Викторина «Где зимуют птицы?»




Викторина «Где зимуют птицы?»

Цели:

  1. Расширить знания о птицах; закрепить знания о птицах,
    зимующих в наших краях и перелетных;

  2. Воспитывать заботливое отношение к ним.

1. Вступительное слово учителя

Учитель читает или пересказывает рассказ Ю.Дмитреева:

Какие птицы бывают

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много - около 9 тысяч видов.

Есть и совсем большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не большие бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие - в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие - только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомые. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьях и кустов. В гнездах у птиц - птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные...

- Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях. Отгадайте загадки, о ком идет речь?

В деревне есть часы такие,

Не мертвые, а живые,

Ходят без завода,

Они птичьего рода.

(Петух)

Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям ночует,

Коноплю ворует.

(Воробей)


Красные лапки,

Длинная шея,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки

(Гусь)

  • Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна
    «лишняя»? Какая? (Воробей, потому что петух и гусь - это
    домашнее птицы.)

  • Сегодня мы поговорим о птицах, которые встречаем в
    природе. Для этого надо разделить на две команды. Каждая
    команда придумывает название, из родителей выбирается
    жюри.

Проводится игра-викторина. Жюри в баллах оценивают работу команд, в конце подводят итоги.

Конкурс загадок

Учитель по очереди читает загадки обеим командам. За правильно отгаданную загадку команда получает одно очко:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червяков. В теплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей! Я бывалый ... (Воробей)

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что - пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит...

(Сорока)

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд - приятель!»

и ставит подпись ...

(Дятел)

И в лесу, заметьте, дети, Есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих


Мыши, прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и ...

(Совы)

  • Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее? (Они
    никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)

  • Этих птиц называют оседлыми. А каких птиц, зимующих у
    нас, вы еще знаете? (Галки, синицы, вороны, поползни,
    голуби.)

- Эти птицы не боятся морозов, а едут ухитряются добывать
даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело зимой. Из
десяти, может быть, одна-две доживают до весны.

- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и
насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.)

- Итак, конкурс загадок продолжается! Кто отгадает
следующие загадки про птиц?

Что за весенняя черная птица Любит за пугалом ходить и кормится?

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садись?

(Грач)

Угадайте, что за птичка -Темненькая невеличка

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ласточка)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?

(Соловей)

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет Деревянный свой дворец

Темно-розовый ... (Скворец)

Если на мероприятии приглашены родители, то и им можно загадать загадки:


Еще в низинах и лед,

Но небеса весенние,

И он летает и поет,

Блистая оперением.

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни, и пролет

Вошли в стихотворения.

(Жаворонок)

В голубенькой шапочке, бурой сорочке

В саду, где набухали на яблоне почки,

Он ежится, зябнет на ветке росистой,

На песни он просто певец голосистый:

На яблоньке звонко поет, не смолкая,

Встречая зарю долгожданную мая.

(Зяблик)

- флейтой на рассвете У речки слышен звук высокий...

И наклоняет иву ветер

И прячется в густой осоке

Чуть свет блеснет, она задорно

Уже поет на ветке тонкой.

Два цвете - золотой и черный -

Пестрят в наряде птицы звонкой

Вспугни ее хотя б немножко, -

«Фи-тиц!» в «мау» обернется,

За что она «лесною кошкой»

Народом исстари зовется.

(Иволга)

Встали бра на ходули,

Ищут корма по пути.

На берегу, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

(Журавли)

Жюри подводит итоги первого конкурса.

Птицы - непоседы. Посмотри, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-то другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаясь могут только птицы и даже не все птицы.


Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки - могут.

- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда,
Выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю
зиму в жаркие страны, чтобы весной вернутся в родные места?
(Это перелетные птицы.)

  • Каких перелетных птиц вы еще знаете? (Скворец, соловей,
    журавль и др.)

  • Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края.)

  • Когда они вновь возвращаются к нам? (Весной.)

  • Как называют этих птиц? (Перелетные.)

  • Почему их так называют? (Эти птицы совершают
    перелеты, перелетают из одного района Земли в другой.)

3. Конкурс - «Почемучка»

Обеим командам учитель задает по одному вопросу, дается время на обдумывание, дети отвечают, после ответов жюри поводит итоги этого конкурса.

Вопросы:

  • Почему ласточка улетает в теплые края, а дятел остается
    зимовать у нас?

  • Почему журавль улетает в теплые края, сова зимует в наших
    краях?

Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.

- Как же это удалось сделать ученым? (Возможно, кто-то из
детей даст верный ответ.)

Учитель должен подвести учеников к тому, что помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать. Где зимуют птицы.

4. Конкурс «Третий лишний»

Учитель сообщает, что сейчас будет называть тройку птиц, а ребятам надо найти «лишнюю» птицу и объяснить, почему она не подходит для двух других.


Для первой команды Для второй команды

галка ласточка ворона сова скворец стриж

грач зяблик сорока голубь поползень воробей

воробей дятел кукушка соловей журавль галка

В таблице в каждой тройке подчеркнута «лишняя» птица. За каждое правильно выполненное здание команда получает один бал. Жюри подводит итоги перед последним, заключительным конкурсом.

5. Конкурс «Узнай птицу»

Учитель читает описание птицы. Задача детей как можно быстрее узнать ее. Команда, отгадавшая птицу раньше, получает одно очко, затем описание птицы учитель дочитывает до конца. Описание первое:

Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички - воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше дома.

Каждый год у них появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно по ночам, а папа днем. К концу лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю.

(Аисты) Описание второе:


Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далеко жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но, делает это не как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц.

Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели.

(Кукушка) Описание третье:

Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоким берегу реки. Норы они выкапывают сами.

Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются не лету, проносясь, над водой и зачерпывая ее клювом.

(Ласточки) Описание четвертое:

Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетит к нашим домам за помощью; они будут клевать все. Что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.

У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, но голова черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые.

(Синица)

6. Итог викторины»

Жюри подводит итоги игры-викторины.

  • Наша игра подошла к концу. Я думаю, что сегодня вы
    узнали много интересного из жизни птиц. Давайте повторим,
    где же зимуют птицы? (В теплых краях.)

  • Какие птицы зимуют у нас?

Учитель обращается к детям с просьбой о том, чтобы они не забывали заботиться о пернатых друзьях зимой, помогали им.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ