Конспект урока для 10 класса «Истина и ее критерии. Относительность истины»
«Истина и ее критерии. Относительность истины»
ФИО (полностью): Никитина Ирина Владимировна
Место работы: МБОУ СОШ № 11 (г.Струнино; Владимирская область)
Должность: учитель истории и обществознания
Предмет: обществознание
Класс: 10 общеобразовательный класс
Тема и № урока в теме: «Истина и ее критерии. Относительность истины» (Познание и знание) урок № 9
Базовый учебник: Обществознание 10 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова (издательство «Просвещение»)
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: дать представление об истине, как одном из ключевых элементов познания.
Задачи:
- обучающие – познакомить с особенностями результата познания; выявить критерии истины; подчеркнуть относительность истины; объяснить понятия и термины «ложь», «заблуждение», «абсолютная и относительная истина», «критерий истины», «практика»;
-развивающие – развивать у учащихся умения: сравнивать, анализировать, делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные задания; формирование умения извлекать из источников знания по изучаемой проблеме
-воспитательные - воспитание у учащихся необходимости поиска истины в жизненном пространстве
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя; мультимедийный проектор; колонки; выход в интернет; программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word; учебник «Обществознание» 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова
Структура и ход урока:
Таблица № 1
№
Этап урока
Название
используемых ЭОР
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Время
1
Организационный момент
Приветствует учащихся, настраивает на работу.
Включаются в работу. Записывают дату урока в тетрадь.
1 минута
2
Проверка знаний по теме «Познаваем ли мир»
ЭОР № 1 («Мир непознаваем?»
Тренинг в применении усвоенного материала )
ЭОР № 2 («Какие выска-
зывания принадлежат
рационалистам а какие
эмпирикам?»
Тренинг в применении усвоенного материала)
Какие значения слова «знания» вам известны? В чем близость этих значений?
Кто такие агностики, в чем суть их взглядов на познание?
Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?
В чем особенности рационального познания?
В чем суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?
Индивидуальные развернутые ответы на поставленные вопросы учителя.
Выполнение тренингов:
«Мир непознаваем?»;
«Какие высказывания принадлежат рационалистам, а какие эмпирикам?»
5 минут
3
Актуализация знаний
ЭОР № 3 («Аристотель и его высказывание» слайд-портрет с цитатой)
Сегодня мы продолжаем разговор о познании.
Однажды Мастер сказал своим ученикам:
- В мире нет абсолютной истины.
Один из учеников спросил:
- А эта истина абсолютна?
- Конечно же нет, - улыбнулся Мастер.
О каком явлении пойдет речь? Важен ли для человека поиск истины в жизненном пространстве?
Мозговой штурм
В тетрадь записывают тему урока.
1 минута
4
Изучение нового матери-ала
ЭОР № 4 («Истинное и ложное знание».
Тренинг в применении усвоенного материала )
ЭОР № 5 («Знание,
соответствующее
предмету познания»
Тренинг в применении усвоенного материала )
ЭОР № 6 («Абсолютная и
относительная истина»
Тренинг в применении усвоенного материала)
ЭОР № 7 («Истина и ее критерии». Карикатура)
Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.
Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Знакомство с источниками заблуждения.
Ложь — это сознательное искажение образа объекта.
Под истиной же понимается адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.
Рассмотрим характерные черты философского понятия «истина».
Итак, истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Свойства истины:
Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий ее получения
Объективность – это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Одним из важнейших является вопрос о критериях истины. Критерий истины — это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Практика (от гр. «активный, деятельный») — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Выполнение тренинга:
«Истинное и ложное знание»
Выполнение тренинга: «Знание, соответствующее предмету познания
Запись в тетради определения понятия «истина», «абсолютная истина», «относительная истина»
Выполнение тренинга:
«Абсолютная и относительная истина»
Перенос в тетрадь схемы: «Возможные критерии истины»
Запись определения понятия «практика»
20 минут
5
Группо-вая работа с источ-ником
ЭОР № 8 («Человечество
в поисках истины»
Л. Шестов. Фрагмент
текста с заданиями,
направленными на
формирование умения извлекать из источников знания по изучаемой проблеме)
А теперь мы разделимся на группы и став на время философами, извлечем истину из оригинального текста Л. Шестова «Человечество в поисках истины»
Групповая работа с интерактивным источником
6 минут
6
Контроль знаний
Учитель слушает выступления представителей каждой группы, вносит необходимые коррективы
Выступление представителей каждой группы
5 минут
7
Итог урока
Подводит итог урока. Формулирует выводы, акцентируя внимания на знаниях и умениях, которые должны были сформироваться за урок. Оценивает работу учащихся. Выставляет отметки.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Фиксируют выводы.
1 минута
8
Домашнее задание
ЭОР № 9 («Проблема истины в познании» Тест для проверки знаний)
Задает домашнее задание (параграф 6 пересказ, выполнение интерактивного текста для проверки знаний)
Записывают домашнее задание
1 минута
Приложение к плану-конспекту урока
«Истина и ее критерии. Относительность истины» (Познание и знание)
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
П – тип
Тренинг в применении усвоенного материала
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/302735c9-bba0-4d66-ae90-3f06d7e88504/46.swf
2
Какие высказывания принадлежат рационалистам, а какие эмпирикам?
П – тип
Тренинг в применении усвоенного материала
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/39062932-6463-4f85-aac0-590d3e7e8cac/10_135.swf
3
И – тип
Портрет, цитата
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/75da1a18-d4f9-4db2-948e-016ad304c187/37.html
4
П – тип
Тренинг в применении усвоенного материала
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b16b5238-e990-41cd-8dd8-8ef5008e7baa/44.swf
5
Знание, соответствующее предмету познания
П – тип
Тренинг в применении усвоенного материала
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6d5d4bb0-97b8-4b07-940b-51eaa7f1dc3f/43.swf
6
П – тип
Тренинг в применении усвоенного материала
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/26f48731-d756-4fad-9e8e-8647beafa06c/45.swf
7
Истина и ее критерии.
И – тип
Карикатура
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/647dfb81-ff1d-4b0a-8de4-daa3615496f4/36.html
8
Шестов Л. Человечество в поисках истины.
П – тип
Фрагмент источника с заданиями, нацеленными на извлечение знаний по изучаемой проблеме
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8b3fb727-84ff-40ed-bf80-9705dc7bd445/11_134.swf
9
Проблема истины в познании. Абсолютная, относительная, конкретная истины. Контроль
К - тип
Интерактивный тест для проверки знаний
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ