Воспитательная система класса "Шаг за шагом"



МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 92 с углубленным изучением отдельных предметов»


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА


«ШАГ ЗА ШАГОМ»




Автор: учитель высшей категории

Чередниченко Татьяна Ивановна





г. Кемерово





Пояснительная записка.

В проекте образовательного стандарта начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом воспитания остается развитие личностных качеств и творческих способностей младших школьников, воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру, укрепление здоровья школьников, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной. Развитие ребенка неразрывно связано с воспитанием.

В данном контексте, проблема развития личности ребенка и создание такой системы деятельности, в которой главным становится формирование способности личности к самоопределению, приобретает особую актуальность.

В связи с этой проблемой возникла необходимость в создании воспитательной системы класса под названием «Шаг за шагом».

Воспитательная система класса «Шаг за шагом» построена на основе

психолого-педагогического тестирования учеников, анализа воспитательной работы за прошедшие года, с учетом позитива и негатива, наблюдения, бесед с коллегами, анкетирования, интересов и склонностей и возможностей детей и семьи. А также с учетом типа школы, ее материальной базы, приоритетными ценностями и социального заказа, который дают родители. Успешно интегрируется в учебные планы и является компонентом воспитательной системы общеобразовательной средней школы № 92 с углубленным изучением отдельных предметов.

Актуальность данной воспитательной системы класса:

- учет возрастных и индивидуальных способностей школьников,

- развитие задатков и творческого потенциала, способностей и дарований,

- действие под девизом «Помоги мне это сделать самому»,

- укрепление межличностных связей в коллективе,

-создание психологически комфортной воспитательной среды.


Цель: создание благоприятных условий для максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных способностей, духовного, умственного и физического совершенствования на каждом возрастном этапе.

Задачи:

1. Способствовать установлению положительного психологического климата в классе, в содружестве с учителями, родителями.

2. Предоставить возможности младшему школьнику реализовать себя в учебе, воспитывать потребность в открытии новых знаний.

3. Формировать навыки трудовой деятельности.

4. Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

5. Развивать способности учащихся соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности.

6. Формировать чувство гражданственности и патриотизма,

7. Помочь ребенку осознать свой статус в семье, воспитывать уважение к
членам семьи.

8. Создать условия для творческой реализации.


Назначение воспитательной системы класса «Шаг за шагом»

Воспитательная система класса «Шаг за шагом» предназначена формировать у младших школьников такие качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни, а именно:

- интерес к самому себе,

- самопризнание себя, как личности,

- управление самим собой,

- уважение чужого мнения,

- любознательность и вовлеченность в деятельность,

- эмоциональная устойчивость,

- желание действовать и совершать поступки.


Данная воспитательная система разработана для детей 7-10 лет, обучающихся по общеобразовательной программе «2100», рассчитана на 4 года обучения, и соответствует минимальному объему социальных услуг в образовательном учреждении.


Концептуальные подходы к разработке системы воспитания класса «Шаг за шагом»


Педагогические принципы:

- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за событиями, действиями, словами, поступкам, предметами, человеческие отношения),

- уважение личности,

- субъективности (содействие педагога развитию способностей ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и в жизни),

- принятие ребенка как данности, неповторимости (признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор),

- разумной требовательности,

- коллективной деятельности.

Учитывая интересы и возможности детей, и семьи, была составлена система развития и самореализации личности. (Приложение 1). Исходя, из интересов ребенка было создано классное самоуправление (Приложение 2). Также определено участие родителей в воспитательной системе класса (Приложение 3), участие учителей в воспитательной системе (Приложение 4). Составлена памятка для индивидуальной работы с ребенком, где указано, что надо корректировать и как (для учителей и родителей).

Важной частью воспитательной системы класса является формирование и укрепление классных и школьных традиций: «Восходящая звезда», «Папа, мама, я - спортивная семья», «День матери» и другие.

Особенность воспитательной системы состоит в том, что учащимся предлагается освоение четырех ступеней с соответствующим уровнем образовательной деятельности по годам обучения.

Первая ступень.

Соответствует первому году обучения. Образовательный уровень начально-адаптивный. Основа его познавательная деятельность. Учащиеся приобретают знания умения и навыки о себе, о своих товарищах, о сохранности здоровья, о своей стране, городе, семье, и т.д. Уровень коммуникации в образовательном процессе - демонстративный: смотри, как делаю я.

Вторая ступень.

Соответствует второму году обучения и образовательный уровень: поисково-зондирующий. Основа его практическая деятельность. Уровень коммуникации репродуктивный, частично-поисковый: делай как я. Накапливается опыт исполнительной деятельности, который вместе с практикой приводит к мастерству.

Третья ступень.

Соответствует третьему году обучения. Образовательный уровень лабораторно-исследовательский. Уровень коммуникации продуктивный: делай сам. Учащиеся накапливают опыт творческой деятельности. Идет коррекция развития интересов и способностей.

Четвертая ступень.

Соответствует четвертому году обучения. Уровень коммуникации креативный. В образовательном процессе ведущая роль отводится сотворчеству, четко прослеживается выражение собственного «Я». Идет подготовка к адаптации в 5 классе.

Каждой ступени соответствуют этапы развития личности:

- первый, эмоционально-мотивационный,

- второй, рационально-продуктивный,

- третий, интегративно - поисковый,

- четвертый, рефлексивно-созидательный.

Отличительными чертами воспитательной системы класса «Шаг за шагом» являются:

- эффективность (диагностическая основа, адаптивный характер, гибкость,
благоприятный климат),

- индивидуальность (выстроена на личности детей класса),

- креативность (способность к творчеству, желание создавать лучшее),

- оперативность (способность быстро, вовремя исправить или направить ход дела, совершенствоваться),

- открытость (для всех участников образовательно-воспитательного процесса).

Воспитание направлено на ориентацию на универсальные ценности. В основу тематического планирования включены четыре периода. Направления: коллектив, знания, здоровье, труд, творчество, культура, Отечество, семья.

Сроки реализации 2010 учебный год – 2014 учебный год











Формы работы усложняются на каждом периоде обучения. В конце года обязательно итоговое мероприятие и подведение итогов по каждому направлению.


Содержание работы.


Направления

Задачи. Содержание работы по периодам.

Формы работы.



Знания

Предоставить возможности каждому школьнику реализовать себя в учебе, воспитывать потребность в открытии новых знаний.

Беседы, экскурсии, выставки,


1 класс.

Знакомство с правилами школьной жизни.

Организация учебного труда. Любовь к книге

литературная гостиная. Игры на развитие


как источнику знания. 2класс.

внимания, логики, памяти. Школьные






Интеллектуальное развитие. Правильная организация труда.

3класс. Позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию.

и городские олимпиады, научно-практические

ее



4класс.

Потребность в самообразовании в условиях в

условиях развития науки, культуры, техники.

конференции. Региональные и Всесоюзные конкурсы.

Труд

Формировать навыки трудовой деятельности.

1 класс.

«Это мы можем сделать сами». Видеть, понимать и создавать прекрасное в классе, дома.

2 класс.

«Каждому дело по душе». Организация самообслуживания. Ученик хозяин школы и класса.

3 класс.

«Всякая вещь трудом создана». Бережливость всегда и во всем. Ответственность за сохранность школьного имущества.

4 класс.

«Есть много профессий хороших». Знакомство с профессиями. Воспитание уважения к людям любой профессии.

Беседы,

практические

занятия:

дежурство по

классу, школе,

уход за

комнатными

растениями,

подкормка птиц,

изготовление

кормушек.

Выставки,

конкурсы.

Операции

«Чистодвор»,

«Помоги

пернатым», «Уют»

Встречи с людьми

разных профессий.

Конкурсы.

Здоровье

Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

1 класс.

Уход за телом, одеждой. Режим. Культура питания и сна. Охрана здоровья.

2 класс.

Закаливание. Прогулки. Физические упражнения. Гигиенические нормы. Совершенствование организма.

3 класс.

Чередование труда с разумным отдыхом. Здоровье и его охрана.

4 класс.

Вредные привычки Саморегуляция чувств в стрессовых ситуациях. Охрана здоровья.




Классные часы,

беседы, ролевые

игры, встречи с

медицинскими

работниками,

выпуск

санбюллетеней.

Конкурс рисунков.

Конкурсы,

антирекламы,

викторины,

спортивные

соревнования,

защита проектов.



Культура

Развивать способности учащихся соотносить

культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности.

1 класс.

Культура поведения на уроке, в школе, на улице,

в общественных местах.

2класс.

Правда и ложь.

3 класс.

Культура речи.

4класс.

Правила этикета.



Речевой репертуар.

Беседы,

разговоры,

ролевые игры,

стенгазеты, игры.

Праздники,

рыцарские

турниры, сборы,

викторины,

инсценировки,

КТД, классные

часы.

Семья.

Помочь ребенку осознать свой статус в семье, воспитывать уважение к членам семьи.

1 класс.

«Родительский дом - начало начал».

2 класс.

Ответственность за свою фамилию, гордость за своих родных.

3 класс.

Создание истории своей семьи.

4 класс.

Традиции и обычаи в семье.

Беседы, конкурс рисунков, путешествие в русские имена, выставки фотографий. Составление семейных книг, вечера встреч, праздники семейные, ролевые игры, совместные выходы в театры.

Отечество

Формировать чувство гражданственности и патриотизма.

1 класс.

«Малая Родина - мое начало»

2 класс.

«Азбука юного гражданина».

3 класс.

«Познай свой город».

4класс.

Школьник в роли гражданина мира, Земли. Свои

интересы, личная озабоченность. Охрана жизни.

Беседы, экскурсии, викторины, диспуты, путешествия, творческие занятия, КТД, встречи с воинами Афганистана. Дни Земли, памяти. Классные часы, диспуты. Игра -путешествие.





Создать условия для творческой реализации.

Анкетирование,

Творчество.

1 класс

диагностика,


Потребности, склонности, интересы детей.

беседы, игры


Простор для творческой реализации.

ролевые, тесты,


2 класс.

коммуникативные


Познай себя. Отношение к окружающим.

игры. Операции,


3 класс.

практические


Доброта, милосердие, чувство долга,

занятия, выставки.



товарищества.

конкурсы, КТД,






4 класс.




праздники,

классные часы.



Забота о ближних.


Коллектив

Способствовать установлению положительного психологического климата в классе, в содружестве с учителями, родителями.

1 класс.

Познай себя. Нравственное отношение к окружающим.

2 класс.

Воспитание разумного поведения в коллективе.

3 класс.

Доброта, милосердие, чувство долга, товарищества, забота о ближних.

4 класс.

Обучение способам преодоления коммуникативных проблем.

Кл. часы, беседы, КТД, ролевые игры, практические занятия.

Выставки, праздники, Операции: «Радость людям», «Зеленый наряд родного города»


Практическая значимость воспитательной системы класса «Шаг за шагом».

Суть данной воспитательной системы в том, что в ней прослеживается системный подход к формированию личности. Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных качеств учащихся. А также через значимую для самопознания ребенка деятельность пробудить интерес к своей личности, к своему развитию под девизом «Помоги мне это сделать самому».


Ожидаемые результаты: (Приложение 5)


Критерии оценки эффективности воспитательной системы класса:


1. Уровень сформированности классного коллектива.

2.Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик, наблюдения, тестирования.

  1. Уровень вовлеченности учащихся в коллективно-творческую деятельность.

  2. Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.

  3. Уровень удовлетворенности учащихся и их родителей.





Литература.



1.Ахматов А.Ф. Основы теории воспитания. Коломна, 1997

2. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанова Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994.


3.Воспитательная система класса. Методическое пособие. Под ред. Е.Н. Степанова. Псков 2004.

4.Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. М., 1992.

5.Журнал «Классный руководитель» 1997-2003.

6.Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности. Основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.

7.Классному руководителю о воспитательной системе класса. Под ред. Е.Н.Степанова. М, 2000.

8.Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. М., 2002.

9.Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М.,2002.

10.Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. М., 2001.

11. Картинки: http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=незнайка картинки


































Приложение 1

Система развития и самореализации

личности учащихся класса.

Внеклассная деятельность Дополнительное образование

Праздники

Филармония

Художественная школа




Конкурсы

Кукольный

театр

Музыкальная

школа





Живой

уголок


Музыкальный

театр

Школа английского языка



Групповые

занятия


Развитие

познавательных

способностей

Драмтеатр

Театр детей и

юношества

Риторика

Музей

изобразительного

искусства

Личность


Кружки


Детское

объединение

«Родничок»

Краеведческий

музей

Спортивные

школы

Выставки

УШУ

Плавание

Борьба

Бокс

Гимнастика

Бисероплетение

Хореографическая

студия «Сибирь»

Театральный

Шахматный

Бальные

танцы


Дом

творчества





















Ученическое самоуправление в классе. Приложение 2

1.

2.

3.

4.


Айболитики

1.

2.

3.

4.




Cloud

Рисовашки.

1.

2.

3.

4.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Учителя – предметники в воспитательной системе класса «Шаг за шагом».


Педагогический консилиум

Все, кто работают с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях.

Специальные семинары для педагогов, посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.

Наблюдение, анализ, обмен информацией, способы решения возникающих проблем, распределение функций в работе с ребенком.









Индивидуальные беседы, совместные размышления.



Подготовка детей к олимпиадам, конкурсам, творческим проектам и исследовательским работам, праздникам.

Принятие предложений учителей, проявление их инициативы, замечаний, проблем.


Обмен опытом педагогической работы, поддержка стремления учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями.

Учителя-предметники Учителя-предметники

Участие во всех мероприятиях с детьми. А также выступление на родительских собраниях и встречах.








Умение думать, размышлять, познавать все новое, интеллектуально развиваться, много читать.

Умение найти себя в коллективе.

Привычка трудиться на благо людей и себя.


Личность,

способная строить достойную жизнь

Желание заниматься физкультурой и спортом, заботиться о своем здоровье.

Привычка заботиться о нуждающихся. Любить свою семью и дорожить ее традициями. Интересоваться историческим прошлым и настоящим нашей Родины.

Умение формировать свое мнение. Контактировать с детьми и взрослыми.

Быть целеустремленным, настойчивым, ответственным, преданным, исполнительным, отзывчивым, дружелюбным и добрым.

Приложение 5

Ожидаемые результаты.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ