Урок в 1 классе по теме: «Звук [ б], [ бۥ], буква Б б. Звук [ в], [ вۥ], буква В в»
Конспект урока обучения грамоте в 1-ом классе по учебнику
Н.В. Нечаевой , К.С. Белорусец (система Л.В.Занкова)
Тема: Звук [ б], [ бۥ], буква Б б. Звук [ в], [ вۥ], буква В в.
Кветкина Татьяна Владимировна.
МБОУ СОШ № 1 г. Пушкино Пушкинского муниципального района.
Тема урока: «Звук [ б], [ бۥ], буква Б б. Звук [ в], [ вۥ], буква В в».
Период обучения грамоте.
Цель: сформировать представление о новых звуках и буквах .
Задачи:
Познакомить учащихся с новыми звуками [б ];[б'] ;[в]; [в'] и буквами Б б; В в;
Учить различать в словах звонкие и глухие согласные звуки;
Учить выделять новые звуки в речи, находить их в словах, читать слова и предложения с новыми буквами; выполнять звукобуквенный анализ;
Способствовать формированию навыков правильного чтения и письма;
Развивать речь устную и письменную, фонематический слух;
Урок проводился в 1 классе по УМК «Развивающая система Л.В. Занкова».
Оборудование:
Учебник Н.В.Нечаевой, К.С.Белорусец. Азбука. – Самара: Учебная литература: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
2.Сигнальные карточки.
3.Интерактивная доска для фронтальной и индивидуальной работы.
4.Карточки для самооценки работы на уроке.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Содержит эмоциональный настрой на урок.
- Здравствуйте. Мы сегодня начнем урок …с подарка. Улыбнитесь друг другу. Ваша улыбка - подарок, она настроит на радостную работу – вокруг нас так много интересного, стоит только оглядеться вокруг. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила:
Уважаем друг друга – не выкрикиваем.
Учимся работать сообща – слушаем отвечающих внимательно.
II. Актуализация опорных знаний.
Задание : Хлопнуть в ладоши, если услышите в начале слова согласный звук .
- улыбка удочка пруд дуб утка нитка вилка избушка гул муха арбуз сыр мост удод коробка жук звук роза мука
Учитель: Ребята, назовите буквы, которые написаны на доске.
На доске : а К Р у о Ы и В б э Д
( используются кнопки – «текст» , «фигуры», разделитель текста – для разбивки букв по группам)
Учитель: Какое задание можно выполнить с этими буквами? ( Во время ответов при помощи кнопки «выделение объекта» ученики переставляют буквы в нужный прямоугольник)
Дети:
Разделить на группы, буквы гласных и согласных звуков
( а о у ы и э / к р в б д)
Разделить на заглавные – строчные (а у о и б э\ К Р В Д)
Найти букву, которая написана неправильно (Ы написана неправильно, т.к. нет заглавной ы).
Найти лишнюю букву (буква и – лишняя, т.к. она письменная, а остальные печатные).
Составить слова из заданных букв.
Дети составляют несколько слов используя интерактивную доску ( дуб, кора, вода, куб, вид….)
Учитель: А сейчас выполним дыхательную гимнастику. Встаньте правильно, выполните первое задание.
Ученики выполняют задание не первый раз, специального объяснения это задание не требует.
На доске: а у у у у у а а у у а
э э у и а а а о у
Учитель: Молодцы, вы отлично справились с заданием.
III. Работа с новым материалом.
Учитель: Продолжим работу со словами. Надо прочитать слова, записанные на доске. Догадайтесь, какие буквы спрятались.
На доске:
( используются кнопки – «текст» , «фигуры», разделитель текста)
Дети читают слова и говорят, какие буквы спрятались. Учитель фигуры убирает фигуры закрывающие буквы.
дубулка засовилы
берёза волк
барабан ветер
Динамическая пауза.
- Найди глазами нужную букву и поставь её на место.(карточки с буквами нужно при помощи представленной траектории поставить на ленту букв)
Тема и задачи урока.
Учитель: Вы уже догадались, о каких новых буквах и звуках пойдёт речь на уроке. Прочитайте хором первый столбик, послушайте и сравните первые звуки в словах.
Что можете сказать об этих звуках?
На доске: берёза
барабан
Дети: Барабан: первый звук – [б], воздух встречается с преградами, значит звук согласный, произносим твёрдо – он твёрдый.
Берёза: первый звук – [б' ], воздух встречается с преградами, значит звук согласный, произносим мягко – он мягкий.
Учитель: Прочитайте хором второй столбик, послушайте и сравните первые звуки в словах. Что можете сказать об этих звуках?
Дети: Волк: первый звук – [в], воздух встречается с преградами, значит звук согласный, произносим твёрдо – он твёрдый.
Ветер: первый звук – [в' ], воздух встречается с преградами, значит он согласный, произносим мягко – он мягкий.
Учитель на доске обозначает мягкие и твёрдые звуки под вписанными буквами.
Учитель: Посмотрите на доску. Восстановите в памяти образ букв Бб и Вв
На доске: Б б В в
Учитель: Создайте живые картины (дети жестами, движениями создают образ буквы)
Работа с «Азбукой»
Учитель: Откройте последний разворот учебника и найдите эти буквы. Прочитайте правильно название этих букв, которые на письме обозначаются звуками [б], [б’], [в], [в’].
- Какая буква стоит перед Б, после В?
Учитель: Откройте «Азбуку» на закладке на странице 39. Обведите карандашом буквы Б, В, написанные пунктиром.
Дети выполняют задание.
Учитель: Найдите текст на странице, который вы сейчас будете читать.
Дети : Он очень большой, в нём много предложений. Некоторые слова записаны при помощи картинок,… а ещё – схем.
Учитель: Отлично, вы внимательно рассмотрели текст. А сколько в нем предложений? ( покажите ответ картой)
Дети поднимают карту с цифрой 7. Некоторые ошиблись. Предполагают, что ошибки связаны с тем, что предложения длинные (состоят из большого количества слов). Делают вывод, что надо было считать предложения по точкам (объясняют – хорошо видно конец предложения).
Учитель: А какие ещё знаки могут быть в конце предложения?
Дети: Вопросительный знак и восклицательный.
Учитель: Молодцы, внимательные! Прочитайте текст вслух ( не очень громко).
В учебнике дан текст:
Иван, Вова, Вадим и Галина были в ________ у _____. Вадим и Галина ______ грибы. Иван и Вова ловили рыбу. У Ивана лини, а у Вовы налим. Вадим и Галина варили рыбу. Долго говорили они о жизни рыб и грибов. Много нового узнали они друг от друга.
[В тексте встречаются слова со стечением согласных. К тексту даётся задание.]
( используются кнопки – «текст» , «фигуры», разделитель текста- для предложений, которые подходят к схеме)
Учитель: Найдите в тексте предложение, которое подходит к схеме.
Дети выполняют задание самостоятельно. К схеме подходит три предложения - 2; 3; 5. При проверке выясняется, что большинство нашли только два предложения.
Учитель: Ребята, а что требуется, чтобы не попадать в такие ловушки?
Дети: Надо быть внимательнее. До конца выполнять работу. Быть собраннее.
Далее дети подбирают заголовок к тексту. Заголовки даны после текста: « По грибы», «Друзья на прогулке», «На рыбалке». Доказывают, спорят и приходят к выводу, что подходит заголовок – «Друзья на прогулке», т.к. в тексте говорится о том, что ребята собирали грибы и ловили рыбу.
IV.Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо. ( Машут руками на лицо.
Закачалось деревцо. Качаются из стороны в сторону.
Ветер тише, тише, тише. Приседая, машут руками вверх- вниз.
Деревцо всё выше, выше. Тянутся вверх.)
V. Работа по теме урока. Продолжение.
Учитель: Молодцы, продолжаем работу. Посмотрите на пары слов, написанные перед текстом. По какому принципу их составили?
Дети: Первое слово прячется во втором ( проверяют), первое слово короче второго.
Учитель: Обратите внимание на смысл слов. (При затруднении можно задать вопрос – по смыслу это похожие или разные слова)
Дети: Одинаковые…нет похожие ( не совсем одинаковые)
Учитель: Посмотрите, рядом с буквами написаны слова в две строчки. Прочитайте их шепотом…а теперь – хором. Что вы заметили?
Дети: В первой строчке слова начинаются на разные буквы, а во второй строчке все слова начинаются на букву В.
Учитель: Подчеркните буквы, которыми различаются эти слова
Дети выполняют задание.
Слышится перешептывание , кто-то заметил что слова различаются не только буквами и делится своим открытием.
Учитель: Нашли что-то интересное?
Дети: Если меняется буква – меняется смысл слова; если добавляется буква – меняется смысл слова. А в первой строчке изменились не только буквы, но и звуки.
VI. Подведение итогов.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Вы сегодня хорошо потрудились. А вы сами довольны своей работой?
Дети: Да, мы много отвечали. Читали большой текст. В ловушку угодили. Вы нас хвалили…удивлялись
При затруднениях можно задать вопросы :
-Какие открытия мы сделали? Что вас заинтересовало? Чему вы удивились? В чём затруднились?
Учитель: Ваш смайлик улыбается? Смеётся? Ему скучно ? Грустно? Нарисуйте на своем смайлике …( работа с карточками самооценки)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ