Районный конкурс социальных проектов "Делу время" 4 Класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА №2
г. Белоярский
Районный конкурс социальных проектов
Социальный проект:
Автор: ученики 4 «Б» класса
МОУСШ № 2
г. Белоярский, Тюменской области,
ХМАО - Югра
Руководитель: Мулюкова Ольга Анатольевна.
учитель начальных классов
МОУСШ № 2
г. Белоярский, Тюменской области,
ХМАО - Югра
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..….. 2
Тайм-менеджмент для школьников………………………………………………..……..3
1.1. План на день…..…………………………………………………..………………….3
1.2. Умение расставлять приоритеты…………………………………………………....3
1.3. Умение сосредоточиться и сконцентрироваться..………………………..……......4
1.4. Организация своего рабочего пространства..…………………………..………….4
Анализ количества потерянного времени с помощью хронометража……………….....4
Составление плана на день……………………………………………………...................5
Анализ количества потерянного времени с помощью календарика-пинарика………...5
Заключение………………………………………………………………………..……………6
Библиографический список…………………………………………………..……………….7
Приложение…………………………………………………………………………..………...8
Отзывы …………………………………………………………………………………………12
Введение
Название социального проекта: «Делу - время»
Актуальность: На уроках литературного чтения мы изучили «Сказку о потерянном времени» Евгения Шварца. Автор рассказывает фантастическую историю о ребятах, понапрасну теряющих время.
Это произведение заставило нас задуматься и сделать некоторые выводы: многие часто говорят «успею» и откладывают выполнение дел на потом; многие отвлекаются при выполнении работы на посторонние дела; многие смотрят телевизор и играют в компьютер ежедневно, тратя на это лучшее время. А в результате: затягивание выполнения работы до позднего времени или вообще несделанные уроки, усталость, раздражительность и недовольство.
Цель: организация и распределение свободного времени школьника.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Научиться использовать способы управления временем.
Проанализировать количество потерянного времени с помощью хронометража.
Проанализировать количество потерянного времени с помощью календарика-пинарика.
Составить памятку «Управляйте своим временем».
Методы исследования:
Изучение литературы.
Наблюдение.
Опрос.
Анализ.
Этапы работы над проектом:
Подготовка
Определение темы и целей проекта, его исходного положения.
Подбор рабочей группы
Планирование
2.1. Определение источников необходимой информации.
2.2. Определение способов сбора и анализа информации.
2.3. Определение способа представления результатов (формы проекта).
2.4 Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.
3. Сбор и анализ информации (исследование проблемы).
3.1. изучение документов и информации
3.2. социологические исследования
4. Разработка собственного варианта решения проблемы.
5. Рефлексия (анализ своей деятельности).
1. Тайм-менеджмент для школьников
Изучив литературу, мы узнали, что искусство оптимально и со смыслом использовать своё время называют самоменеджментом или тайм-менеджментом.
Дети не идеально и не равномерно ориентируется во времени, путаются в нём, много времени тратят впустую. Поэтому необходимо обучать детей грамотно использовать время, ведь именно это станет залогом развития в личности таких качеств, как собранность, точность, целенаправленность, организованность. А они помогут добиваться большего в обучении и обычной жизни.
Мы выделили несколько способов, применяя которые любой человек может увеличить свою эффективность и продуктивность, научиться больше успевать и не тратить время на пустяки, то есть лучше расходовать своё время.
Составление плана на день
План на день – очень важный элемент, которому необходимо научиться. Планирование позволит быть более организованным и ответственным.
К планированию чаще всего прибегают школьники, которые занимаются в секциях или посещают кружки, для того чтобы все успеть. Дети, не посещающие дополнительные образовательные учреждения, реже обращаются к планированию.
Мы выделили этапы работы с планом на день:
Осмысление и планирование предстоящих событий. А именно, какие мероприятия завтрашнего дня являются важными для выполнения (учебные дела, секции и кружки, полезные дела по дому).
Записывание запланированных дел на бумаге. Планы должны составляться в письменном виде, поэтому всегда нужно «думать» на бумаге. Ведь планы, которые держат в голове, легко отвергаются, а написание их заостряет мысль, стимулирует и позволяет лучше сосредоточиться.
Фиксация факта выполнения или невыполнения мероприятий. После выполнения запланированного дела, поставить отметку о выполнении «+» или «-».
Анализ выполнения плана. Понятно, что могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, но важные дела должны быть выполнены. Ответьте для себя на ряд вопросов: Все ли из запланированного сделано? Что не удалось и почему? Можно ли исправить ситуацию с невыполненными особенно важными делами (например, сделать их вечером, если есть возможность, или обязательно на следующий день).
Работа с планом учит:
планировать время и рационально им управлять;
контролировать и оценивать результаты;
анализировать происходящее, выбирать наиболее важные мероприятия и планировать время для их реализации;
выполнять ту работу, которая является необходимой, но не всегда интересной (например, уборка по дому).
В помощь организации планирования часто используют настенное расписание уроков. Точно так же можно разработать расписание и внешкольных дел. Оно непременно должно висеть в комнате на видном месте.
1.2. Умение расставлять приоритеты
План составили. А в каком порядке выполнять намеченные мероприятия?
Все, что нужно сделать в течение дня, можно разбить на дела срочные и несрочные, важные и неважные. Нужно помнить, что следует научиться особо выделять наиболее значимые дела, которые необходимо сделать в первую очередь. Главные дела должны стоять в плане в числе первых, а не откладываться на потом. Около особо важных дел можно поставить восклицательный знак (!!!). Очень важные дела должны быть завершены обязательно, так как влекут серьезные последствия в случае их невыполнения.
Правило здесь следующее: не стоит браться за дело неважное и несрочное, пока не выполнено очень важное и срочное дело.
1.3. Умение сосредоточиться и сконцентрироваться
Некоторые школьники выполняют уроки так: решат один пример, потом чаю попьют, потом еще один решат, потом с кошкой поиграют, … потом опять возвращаются к примерам, потом отвлекаются и т.д.
Нужно помнить, что ключ к успеху – это сосредоточенность и концентрированность. Способность не отвлекаться на посторонние дела помогает быстрее добиться успеха. Если начинаете дело, бросаете его, чтобы затем снова и снова возвращаться к нему, то в итоге потратите на него много времени. Если же беретесь за работу и заставляете себя довести ее до конца, затраты времени намного сократятся.
1.4. Организация своего рабочего пространства
Те, кто показывает высокие результаты, работают за чистым столом, на котором нет ничего лишнего. У людей малоэффективных, непродуктивных и несобранных всё наоборот. На их рабочих местах царит беспорядок.
Пусть постоянная уборка рабочего места и работа за чистым столом станут привычкой. Запомните – рабочий стол должен быть чистым!
2. Анализ количества потерянного времени с помощью хронометража
На первом этапе социального исследования мы решили узнать: как проводят свой день наши одноклассники, и существует ли у них проблема потерянного времени.
Для этого использовался хронометраж - инструмент для анализа количества потерянного времени. Ребятам было предложено последовательно записывать все, что они делали, начиная с подъема и кончая отходом ко сну в течение двух дней (один рабочий день, а другой выходной, так как эти дни разные по содержательному наполнению).
В хронометраже участвовали 19 человек.
Все зафиксированные события каждого ученика были разделены на 3 группы: полезное время, бесполезное и необходимое время.
Необходимое время – это время для приёма пищи, водные процедуры. В эту группу была включена и прогулка, несмотря на то, что некоторые посвящают этому до 6 часов в день.
Полезное время – школьные занятия, секции и кружки, выполнение домашних уроков, чтение, помощь родителям по дому.
Бесполезное время – просмотр телевизора, игра на компьютере. Сюда вошло время, проведенное в гостях, игры.
Анализ зафиксированных событий показал, что наши одноклассники неразумно используют своё время (Приложение 1).
Некоторые ученики растягивают выполнение домашних заданий до 4-5 часов в день, а по нормам СанПиН затраты времени на его выполнение не должны превышать в 3 классе - 1,5 ч. Это значит, что ребята не сосредоточены, отвлекаются на посторонние дела и в результате за такое длительное время устают.
Некоторые ребята играют на компьютере и смотрят телевизора до 3-7 часов в день, тратя на это лучшее время. Таким образом, телевизор и компьютер – «убийцы» времени, ведь на них ребята тратят в три раза больше времени, чем на выполнение домашних заданий и в 12 раз больше, чем на чтение.
Кто-то так любит гулять, что его прогулка затягивается до 4 часов в рабочий день и до 6 часов в выходной.
У ребят, которые занимаются в каких-то секциях или кружках потери времени не столь значительны, чем у тех, кто ничем не занимается.
Если взять средние показатели, то каждый ученик в течение двух дней тратил 2 часа на выполнение домашнего задания, 3 часа играл на ПК, 3,5 смотрел телевизор и 3 часа гулял. И это учитывая то, что некоторые совсем не играли на ПК и не смотрели ТВ, а кто-то потратил на это 7-8 часов в день.
Всё это указывает на то, что школьники много времени теряют понапрасну.
3. Составление плана на день
Ведение планов в течение двух недель при регулярном анализе результатов позволяет заложить основы формирования привычки целенаправленно ежедневно планировать свое время. Ведь недаром пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».
Чтобы заинтересовать ребят в составлении плана, в классе был объявлен конкурс на лучший план на день.
Составлять планы попробовали каждый. Конечно, нельзя ожидать, что все после этого начнут составлять планы. Но даже те, кто в дальнейшем не будет регулярно фиксировать свои действия, все равно задумались о том, как они обращаются со временем, и сделали для себя определенные вывод.
4. Анализ количества потерянного времени с помощью календарика-пинарика
Мы решили, что одноклассникам необходимо научиться грамотно и с успехом распоряжаться своим временем, чтобы максимально увеличить полезное время и сократить бесполезное.
После того, как мы познакомили ребят с простыми способами, с помощью которых они могут больше успевать и не тратить время на пустяки, им был предложен ещё один инструмент для анализа потерянного времени – календарик-пинарик.
Идея календарика–пинарика ведет свое название от слова «пинать» в значении «подталкивать». Календарик призван показать сколько времени тратится впустую, а также мотивировать на более полезное использование времени.
Календарик-пинарик представляет собой таблицу, где каждая строчка означает один день жизни. Дополнительно к дням недели проставлено время суток с интервалом в 1 час (Приложение 2).
Принцип действия календарика такой. Ежедневно ученик отмечает диапазон времени, которое он потратил впустую, цветным карандашом или ручкой (например, игра в компьютер, просмотр телевизора, затянувшаяся прогулка). Фиксация идет по часам. После того, как день прожит, подсчитывается общее количество потраченного впустую времени, и цифра записывается в колонке «Итог за день». По итогам недели подсчитывается общее количество времени, потраченного впустую за неделю.
Ребятам было предложено анализировать свое время с помощью календарика-пинарика в течение 2 недель. В анализе участвовало 19 человека.
Мы сделали вывод, что количество потерянного времени к концу эксперимента уменьшилось. Увеличение в середине графика объясняется тем, что эти значения соответствуют выходным дням (суббота и воскресенье) (см. Приложение 2).
Таким образом, можно сделать вывод, что ребята начали проводить время с пользой, то есть научились грамотно и с успехом распоряжаться им, не теряя его попусту.
Заключение
Работая над данным проектом, мы убедились, что многие из нас страдают от собственной неорганизованности, однако, этот недостаток из тех, который поддаётся устранению.
В ходе работы над проектом мы выяснили, что существуют способы управления временем, которые помогают школьнику больше успевать и не терять свободное время.
Цель исследования достигнута. Мы и наши одноклассники узнали и научились, как организовывать и распределять своё время, используя простые способы управления временем. Всем одноклассникам мы раздали памятки «Управляйте своим временем» (Приложение 3).
В перспективе мы хотим научиться составлять план на большие промежутки времени (неделя, месяц).
Эффективное управление временем позволяют чувствовать себя более уверенно в настоящем и будущем.
Библиографический список
Болсуновская, Н. Тайм-менеджмент для школьников: методы, приёмы, инструменты [Текст] / Н. Болсуновская // Школьный психолог. – 2008. - № 3.
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [Текст] : постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
(вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (ред. от 29.06.2011) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 N 19993)Семенов, А. К., Набоков, В. И. Основы менеджмента [Текст] : учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. —300 с.
Трейси, Б. Управляй своим временем и удвой результаты [Текст] / пер. с англ. – М.: Издательство «Клеопатра», 2005. – 64 с.
Приложение
Приложение 1. Анализ потерянного времени с помощью хронометража
Диаграмма 1. Анализ потерянного времени с помощью хронометража по видам деятельности за два дня
Полезное
время
Бесполезное
время
Необходимое
время
19 % - школа
5 % - секции, кружки
8 % - домашние задания
2 % - чтение
1 % - помощь по дому
11 % - ПК
13 % - ТВ
15 % - игры, посещение гостей
15 % - прием пищи, водные процедуры
11 % - прогулка
Итого: 35 %
Итого: 39 %
Итого: 26 %
Таблица 1. Анализ времени с помощью хронометража за два дня
Диаграмма 2. Анализ потерянного времени с помощью хронометража по полезности времени за два дня
Полезное время
Бесполезное время
Необходимое время
Школа
5 ч
ПК
2 ч 54 мин
Еда, водные процедуры
4 ч
Секции
1 ч 24 мин
ТВ
3 ч 24 мин
Прогулка
2 ч 48 мин
Дом. задания
2 ч 6 мин
Игры, гости
4 часа 6 мин
Итого
6 ч 48 мин
Чтение
42 мин
Итого
10 ч 24 мин
Помощь по дому
18 мин
Итого
9 ч 30 мин
Таблица 2. Среднее значение времени, затраченного одним учеником
на определенный вид деятельности, за два дня
Приложение 2. Анализ потерянного времени с помощью календарика-пинарика
Часы
Дни недели
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Итого
за день
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
Итого за неделю
Рис. 1. Календарик-пинарик
График 1. Анализ потерянного времени с помощью календарика-пинарика
Приложение 3.
Памятка «Управляйте своим временем» 1.Проводите время с пользой и не тратьте его впустую. 2.Составляйте план на день. 3.Важные и срочные дела выполняйте в первую очередь. 4.Во время выполнения задания будьте сконцентрированы и не отвлекайтесь на пустяки. 5. Пусть ваше рабочее место всегда будет чистое и аккуратное.
Отзывы
Уважаемые авторы! Мне ваша работа очень понравилась! Я за то, чтобы учить детей правильно организовывать свое время. Тогда ребенок научится различать, что для него полезно и необходимо, а что нет. А то, получается, прогулял ребенок целый день или просидел у компьютера, выполнить домашние дела родителям не помог, уроки не выучил, покушать и то вовремя забыл. Очнулся, а уже спать пора! Думаю, это проблема актуальна не только для ребят, но и многих взрослых. А все потому, что не научились с детства планировать свое время. Неоднократно замечала, что лучше осваивают школьную программу те дети, которые больше заняты: посещают кружки, секции, библиотеки, музыкальную школу и др. Конечно, соглашусь, что играм, просмотру телевизора и ПК нужно уделить полезное время. Ведь они приносят не только вред, но и пользу.
Райзинк Е.В. заместитель директора по НМР, МОСШ № 2
Интересный проект! Хорошая идея календарик – пинарик! Организованные люди – всегда успешны! Надеюсь, это поможет вам и вашим друзьям в жизни!
Жукова Т.М. учитель технологии, МОСШ № 2
Ребята! Молодцы! Такой важный проект! Теперь ваши друзья и вы сможете распределять свое время! Спасибо!
Кобзева А.А. социальный педагог, МОСШ № 2
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ