепление организма.- СПб., 1998.
Иванушкина Л. Авторская программа Культура здоровья // Здоровье детей, №1 / 2006.
Кокаева И. Ю. Растить ученика здоровым // Нач. шк., №7, 2003.
Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 1986.
Латохина Л. И. Творим здоровье для души и тела. – СПб., 1997.
« Мониторинг здоровья и здорового образа жизни детей». Методические разработки ОЦДЮТ 200-2001
Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ