Конспект урока для 6 класса "Понятие как форма мышления"
Понятие как форма мышления
Класс: 6 Номер урока: 1
Тема урока: Понятие как форма мышления.
Дидактическая цель: дать представление об определении понятие.
Задачи обучения: сформировать представления о понятии как одной из форм мышления
Понимать: словами мы пользуемся, когда говорим, понятиями пользуемся, когда думаем; совокупность существенных признаков отдельного объекта является понятием объекта; как образуются понятия.
Знать: что окружающие нас объекты обладают признаками, что в понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов, что понятие – это форма мышления.
Уметь: характеризовать различные понятия благодаря их существенным признакам.
Исследовать: Основные логические приемы образования понятий
Задачи воспитания: формировать у учащихся внимательность, усидчивость, аккуратность.
Задачи развития: развивать логическое мышление и коммуникативную компетентность; развивать у учащихся логическое мышление, память, внимание.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: Словесный метод, метод рассказа, объяснение, метод иллюстраций, метод демонстраций, практический метод.
Формы обучения: Групповая, фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: Демонстративный материал, система заданий.
Список используемой литературы:
1) Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 213 с.: ил.
Этапы урока с указанием времени (45 мин):
Организационный момент - 5 мин.
Подготовка к активной познавательной деятельности - 2 мин.
Усвоение нового материала - 21 мин.
Закрепление нового материала – 10 мин.
Задание на дом - 2 мин
Подведение итогов - 5 мин.
Система задач
см. Приложение 1 (презентация)
Приложение 2 (схема)
Приложение 3 (домашнее задание)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг. момент
(5 мин)
Учитель приглашает учащихся в кабинет.
Ребята, проходите, пожалуйста, в кабинет и готовьтесь к уроку: достаньте тетрадку, дневник, ручку.
Учащиеся готовятся к уроку: достают тетради, дневники, ручки.
Подготовка к активной познавательной деятельности
(2 мин)
Сегодня мы поговорим о том, что окружающие нас объекты воздействуют на органы чувств, вызывают ощущения, восприятия и представления. Как человек познает сущность предметов и явлений с помощью мышления.
Итак, в тетрадках пишем название темы: Понятие как форма мышления, а на полях сегодняшнюю дату «…..».
Подождать, пока все запишут дату и тему урока.
Сейчас я раздам каждому листочек со схемой, которую мы будем вместе заполнять в течение нашего урока. Эти листочки вы возьмёте с собой домой, чтобы повторить материал к следующему уроку.
Слушают. Возможно, задают вопросы.
Записывают в тетрадях:
Понятие как форма мышления
Слушают. Берут листочки; возможно, задают вопросы.
Усвоение нового материала (21 мин)
В это время открыт слайд 1 презентации с названием темы урока.
Итак, ребята, давайте начнем.
Открываю слайд 2
Скажите мне пожалуйста, каким образом человек получает новые знания, новую информацию?
Верно. Человек будет получать новую информацию, если он будет смотреть, слушать чувствовать.
Такое знакомство с окружающим миром называется чувственное познание.
Чувственное познание – знакомство с окружающим миром.
А может ли человек получить новую информацию, если он не будет смотреть, слушать, чувствовать?
На самом деле, ребята, может!
Человек мыслит, думает, размышляет и получает таким образом новые знания.
Логическое познание (мышление) – изучение законов мира, сущности предметов и явлений.
Мышление помогает познать законы окружающего мира, сделать научное открытие, получить знания о свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.
В глубокой древности возникла наука логика, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств.
Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из форм мышления – понятием.
Нас окружает множество объектов. Ребята, посмотрите и назовите какие объекты, мы видим в классной комнате?
(стол, стул , компьютер…)
А ученик – это объект? Урок – это объект?
А день и восход солнца – объекты?
(слушаю ответы учащихся)
Верно ребята, объектами могут являть как вещи, так и процессы, явления, люди, животные и т.д.
Давайте запишем определение объекта.
(слежу чтобы все ребята записывали определение в тетради)
Объект – это часть окружающего мира, который можно обособить.
Итак, окружающий мир состоит из отдельных объектов: вещей, процессов, явлений, растений, животных, людей.
Каждый объект обладает определенными признаками и его, этот объект, можно описать с помощью этих признаков.
Давайте разберемся, как это можно сделать?
Пример 1: Учитель показывает две тетради разного цвета:
– по очереди (определить цвет, форма),
– одновременно – какие признаки совпадают (форма), какие нет (цвет).
Вывод – признаками объекта являются свойства.
Пример 2:
(Открываю слайд 3)
Рассмотрите предложенные рисунки на нашем слайде.
– Какие объекты могут быть громкими? (гром, звонок будильника)
– Какие объекты могут быть сильными? (богатырь, дождь)
– Какие объекты могут быть тяжелыми? (утюг, процесс обучения)
– Какие объекты могут быть теплыми? (утюг, кролик)
– Какой объект тяжелее утюг или шляпа?
– Кто выше девочка или женщина-ветеринар?
Пример 3: Показать три карточки одного цвета, разного размера:
– по очереди. Определить признаки (цвет, форма),
– одновременно, какие признаки совпадают (цвет, форма), какие нет (размер, толщина).
Вывод – признаками являются отношения объектов (больше, меньше, длиннее, толще).
Открываю слайд 4
Следовательно признаками объекта являются свойства (красный, сильный, высокий) и отношения (выше, громче, длиннее).
Открываю слайд 5
Какими свойствами обладает объект берёза? (Берёза – название объекта)
Берёза имеет возраст (10 лет), высоту ( 5 метров), место расположение (у озера), цвет ствола, форма ствола.
Все свойства можно разделить на:
существенные (которыми обладают все подобные объекты),
несущественные (которыми обладают только некоторые из подобных объектов).
Какие из названных свойств являются существенными?
(цвет ствола, форма ствола)
А какие не существенными?
(высота, возраст, месторасположение)
Открываю слайд 6
Совокупность существенных признаков отдельного объекта – понятие объекта
(Слайд 6)
Называя существенные признаки, мы характеризуем понятия заданных объектов.
– Чем отличаются реально существующие предметы от понятий?
Кроме содержащихся в понятии существенных свойств они обладают собственными признаками (большая, иллюстрированная, учебник, задачник, сказки А.С. Пушкина).
Понятиями мы пользуемся, когда думаем (в процессе мышления).
(Слайд 7)
В языке понятия выражаются словами (одним или несколькими). Словами мы пользуемся, когда говорим.
Понятие
Слово
Пример
Слова синонимы
одно
разные
Множество, тьма, уйма, бездна
Слова омонимы
разные
одно
Лист, ключ , лук
Итак: понятие – это форма мышления.
Понятие отражает существенные признаки объекта.
– А как образуется понятие? (Слайд 8)
Основные логические приемы образования понятий:
Анализ (Слайд 9) – мысленное разделение объекта на составные части и выделение признаков объекта.
Синтез (Слайд 10) – мысленное соединение в единое целое частей объекта и его признаков.
Сравнение (Слайд 11) – мысленное установление сходства или различия объектов.
Абстрагирование (Слайд 12) – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.
Обобщение (Слайд 13) – мысленное объединение подобных объектов.
Слушают,
Отвечают
Слушают
Отвечают
Слушают
Слушают
Записывают под диктовку учителя определение объекта у себя в тетрадях.
Слушают.
Слушают и отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы. Рассуждают.
Смотрят на слайды и отвечают на вопросы учителя.
Закрепление нового материала (10 мин)
Даю практические задания посредством слайдов. Использую фронтальный опрос.
Понятия в виде загадок (Слайд 14)
Загадка является одним из способов описания объектов. Способы составления загадок могут быть различными:
Одни загадки описывают свойства объекта. Например: «Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный». (Арбуз)
Другие загадки описывают характерные действия объекта. Например: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает». (Замок)
Иногда в загадках признаки объекта описываются путем сравнения: «Круглый, как донце, горячий, как солнце, как щечки, румяный, вкусен со сметаной». (Блин)
Пример противопоставления: «Не дирижер, а во фраке, птица, а не летает». (Пингвин)
Некоторые загадки похожи на головоломки: «Что можно приготовить, а съесть нельзя». (Урок)
Чаще встречаются загадки, описывающие и характерные свойства, и действия, и окружающую среду.
Отгадайте загадки:
(Слайд 15):
«Напишу и сосчитаю и ошибку укажу,
Я и музыку сыграю и картинку покажу.
Я, хотя росточком мал, но большой универсал». (Компьютер)
«Не книга, а с буквами,
Не пульт, а с кнопками» (Клавиатура)
– А как самим составить загадку?
(Слайд 16)
Возьмем понятие «книга». Мы уже выделили у него существенные свойства: содержит текст, состоит из листов, имеет переплет. Для каждого свойства подберем объекты, обладающие теми же свойствами или аналогичными действиями.
Например:
«содержит текст» - текст читают, рассказывают – человек;
«состоит из листов» - листья есть у дерева или куста;
«имеет переплет», книги «сшивают» - переплетают нити на ткани, ткань сшивают – одежда, рубашка.
После наводящих вопросов-подсказок дети сами придут к таким (или подобным) итогам.
Осталось составить загадку:
«Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает». (Книга) (Слайд 17)
Давайте повторим: (Слайд 18)
Понятие – это форма мышления. Понятие отражает существенные признаки объекта. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.
Слушают и походы выполнения задания дают ответы.
Задание на дом (2 мин)
А теперь я раздам вам листочки с небольшим домашним заданием.
Раздаю каждому ученику раздаточный материал: лист с заданием «Заполнить таблицу, описывающую два любых объекта по данным параметрам».
Слушают, рассматривают листочки и задают вопросы по домашнему заданию.
Подведение итогов
(5 мин)
Давайте подведем итоги.
Сейчас я задам вам вопросы, а вы попытайтесь ответить на них, в тетрадь можно подсматривать.
Открываю слайд 18
Давайте повторим:
-Что такое понятие?
Понятие – это форма мышления.
- Что отражает понятие?
Понятие отражает существенные признаки объекта.
- Назовите основные логические приёмы формирования понятий.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.
Задаю ребятам вопросы и корректирую их ответы
Итак, сегодня мы выяснили, что окружающие нас объекты обладают признаками, узнали, что в понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или класса однородных объектов. Словами мы пользуемся, когда говорим, понятиями пользуемся, когда думаем. Понятие – это форма мышления.
Если остаётся ещё время – задаю дополнительные вопросы по теме.
Корректирую ответы учащихся.
Я очень рад, что мы сегодня с вами так плодотворно поработали.
Можете собираться на перемену.
Подождать, пока все соберут вещи и уберут их в портфели.
Ребята, давайте посмотрим на кабинет. Он остался в таком же опрятном виде, как и был до начала урока?
Убедиться, что класс находится в опрятном виде.
Молодцы, ребята, класс чистый и убранный. На этом наше занятие окончено. До свидания! Можете идти.
Слушают преподавателя.
Слушают, смотрят на слайд, затем отвечают.
Слушают
Отвечают на вопросы по слайдам
Слушают
Собирают портфели и ожидают, когда учитель их отпустит.
Слушают преподавателя и смотрят, убран ли кабинет.
Слушают преподавателя, говорят «До свидания!» и уходят из кабинета.
Приложение № 3 – Задания для домашней работы.
А теперь я раздам вам листочки с небольшим домашним заданием.
Определить существенные и не существенные признаки учеников 6 класса:
А – среди всех учеников города,
Б – среди учеников нашей школы.
(Вывод: совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов - это и есть понятие).
2) Ребята, приближается Новый год. Какое дерево является символом этого праздника? Конечно же ёлка!
Дома напишите, по каким признакам мы будем выбирать елку в лесу?
И ответьте на два вопроса:
По каким признакам мы отличаем ёлку от других деревьев?
По каким признакам мы выбираем ёлку себе домой к новому году?
(Вывод – отличаем елку от других деревьев по существенным признакам, а выбираем по несущественным).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Цели урока:
Определить, что отражается в понятии.
Выяснить основные логические приёмы формирования понятия.
Разобрать определение понятия.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ