ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ в 4 классе «ГОРОД ЛЮБИМЫЙ, ВЕЧНО ЖИВИ»
Карагандинское государственное учреждение
Гимназия №45
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
в 4 классе
«ГОРОД ЛЮБИМЫЙ,
ВЕЧНО ЖИВИ»
Подготовила
Учитель начальных классов:
Шрамко Людмила Анатольевна
г.Караганда
2014г.
Тема: Город любимый вечно живи
Цель: 1. Вызвать у детей интерес к родному городу. Чувство восхищения и гордости за наш город. Научить детей самостоятельно изучать и рассказывать новую информацию, узнавать достопримечательности города на картинках и фотографиях.
2. Развивать критическое мышление, память, умение слушать.
3. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
Форма проведения: путешествие по страницам устного журнала.
Оборудование: государственные символы Республики Казахстан, названия станций, иллюстрация трамвая для путешествия, картины, рисунки, фото Караганды, буклет о Караганде, презентация.
Подготовительная работа: разучивание стихотворений о Караганде, о Казахстане, знакомство с Государственными символами РК, разучивание песни о Караганде, поиск и написание сообщений о родном городе.
Ход мероприятия:
1. – Дорогие, ребята, уважаемые гости! Я приветствую Вас в нашей школе на празднике. Сегодня мы чествуем наш родной город Караганду! Нашему городу исполняется 80 лет!
Широка и просторна земля казахстанская. Она простирается от Алтайских гор до Каспийского моря, от Западно-Сибирской равнины до северных отрогов Тянь-Шаня. На территории нашей необъятной родины в мире и дружбе живут люди 120 разных национальностей. Мы не одной крови, но мы из одной семьи. И все мы называем Казахстан своей Родиной. Если бы мы захотели совершить путешествие по ее территории, то оно продлилось бы очень много времени. Я предлагаю Вам отправиться в заочное путешествие по страницам устного журнала о нашем родном городе.
1 cтраница – историческая
Караганда
Ты – богатырский первенец!
Среди других прекрасных городов!
Ты рождена горячим нашим временем
И волевым упорством горняков!
Начнём наше путешествие. А путешествовать мы будем на трамвае – это вид транспорта, который ранее перевозил пассажиров в районе старого города Караганды. Желаю вам приятного увлекательного путешествия!
Первая наша страница «Историческая!»
1 ученик:
Археологические раскопки свидетельствуют, что на территории Центрального Казахстана, включая регион Караганды, ещё в эпоху палеолита жил человек. Он занимался охотой, рыбной ловлей, собиранием растительной пищи. Кроме лука и стрел использовал копьё. В эпоху неолита появляются основы земледелия. Стоянки этого периода найдены по реке Букпа – стоянка Зелёная Балка. Также яркие следы стоянок древнего человека найдены в пещерах под Каркаралинском.
2 ученик:
Последующая история региона тесно связана с присоединением Казахстана к России. Исторически сложилось так, что казахи, кочевавшие на территории Сары Арки, издавна, издавна поддерживали хозяйственные и культурные связи с народами России и Средней Азии. После вхождения в состав России, Карагандинский регион превратился в многонациональный край.
3 ученик:
А началась история нашего города с открытия Карагандинского угольного месторождения. Первооткрывателем его был пастух Аппак Байжанов, который в 1833 году нашёл куски каменного угля в урочище Карагандыбасы, в 25 км южнее реки Нуры. Отец Аппака и его родственники не придали никакого значения этой находке. Но они знали, что для отопления пригодится.
4 ученик:
Мальчишка – пастух бросил камень в костёр,
В степи праздник света узнали,
От каменных сопок до каменных гор
Цвели караганником дали.
Летели над степью, как искры, года,
Привычную жизнь изменяли.
И город назвали мы Караганда,
Цвели караганником дали.
Учитель: Весть о находке дошла до русских купцов. В 1856 году купец Н.Ушаков приобрёл в вечное пользование это урочище. А всё началось с голого места. Вот как пишет Габиден Мустафин в романе «Караганда»: «Широкая степь… На возвышенности, укреплённая толстыми проволочными растяжками, торчит старая труба. Возле трубы пять – шесть приземистых бараков.
За бараками тянутся груды угольной золы. Этот небольшой Карагандинский посёлок посреди степи напоминает родимое пятно на лице человека.»
5 ученик:
Карагандинская область образована в 1932 году.
Первоначально её центр был в Петропавловске. В 1936 году центр её был перенесён в Караганду. В феврале 1934 года горняцкий рабочий посёлок Караганда получил статус города, в котором проживало 112000 человек. Развитие угольной промышленности требовало и развитие строительства. На месте бывших рабочих посёлков выросли районы: Майкудук, Новый город, Пришахтинск, Юго-Восток.
Учитель: А теперь давайте проверим, как вы знаете историю родного города.
Викторина:
Какой цветок произрастает в нашей местности и занесен в Красную Книгу? (подснежник)
Какая река в Карагандинской области загрязнена ртутью, но в данный момент очищается? (Нура)
Какое полезное ископаемое добывают в шахтах Караганды?
Какое животное изображено на гербе нашего города? (сурок)
Именно у норки сурка пастух нашел черные камни. Как звали этого пастуха? (Аппак Байжанов)
Назовите имя нашего земляка летчика, который в годы войны направил свой самолет в тыл врага и погиб. (Нуркен Абдиров)
Назовите имя нашего земляка космонавта (Токтар Аубакиров)
Да, история казахского народа знает и помнит немало имен, прославивших свою Родину.
Так начиналась история нашего города. А теперь мы отправляемся дальше и следующая наша страница «Современная», продолжаем путешествие по улицам современной Караганды.
Звучит песня «С днём рожденья, город мой!»
(см. приложение)
6 ученик: Караганда имеет своеобразную планировку – она состоит из нескольких десятков жилых массивов, разделённых значительными расстояниями и занимающих около 800кв.м. Такая его география объясняется тем, что отдельные его части возникали в разное время у вновь разрабатываемых месторождений угля. Но несмотря на это, в Караганде довольно чётко выделяются два основных района: Октябрьский и Казыбекбийский районы.
7 ученик: В 50-е годы в Караганде сформировалась Северная часть города с характерной системой современных общественных центров, множеством улиц и транспортных дорог. На безугольных территориях строились посёлки Новая Тихоновка, Майкудук, Фёдоровка и другие.
8 ученик: Центром Караганды является Новый город с большим парком культуры и отдыха, расположенным по обе стороны реки Большая Букпа. Главными улицами являются: проспекты Бухар Жырау, Нуркена Абдирова, бульвар Мира, улицы Ленина, Ерубаева, Ермековаи другие. Здесь располагается вокзал и автовокзал, торгово- бытовые и развлекательные центры, гостиницы, цирк, спортивные комплексы, театры и многое другое.
9 ученик: Самая молодая часть города – Юго-Восточный район, где ведётся интенсивное жилищно-гражданское строительство, стал местом формирования нового современного центра Караганды. За последние годы в городе выросли многоэтажные дома, открылись новые современные школы, детские сады, магазины.
10 ученик: Особое место в формировании облика города занимает зелёное строительство. В городе очень много зелёных массивов. Вдоль дорог и проспектов посажены деревья, много аллей, скверов, бульваров, где можно посидеть в тени деревьев и отдохнуть.
Учитель: Спасибо, ребята! Наш город, действительно ещё очень молод, и с каждым годом он становится всё красивее и замечательнее.
Музыкальный номер
Творческое задание со словом «Караганда» ( На листе формата А4 записано слово Караганда. Необходимо на каждую букву этого слова составить новое слово, которое относится к г. Караганде)
А мы отправляемся дальше и следующая страница, которую мы посетим – «Выдающаяся»
Часто, проходя по улицам нашего города, мы не задумываемся, чьи имена они носят. Какие выдающиеся люди жили в Караганде и оставили свой след?
11 ученик:
Кто они, те первые шахтёры
И первые строители твои?
Ты помнишь их,
Мой работящий город,
Они в огнях твоих
В твоей крови!
Казахи, русские.
Чуваши и татары –
Всех наших наций лучшие сыны-
Как первую из первых кочегаров
Тебя в степи воздвигли для страны!
12 ученик: Военный лётчик – штурман, сержант, Герой Советского Союза (посмертно). В 1939 году окончил летние курсы Карагандинского аэроклуба, в 1940 году призван на фронт. За 16 вылетов уничтожил 12 фашистских танков, 28 грузовых машин, 18 машин с боеприпасами, 3 цистерны с горючим, более 50 немецких солдат. При выполнении 17-го боевого задания, самолёт Абдирова был подбит, но отважный лётчик не бросил горящую машину, а направил её на колонну вражеских боеприпасов. За этот подвиг Н.Абдирову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
13 ученик: Пётр Моисеевич Поспелов . С его именем связана история развития здравоохранения Караганды. В 30-е годы прошлого века он приехал сюда в числе первых врачей. В годы войны на его плечи легло обеспечение эвакуированных сюда госпиталей медикаментами и аппаратурой. В послевоенные годы Поспеловым был внесён значительный вклад в подготовку национальных кадров в области медицины. С 1950-го по 1974г. он бессменный ректор Карагандинского государственного медицинского института. Удостоен множества наград и звания заслуженного врача Казахской ССР.
14 ученик: Феодосий Кривогуз в годы первой мировой войны служил в Акмолинске (ныне г. Астана), где участвовал в создании партийной организации. На первом съезде Советов в 1917 году он был избран председателем. Но во время мятежа в 1918 году был арестован и отправлен в Омск, где умер от голода и пыток.
15 ученик: Саттар Ерубаев. Недолгую, но яркую жизнь прожил карагандинский писатель Саттар Ерубаев. В 1934-1935 годах он был заместителем редактора городской газеты «Караганды пролетариата». Он написал новеллы и баллады о становлении рабочего класса Караганды. А роман «Мои ровесники» был посвящён карагандинской молодёжи.
16 ученик: Бухар- Жырау. Один из самых старейших проспектов Караганды- бывший Советский, уже несколько лет носит имя Бухар- Жырау – казахского акына. Он был не просто певцом, но и советником хана Аблая. Стихи акына призывали к объединению казахского народа и воспевали освободительную борьбу казахов против джунгар.
Учитель: Люди, о которых мы сейчас услышали, являли собой стержень культуры нашего города. Ведь Караганда славится не только своей промышленностью, шахтами и заводами, но и достижениями в области культуры, образования, спорта, литературы и искусства.
И следующая наша страница « Культурная»
Исполнение казахского народного танца
« Цветущая степь!»
17 ученик:
Караганда
Караганда,
Я прилетал,
Чтоб насмотреться на тебя,
Постичь высокий твой удел,
И, восхищенья не тая,
Гляжу
На гордый облик твой,
Красавица Караганда!
Хочу
Хоть песней боевой
Тебе полезным быть всегда.
Я удивлён,
Я поражён
Могучей силою твоей,
Я новой песней опьянён,
Ты – песня наших славных дней!
Твоя рабочая краса
Напоминает мне Москву,
Твои дворцы под небеса
Меня, влюблённого, зовут.
Большую родину мою –
Страну свободного труда –
Я от души благодарю
За твой расцвет, Караганда!
18 ученик: Караганда – город высокой культуры. Об этом свидетельствуют многочисленные учреждения. В Караганде два драматических театра-казахский им. Сейфулина и русский им. Станиславского, театр музыкальной комедии, филармония, Дворец культуры Горняков, Обласной Дом народного творчества, Дворец детей и юношества, Краеведческий музей, Дворец спорта, телестудия, радио, местные средства массовой информации.
19 ученик: Караганда – город студентов. Специалистов разных областей здесь готовят множество высших и средне-специальных учебных учреждений. Среди них: Карагандинский Государственный Университет, Медицинская Академия, Государственный Технический Университет, Кооперативный институт. Техникумы: горный, гуманитарный, индустриально-технический, медицинское и музыкальное училища.
20 ученик: Многообразен Карагандинский спорт. В 1958 году в городе был открыт стадион «Шахтёр». Воспитанники стадиона завоёвывали медали разных рангов во многих видах спорта. Это и футбольная команда «Шахтёр», которая играла в классе «А» лиги СССР. На стадионе подготовлено более 40 мастеров спорта международного класса. В городе также работает Легкоатлетический манеж, многочисленные секции, спортивные школы.
Учитель: Итак, сегодня на протяжении всего нашего путешествия, мы рассмотрели разные стороны жизни и развития нашего города. И в завершении нашего путешествия я предлагаю Вам разгадать кроссворд о Караганде.
Район города, который застраивался первым.(Октябрьский)
Фамилия пастуха, нашедшего уголь.(Байжанов)
Река, протекающая недалеко от Караганды.(Нура)
Новое название крытого Ледового дворца (Акжолтай)
Русский геолог, который возглавил экспедицию по разработке угля в Караганде. Его именем названа улица на Юго-Востоке города. (Гапеев)
Название стадиона в Караганде (Шахтёр)
Название одного из наиболее молодых и современных микрорайонов города. (Степной)
Лётчик – герой, чьё имя носит одна из центральных улиц города (Абдиров)
Название концертного зала в Караганде.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы замечательно знаете свой город! На этом наше путешествие подходит к концу. И на последок ещё несколько поэтических слов о нашем любимом городе!
21 ученик:
Караганда! Ты гордость Казахстана!
Ты песня новая моя!
Твоим делам, твоим рабочим планом,
Завидуют другие города!
Караганда – она познала славу,
Когда настала новая пора,
Горячей сталью дышит Темиртау,
Спешит из недр уголь на гора!
В заключении дети исполняют песню о Караганде
Список использованной литературы
1.Шаймерденов Е.Ш. - Государственные символы Республики Казахстан.- Издательство: Жеті жарғы, 2001 г.
2. Альбом «Казахстан»- Издательство:Алматыкитап (Алматыкітап) , 2010 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы edu.gov.kz/ru/prazdn/
akorda.kz/ru/category/site_guide
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ