Развитие смыслового мышления как средство формирования осознанного поведения школьников
Бюнгер Валентина Петровна
ГБОУ ДОД «Молодёжный творческий Форум «Китеж плюс»
г. Санкт-Петербург
Педагог дополнительного образования
как средство формирования
осознанного поведения школьников
Цель: воспитание способности к осмысленному восприятию действительности через развитие смыслового мышления.
Задачи:
Образовательные: расширение знаний и представлений о честности, доброте, трудолюбии, взаимовыручке.
Развивающие: развитие внимания, памяти, логического мышления, связной речи.
Воспитательные: воспитание доброжелательности, сочувствия, сопереживания, уважения к другим людям.
Ход занятия
Рассказ педагогом художественного произведения
Воспроизведение детьми услышанного рассказа
Коллективное
Индивидуальное
Парами
В группах
Наводящие вопросы для восстановления смысловых моментов или упущенных фактов.
Выводы. Нравственная копилка.
Подведение общего итога.
• Требования к литературным произведениям.
Весь используемый в работе материал должен быть высокохудожественным, реалистическим, гуманистическим, оптимистическим и завершённым.
Требования к ведущему: педагог не читает, а рассказывает литературное произведение.
Рассказ, басня или отрывок произведения не должен быть заученным механически, (т.е. близко к тексту), а рассказан детям как потребность поделиться впечатлениями после «просмотра кинофильма, который оставил яркие впечатления, или, как говорят, «тронул за душу».
Требования к ведению занятия:
Перед тем, как рассказать рассказ, педагог даёт детям совет: «Внимательно послушайте рассказ и постарайтесь мысленно увидеть всё, о чём говорится, как будто вы одновременно слушаете и смотрите кинофильм».
• Требование к воспроизведению услышанного рассказа:
На первых порах с помощью педагога дети коллективно восстанавливают все события, происходящие в литературном произведении. После нескольких коллективных пересказов необходим переход на индивидуальное воспроизведение текста (дети по очереди рассказывают его педагогу).
Если навык умения слушать и слышать сформирован, т.е. если дети в состоянии выслушать друг друга, не перебивая, не подсказывая, а давая возможность товарищу самостоятельно вспомнить блок информации, понимая, что это очень важно для каждого человека, можно переходить на тренинги в парах и четвёрках.
• Несколько слов о наводящих вопросах.
Наводящие вопросы задавать только в том случае, когда дети упускают некоторые смысловые моменты, это поможет детям восстановить все факты. Необходимо научить детей самостоятельно и корректно формулировать вопросы по содержанию.
Вопросы на осмысление текста.
Вопросы на осмысление текста формируют осознанное понимание не только литературных произведений, но и жизненных ситуаций. Развитию осознанности способствуют вопросы, ответы на которые не лежат на поверхности текста, а кроются между строк. Иногда уместно задавать вопросы с выходом за пределы рассказа.
Практический материал для занятия
Лев Николаевич Толстой
КОСТОЧКА
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
– Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
– Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
– Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Наводящие вопросы и вопросы на осмысление текста
- Кто помнит, с чего начинается рассказ?
- Кто купил детям сливы?
- Когда было решено есть сливы?
- Где стояла тарелка со сливами?
- Кому из детей очень понравились сливы? почему?
- Как выдумаете, сколько лет было Ване?
- Кто обнаружил, что не все сливы на месте? Как образом? Что сделала мать?
- Когда произошёл разговор отца с детьми?
- Что спросил у детей отец?
- Почему Ваня сказал неправду?
- Почему никто не видел, кто именно съел сливу?
- Чего боялся отец?
- Что сказал отец детям для того, чтобы узнать правду?
- Как отец определил, кто из детей съел сливу?
- Почему все дети засмеялись?
- Почему Ваня заплакал?
- Как вы думаете, дружная ли эта семья?
- Что могло произойти потом?
- Чему учит рассказ?
- Что было для вас новым?
- Что можно применить в жизни?
СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ
Собралось много народа на свадьбу. Сосед позвал работника и говорит:
— Поди посмотри, сколько людей там на свадьбе.
Работник пошёл, положил у порога чурбан и сел на завалинку, стал дожидаться, пока народ будет выходить из избы.
Стали расходиться. Кто ни выйдет, спотыкнётся на чурбан, обругается и пойдёт дальше. Только одна старуха вышла, спотыкнулась, вернулась и отвалила чурбан.
Работник вернулся к хозяину.
Хозяин и говорит:
— Много там было людей? Работник говорит:
— Всего один был и та старуха.
— Отчего так?
— А оттого, что я привалил чурбан к крыльцу, все на него падали, а не отвалили, так и овцы делают, а одна старуха отвалила, чтобы другие не падали. Так только люди делают. Она одна человек.
- Почему собралось много народа?
- Чей сосед позвал работника?
- С какой просьбой обратился сосед к работнику?
- Выполнил ли работник просьбу соседа?
- Что сделал работник?
- Как он решил сосчитать людей?
- Почему всех гостей, кроме старухи, работник не счёл людьми?
- Как он это объяснил?
- Как поступают люди?
- Встречались ли вам настоящие люди?
- Как вы себя чувствовали при встрече с ними?
- Всегда ли нужно поступать, как люди?
- Можно ли определить, хорош ли человек другим способом?
- Всегда ли люди задумываются о своих поступках?
- Как понимать слова: не гонись за похвалами, но старайся действовать похвально?
- Согласны ли вы с таким высказыванием: когда тебя похвалят, обдумай хорошенько, заслуживаешь ли ты похвалы; если не заслуживаешь, то значит тебя осмеяли?
- Какой вывод можно сделать?
ПРАВДА ВСЕГО ДОРОЖЕ
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.
Отец пришёл и спросил:
— Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
— Я.
Отец сказал:
— Спасибо, что правду сказал.
- Что делал мальчик?
- Что произошло потом?
- Кто обнаружил разбитую чашку?
- Почему мальчик испугался?
- Что ответил мальчик отцу?
- Почему мальчик сказал правду?
- Почему отец не наказал мальчика?
- Как вы думаете, видел ли отец, что мальчик переживает?
- Жалко ли было отцу разбитой чашки?
- А мальчику?
- За что отец поблагодарил сына?
- Как называется рассказ?
- Почему он так назван?
- Почему правду называют горькой?
- Что чувствует человек, которому необходимо сказать о случившихся неприятностях?
- Что нового для себя вы сегодня узнали?
- Какой вывод можно сделать?
ПАВЛИН
Собрались птицы себе царя выбирать.
Распустил павлин свой хвост и стал называться в цари.
И все птицы за его красоту выбрали его царём.
Сорока и говорит:
— Скажи же ты нам, павлин: когда ты царём будешь, как ты станешь нас от ястреба защищать, когда он за нами погонится?
Павлин не знал, что ответить, и все птицы задумались, хорош ли им будет царь павлин.
И не взяли его царём, а взяли орла.
- По какому поводу собрались птицы?
- Кто предложил выбрать павлина?
- Почему павлин решил быть царём?
- За что выбрали павлина царём?
- Кто задал вопрос будущему царю?
- О чём спросила сорока?
- Что ответил павлин?
- О чём задумались птицы?
- Знали ли птицы, каким должен быть царь до этого?
- Какими качествами должен обладать царь?
- Почему птицы выбрали орла?
- Случается ли у людей подобные ситуации?
- Приходилось ли вам менять своё мнение?
- Чему учит рассказ?
Перечень рекомендуемых рассказов Л.Н. Толстого:
Старый дед и внучек
Отец и сыновья
Лгун
Как мужик убрал камень
Слон
Лев и лисица
Муравей и голубка
Умная ворона
Лев и мышь
Галка и голуби
Список использованной литературы:
Л.Н. Толстой. Собрание сочинений. Повести и рассказы. т.10 - М.: «Государственное издательство художественной литературы» - 1963г.
Сборник статей «Интегральная социальная педагогика – развивающему обучению» - СПб.: Аполлон,1997г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ