План-конспект урока по экономике "Бюджет семьи" 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Семенниковская средняя общеобразовательная школа»
План – конспект урока по экономике 9 класс.
Тема «Бюджет семьи»
Автор: Мальцева Марина Анатольевна
учитель истории и обществознания
2013 -2014 год
Описание материала: предлагаю вам разработку урока по экономике в 9 классе. Тема урока – «Бюджет семьи». Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным.
Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет.
Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии.
В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование. . Если баланс доходов и расходов отрицательный, значит, данная семья живёт в долг и должна объяснить, где взяла недостающие деньги и на каких условиях. Положительный баланс означает, что месяц закончен с определённой экономией. Как семья распорядится оставшимися деньгами.
Цели урока:
Обучающая – ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов;
Развивающая формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение;
Воспитательная – воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость;
Мотивационная – побудить интерес к изучению экономики, информатики.
Методы обучения: комбинированный урок с элементами ролевой игры
Межпредметные связи: психология, математика, информатика, бухгалтерский учет
Задачи урока:
Осмыслить понятия: бюджет, доходы, расходы, накопления, прибыль, кредит
Рассмотреть структуру семейного бюджета
Выявить взаимосвязи статей доходов и расходов
Развитие познавательного интереса
Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления.
План урока:
Содержание этапов урока
Виды и формы работы
Время
1. Организационный момент
Приветствие
2 мин.
2. Мотивационное начало урока
Постановка цели урока.
Фронтальный опрос.
5 мин.
3. Объяснение хода игры
Использование занимательных материалов.
1й-этап
5 мин.
2й-этап
20 мин.
4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного
Подведение итогов обсуждения и составления бюджета в семьях.
7 мин.
5. Подведение итогов, домашнее задание.
Анализ хода и результатов игры.
6 мин.
Ход урока:
Эпиграф:
« Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным желанием»
Немецкий педагог Л. Дистервег
1. Организационный момент.
2. Мотивационное начало урока.
Учитель: Здравствуйте ребята!
Тема нашего урока: " Бюджет семьи"
Цель нашего урока - научиться, как правильно составлять семейный бюджет, т.е. сбалансировать доходы и расходы семьи.
Но перед этим давайте вспомним:
? Что такое бюджет семьи?
Ответ: Это структура всех доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год)
? Что понимают под доходом семьи?
Ответ: Это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого - либо рода деятельности
? Что такое расход?
Ответ: Это затраты, издержки, потребления чего-либо для определённых целей.
Учитель: Да, бюджет можно представить в виде весов. Если весы находятся в равновесии
Р=Д - бюджет сбалансирован.
Р больше Д - бюджет имеет дефицит
Д больше Р - бюджет называется избыточным.
Поэтому бюджет семьи должен быть строго сбалансированным.
Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет.
Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии
В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование.
А теперь мы с вами проведём игру:
1-й этап: (5 мин.)
Учащиеся объединяются в семьи. Они самостоятельно распределяют игровые роли:
Папа, мама, дочь, сын, бабушка, дедушка, прабабушка .
Решается вопрос об общей фамилии, игровые имена, возраст, место работы или учёбы. Предполагаемый размер заработной платы, стипендии. Возможные источники других поступлений .
А теперь отгадайте загадку, кто нам будет помогать в дальнейшей нашей работе:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же - компьютер
2-й этап.(20 мин.)
Теперь приступаем к практической части нашего урока.
1. Каждая семья заполняет таблицу "Состав семьи"
2. Составление "Кассовой книги"
3. Защита бюджета каждой семьей, обсуждение
Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного
Учитель подводит итоги обсуждения в составлении бюджета семьи, обращая внимание на сумму доходов и расходов на месяц.
1. Если баланс доходов и расходов отрицательный, значит, данная семья живёт в долг и должна объяснить, где взяла недостающие деньги и на каких условиях.
2. Положительный баланс означает, что месяц закончен с определённой экономией. Как семья распорядится оставшимися деньгами.
Подведение итогов
Домашнее задание: Разработайте производство товара в условиях семьи. Придумайте рекламу к нему
Пословица гласит: "Не похвалишь, так и не продашь".
Создать презентацию рекламы: (Индивидуальные задания для имеющих компьютер дома).
10. Выводы и предложения (рекомендации) по корректировке будущей деятельности.
Используемая литература
1.Липсиц И.В. «Экономика»: учеб книга 1/ И.В. Липсиц- Вита - пресс М.-2010г.
2.Липсиц И.В. «Экономика»: учеб книга 2/ И.В. Липсиц - Вита - пресс М.-2013г.
3. Липсиц И.В. Преподавание курса «Введение в экономику»: методическое пособие для преподавателя/ И.В. Липсиц - 10-11 класс. Вита - пресс М.-2008г.
4.Пичугина Г.В. Дидактические основы адаптивной системы технологической подготовки школьников к сельскохозяйственному труду: Авто-реф. дис. д-ра. пед. наук / Г.В.Пичугина. М., 2000.
5.Приоритетный национальный проект «Образование» - http://www.rost.ru/projects/education.
6.Равичев С. И. Григорьев С.Т. Сборник задач по экономике с решениями: учеб.пособ / С.И. Равичев - Вита - пресс М.-2010г.
7.Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: в 2 Кн.1. Пособие для учителя/Е.В. Савицкая.-3-еизд. – М.: Вита-Пресс, 2009г. .
8.Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономики 1 и 2 часть: учеб. пособ. /Е.В. Савицкая – М.: Вита-Пресс, 2008.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ