Сценарий классного часа по теме: «250-летие основания петербургского Эрмитажа»

Автор: Бочарова Кения Александровна, г. Енисейск, Место работы МБОУДОД «ЦДТ», должность: педагог ДО.

Описание работы.Предлагаю вашему вниманию сценарий Сценарий классного часа для старшеклассников по теме: «250-летие основания петербургского Эрмитажа».Сценарий рассчитан на детей старшего школьного возраста. Данный сценарий будет полезен для педагогов-организаторов и классных руководителей для проведения классного часа,а также городского мероприятия.


Сценарий классного часа по теме:

«250-летие основания петербургского Эрмитажа»


Мероприятие рассчитано на 25 человек.

Место проведения: актовый зал

Реквизиты: проектор, ширма, дорожки, презентация, жетоны, грамоты, призы, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия:

(перед входом в зал ребятам раздаются жетоны четырех разных цветов: 5 желтых,5 зеленых ,5 красных и 10 белых. )

(дети проходят садятся на кресла)

Учитель:

Здравствуйте ребята, посмотрите на проектор. Что за это за здание ?(дети отвечают). Да, это государственный Музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и в мире художественный и культурно-исторический музей.

Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II..

Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых принято считать Зимний дворец.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Учитель:

В 2014 году Эрмитаж отмечает свое 250-летие.И сегодня мы с вами проверим ваши знания о этом замечательном музее. И это будет не просто проверка, а игра, название которой "Умники и умницы".

(открывается ширма, а за ней три дорожки желтая, зеленая и красная включается презентация: слайд №1 и музыкальная заставка из игры).

Учитель:

У каждого из вас есть жетон, который вы получили при входе в кабинет. Займите место у дорожке соответствующей цвету вашего жетона. В отличие от телевизионной версии, в который играют индивидуально, вы будете играть в команде, состоящей из пяти человек, остальные будут болельщиками.

Учитель:

Итак, слушаем внимательно правила игры:

У каждой команды три разных дорожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос.
Красная дорожка - самый короткий путь к победе, но на ней нельзя ошибаться.

Если участник ошибся, он выбывает из игры. Если же он правильно ответил на 2 вопроса, игра заканчивается.

Желтая дорожка - здесь 3 этапа, ошибиться можно 1 раз и со штрафным очком перейти в следующий этап.

Зеленая дорожка- состоит из 4 этапов, здесь можно ошибаться 2 раза и перейти в следующий этап с двумя штрафными очками.

На проектор в каждом этапе будут выводятся шесть ключевых слов. Вы по очереди выбираете вопрос. На размышление каждой команде даётся 1 минута. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, та команда, которая первой пройдет свою дорожку получает 2 балла, второй 1,5 балла и третьей 1 балл. Выигрывает та команда, которая набирает большее количество очков.

Учитель:

Итак, начинаем игру, первые выбирают команда на желтой дорожке.( далее по порядку учитель задает вопросы опираясь на презентацию).

1 ЭТАП. Из истории Эрмитажа


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

  • У истоков Эрмитажа

  • Эрмитаж в первой половине XIX века

  • Эрмитаж во время Великой Отечественной войны 

  • Постсоветский период

  • Архитектура Эрмитажа


Вопросы:

У истоков Эрмитажа

В 1765 — 1766 по желанию императрицы Екатерины II, рядом с Зимним дворцом архитектор Фельтен возвел двухэтажный корпус, а в 1767 — 1769 на берегу Невы было построен павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей (арх.Ж.-Б. Валлен-Деламот). Какое название получили эти два корпуса, соединенные расположенным на уровне второго этажа висячим садом?

Ответ: малый Эрмитаж

Эрмитаж в первой половине XIX века

Этот царь в первой половине XIX века реализовал идею превращения Эрмитажа в публичный музей и внес существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа. О каком царе идет речь?

Ответ: Николай I

Эрмитаж во время Великой Отечественной войны 

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. В это время как музей он не работал, а подвалы зданий Эрмитажа превратились в это .  Во что превратили подвалы Эрмитажа?

Ответ: в бомбоубежища

Постсоветский период

Сразу после падения «железного занавеса» Эрмитаж первым из российских музеев объявил о том, что в его запасниках хранятся «трофейные» произведения художников, работающих в этих направлениях, которые с момента окончания войны считались утраченными.О каких направлениях идет речь?

Ответ: импрессионизм и неоимпрессионизм

Архитектура Эрмитажа

Над Зимним дворцом работало множество архитекторов – прежде всего этот мастер, который придал зданию барочный стиль. Дворец украшен характерной для барокко пышной лепниной на фронтонах.

О каком архитекторе идет речь?

Ответ: Бартоломео Растрелли

2 ЭТАП. По залам Эрмитажа.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

  • Зал Леонардо да Винчи

  • Военная галерея 1812 года 
    Зал Гогена

  • Зал искусства Германии XIX в. 

  • Зал искусства Византии XI-XV вв.

Вопросы:

Зал Леонардо да Винчи

В Двусветном зале Старого (Большого) Эрмитажа представлены шедевры музея - два произведения крупнейшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи .О каких шедеврах мастера идет речь?

Ответ:  "Мадонна с цветком" (Мадонна Бенуа) и "Мадонна с младенцем" (Мадонна Литта)

Военная галерея 1812 года 

Военная галерея Зимнего дворца была создана по проекту этого архитектора в 1826 г. в честь победы России над наполеоновской Францией. О каком архитекторе идет речь?

Ответ: Карл Иванович Росси

Зал Гогена 

В этом зале экспонируются картины знаменитого французского художника-постимпрессиониста Поля Гогена (1848-1903). Государственный Эрмитаж хранит 15 работ живописца, большинство из которых были написаны на этом острове. О каком острове идет речь?

Ответ:Таити

Зал искусства Германии XIX в.

Зал находится в той части Зимнего дворца, где размещались покои фрейлин. Экспозиция посвящена искусству немецкого романтизма. В Государственном Эрмитаже хранятся 9 полотен ведущего художника этого направления. О каком художнике идет речь?

Ответ: Каспар Давид Фридрих

Зал искусства Византии XI-XV вв.

Только в Государственном Эрмитаже можно увидеть высоко-
художественные византийские произведения этого вида живописи XI-XV вв. О каком виде живописи идет речь?

Ответ: иконопись

3 ЭТАП. Многообразие Эрмитажа.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Мир Эрмитажа

Оформление Эрмитажа

Военная галерея 1812 года

Скульптуры Эрмитажа

Хранители коллекций в XIX и XX веках

Вопросы:

Мир Эрмитажа

Эрмитаж считается одним из самых больших художественных музеев мира: в 400 залах собрано более 3 млн 700 тыс. экспонатов. Да и вид из окон Эрмитажа — тоже произведение искусства. Как называется площадь, на которую выходят окна южного фасада главного здания музея? 

Ответ: Дворцовая площадь.

Оформление Эрмитажа

Крыльцо здания Нового Эрмитажа со стороны улицы Миллионной украшено фигурами атлантов. Атланты — это мужские фигуры, поддерживающие балконы и выступающие части здания. А как в архитектуре называются женские фигуры, поддерживающие выступающие части зданий? 

Ответ: Кариатиды.

Военная галерея 1812 года.

Военная галерея 1812 года во все времена пользовалась особым вниманием посетителей. Эти два полутемных зала, увешанные портретами военных — память о великом подвиге России, изгнавшей неприятеля. Галерею не раз осматривал этот поэт, работавший с разрешения императора в библиотеке Зимнего дворца, и оставил прекрасное стихотворение, которое начинается словами «У русского царя в чертогах есть палата…».О каком русском поэте идет речь?

Ответ: А.С.Пушкин

Скульптуры Эрмитажа

Это единственная скульптура Микеланджело в России, она находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже. Скульптура изготовлена из мрамора, высота — 54 см. Она была приобретена Екатериной II в 1785 г.О какой скульптуре идет речь?

Ответ:"Скорчившийся мальчик"

Хранители коллекций в XIX и XX веках.

Огромный вклад в изучение и каталогизацию коллекции картинной галереи Императорского Эрмитажа, проработав хранителем картин и рисунков, а затем и старшим хранителем Эрмитажа в общей сложности 22 года, внёс русский искусствовед и музейный деятель . Считается, что он положил начало нового этапа в истории русского искусствознания второй половины ХIХ-начала ХХ веков. О ком идет речь?

Ответ: Андрей Иванович Сомов

ЭПИЛОГ

Вопрос №1

Однажды в 1778 году Екатерина II, рассматривая гравюры из своего книжного собрания, обратила внимание на некий памятник, который ей очень понравился. И она дала обет  (имеется в виду не застолье, не пышный обед, а обещание). Екатерина II дала обет некоему святому создать в Петербурге некий памятник. И зафиксировала это письменно. Это обещание действительно существует как письмо, которое заканчивается такими словами:  "и не буду иметь ни покоя, ни отдыха, пока всё не будет окончено".   
Кому был дан обет, и что появилось, когда этот обет императрицы оказался исполненным?

Ответ: Речь идет о Лоджиях Рафаэля в Эрмитаже.
Как известно, в 1519 году под руководством Рафаэля были выполнены росписи Лоджий в Ватикане. В арочных сводах располагались фресковые композиции с 52 сценами на библейские сюжеты.   
1 сентября 1778 года императрица Екатерина, рассматривая гравюры Джованни Вольпато с изображением фресок лоджий Ватиканского Дворца, была настолько очарована ими, что дала обет Святому Рафаэлю во что бы то ни стало выстроить эти лоджии и поместить в них копии

Вопрос №2

Этот экспонат Эрмитажа имеет не столько художественную, сколько историческую ценность, поскольку визуализирует, то есть воочию представляет огромные пространства Российской империи, границы которой русские императоры всегда мечтали приблизить. Однако, только Николай II, продолжая дело, начатое его отцом, императором Александром III, смог осуществить этот грандиозный план. 
О каком удивительном памятнике русской культуры - экспонате музея - идёт речь?

Ответ:Это панорама "Великий Сибирский путь"   -   "Транссибирская железнодорожная магистраль". Панорамная картина длиной свыше 850 метров написана в 1894-1899 годах художником Павлом Яковлевичем Пясецким по заказу Управления строительством Сибирской железной дороги. Картина создана на основе многочисленных путевых эскизов и демонстрирует виды Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока.   

Вопрос №3

В Эрмитаже - не только собрания коллекций произведений самых разных видов искусств,  эпох и народов, доставленные из разных стран. Эрмитаж хранит историю создания и разнообразие жизни зимнедворцовой резиденции монархов.   
Именно здесь впервые в России появился и получил развитие вид искусства, принесший славу нашему Отечеству. О каком виде искусства идёт речь?

Ответ: Вид искусства, который впервые в России появился в зимнедворцовой резиденции монархов и принес славу Отечеству - балет.

Вопрос №4

Зимний дворец, как известно, долгие годы был зимней резиденцией царской семьи, где жили царствовавшие особы, их многочисленные родственники и, конечно, дети. Однако, и сейчас в Эрмитаже есть свой царственный младенец, появившийся здесь в 2002 году. О чем же идет речь?

Ответ: Речь идет о картине Казимира Малевича "Чёрный квадрат".
"Квадрат, - писал сам Малевич, - это творчество интуитивного разума. Квадрат живой, царственный младенец...".   
Царственный младенец в Эрмитаже - это четвертый вариант "Чёрного квадрата".   

Вопрос №5

В Зимнем дворце всегда заботились о комфортном проживании. Некоторые устройства, появляясь иногда и в качестве забавы, становились необходимостью и совершенствовались от владельца к владельцу. Устройство, о котором идёт речь, появилось в Зимнем дворце впервые при Елизавете Петровне, усовершенствовалось при Екатерине II. А Николай I за сделанную работу наградил инженер-генерала Александра Вильсона бриллиантовым перстнем.   О каком устройстве идет речь?

Ответ:Речь идёт здесь о лифтах Зимнего дворца.  

Учитель:

Вот ребята и определились у нас победители. Давайте подсчитаем количество очков у каждой команды. Слово для оглашения результатов игры предоставляется директору.........................................................(вставить школу и Ф.И.О. директора).

(директор или кто-то другой из представителей школы оглашает результаты и награждает победителей).

Учитель: Спасибо всем, кто сегодня принимал участие в сегодняшнем мероприятии. Давайте еще раз поздравим победителей бурными аплодисментами! И на такой замечательной радостной ноте мы с вами прощаемся. До свидания! До новых встреч!

Источники:

1. http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/02/hm2_0.html

2.http://mr4ex.livejournal.com/16418.html

3. http://www.kostyor.ru/2-07/vic.php

4. http://mileneyset.chudoforum.ru/t21-topic

5. http://www.proshkolu.ru/user/mart4910natali/blog/473462/

6.http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%E5%ED%ED%FB%E9_%DD%F0%EC%E8%F2%E0%E6



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ