Профилактика злоупотребления психически активными веществами (рабочая программа)
Профилактика злоупотребления психически активными веществами
(рабочая программа)
1. Состояние проблемы
1.1 Введение
Основой для разработки настоящей программы явились:
- решение Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О наркоситуации в Российской Федерации и мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими» от 6.07.1999 г.
- концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (утверждена приказом Министерства образования РФ от 28.02.2000 № 619)
- решение Государственного Совета Российской Федерации от 25.09.2002 г.
1.2 Наркологическая ситуация.
(Статистические данные цитируются по материалам «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»)
В конце XX века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.
В последнее десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
По данным Минздрава России количество потребителей наркотиков на первое полугодие 1999 г. составило 315 тыс. человек. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает этот показатель в 8-10 раз.
Системный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в 1998 году уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в 2 раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикоманией — в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими ПАВ — в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
За пять лет (с 1992 по 1997 год) число детей, больных наркоманией, увеличилось в 19,3 раза; больных токсикоманией — в 15,7 раза.
Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в нашей стране 8% молодежи периодически употребляют наркотики. Среди студенчества наркоманией охвачено в той или иной мере 30-40%, а по отдельным регионам эта цифра значительно выше.
Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа (в России среди больных СПИДом более 50% наркоманов, в Европе — 70%), инфекционных гепатитов (в России более 90% наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. ВИЧ-инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией. По данным международной статистики весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает около 10% всех смертей и 20% всех госпитализаций. Таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства наркозависимых (13-24 года), под угрозой фактически оказалось будущее страны.
Очень высока криминогенность среди лиц, злоупотребляющих наркотиками и другими ПАВ. В 2002 году несовершеннолетними совершено более 16 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Органами внутренних дел выявлено более 2,3 тыс. несовершеннолетних, совершивших преступления под воздействием ПАВ.
В последние годы Россия начала играть роль крупного рынка сбыта наркотиков. В геополитическом плане наша страна оказалась на путях мировых потоков наркотиков, а также стала пограничной страной по отношению к тем странам и регионам, в которых наркобизнес является одним из основных средств получения денег на оружие, ведение войн, осуществление террористических актов. В самой России и граничащих странах СНГ появились опасные наркозоны — Чечня, Таджикистан, Казахстан и др., что влияет на распространенность наркотиков.
Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена совокупностью многих факторов, и их сложным взаимодействием.
Всемирная организация здравоохранения в результате многолетних специальных наблюдений пришла к выводу, что если доля наркоманов составляет 7 и более процентов, то в этой стране наступают необратимые процессы дегенерации населения, разложение всех социальных структур. Наркокультура начинает воспроизводить сама себя. В России наркомания развивается в геометрической прогрессии. Это признала Государственная Дума во время слушаний по этой проблеме в марте 1998 г., подчеркнув, что наркомания уже реально угрожает России потерей генофонда, самому существованию россиян как единого народа.
В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессионалов, разрабатывающих специальные меры первичной профилактики наркомании.
Общество нуждается в выработке совершенно нового подхода к решению проблемы злоупотребления психически активными веществами.
2. Концепция добровольных массовых обследований и технологии психологического консультирования.
На заседании правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (12.08.2002 г.) министр здравоохранения Шевченко Ю.А. сообщил, что для реабилитации наркоманов требуется около 300 реабилитационных центров не менее чем на 30 тысяч мест. Даже для более благополучных национальных бюджетов это огромные затраты, тем более, что по тем же источникам темпы роста числа наркозависимых в России не имеют тенденции к снижению. Очевидно, эффективная первичная профилактика наркомании должна быть приоритетом государственной политики в этом вопросе.
Несмотря на признание важности первичного профилактического подхода к решению проблем наркомании, целый ряд важных положений не разработан. Именно профилактика является наиболее уязвимым местом в общей системе мер противодействия наркоэпидемии. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикоманий.
Большая работа правоохранительных органов не может в полной мере защитить общество от наркоэкспансии. Вот факторы, сочетание которых снижает эффективность мер пенитенциарного и прогибиционистского характера. –
Сверхдоходы получаемые наркоторговцами (по данным ООН до 500 миллиардов долларов в год). Особые качества наркотиков, делающих их «идеальным товаром». Накопление критической массы потребителей и продавцов, придающих распространению наркотиков черты особо опасной эпидемии. MLM маркетинг, лежащий в основе стратегии продаж.
2.1 Новые научные подходы. Международный опыт и данные изучения общественного мнения.
Авторы концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде справедливо подчеркивают, что стратегией первичной профилактики должно быть «внедрение инновационных технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления ПАВ».
На сегодняшний день в некоторых регионах России (Тюменская область, Краснодарский край) предпринимаются попытки массовых обследований на предмет выявления психически активных веществ и их метаболитов в моче. Использование химических тестов имеет ряд существенных недостатков: дороговизна, необходимость пополнения расходных материалов, недостаточная точность выявления ПАВ, необходимость проводить исследование в сертифицированных клинических лабораториях, возможность подмены лабораторных образцов и некоторые другие. Все это не позволяет использовать их в скрининговых программах.
В последнее время ситуация изменилась. Появились эффективные средства контроля употребления психически активных веществ и выявления групп риска по наркомании. Независимыми научными коллективами разработаны, прошли апробацию и сертифицированы методы диагностики употребления психически активных веществ, спустя длительное время после их фактического приема. Отработаны методики психологического консультирования в ходе массовых обследований.
Хорошие результаты дала апробация программы добровольного тестирования на предмет употребления психически активных веществ при оформлении на работу.
Специальные приборы, предназначенные для тестирования больших потоков людей - пупиллограф и аппарат для вегето-резонансного тестирования, позволяют достоверно судить о приеме ПАВ в среднем у 97,8% обследованных. Такой результат близок к методам аналитической химии и позволяет при 8 часовом рабочем дне обследовать не менее 50-80 человек.
Методы рекомендованы в качестве основных для проведения скрининговых исследований в МВД, Минздраве России, Минобороны России и других ведомствах. С экономической точки зрения важно отсутствие необходимости в пополнении расходных материалов.
Имеется положительный международный опыт. В США и странах Евросоюза тестирование на наркотики широко применяется среди государственных служащих, в армии и на флоте. Более 90% коммерческих фирм проверяют сотрудников, вновь принимаемых на работу. На многие виды деятельности не выдаются лицензии без регулярной проверки персонала фирмы на возможный прием наркотиков.
Обследование на наличие ПАВ в моче и волосах проводится в соответствии с условиями трудового соглашения без предварительного предупреждения работников. Президент США Клинтон в последний год своего срока прошел добровольное обследование на предмет употребления наркотиков и призвал к этому сограждан. Родители школьников отдают предпочтение частным школам и колледжам, в которых первичная профилактика наркомании среди учащихся является повседневной практикой, и рядом с их детьми не может оказаться студент, уклоняющийся от добровольного тестирования.
Большинство учащихся уверено, что избежать обследования на наркотики в тот или иной период жизни не удастся, таким образом, даже однократное употребление запрещенных препаратов может привести к серьёзным жизненным проблемам. Общепризнано, что данное обстоятельство имеет большое предупредительное, профилактическое значение.
Большинство потенциальных потребителей наркотиков должны добровольно отказаться от мысли хотя бы раз попробовать запрещенное вещество, осознать, что даже однократное употребление наркотиков не останется незамеченным и будет иметь последствия.
По мнению опрошенных нами более чем 8000 респондентов (родителей и учителей), уверенность детей, что употребление наркотиков может стать известным родителям, остановит большинство школьников от первых шагов по пути наркомании. Собственные ретроспективные исследования убедительно свидетельствуют, что подобная «психологическая прививка» оказывает серьезное влияние на поведенческие установки в отношении наркотиков не только подростков, но и их родителей.
Следует уточнить, что негативно-ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ, то есть, акцентирование на отрицательных последствиях приема ПАВ не обеспечивают достижение поставленных целей. Так по данным опроса 4000 учащихся средних школ в возрасте от 12 до 17 лет страх смерти или утраты здоровья расценивается подростками как менее серьезная угроза по сравнению с последствиями огласки.
Меры, реализация которых поможет радикально изменить наркологическую ситуацию в России:
- Руководители регионов, лидеры ведущих политических движений, ректора ВУЗов, директора школ добровольно проходят тесты на предмет употребления психически активных веществ.
- Руководителям всех уровней рекомендуется проходить добровольное обследование и призывать к этому своих сотрудников.
- Акция широко освещается в СМИ.
- Следуя примеру руководителей, администраторы, менеджеры политики организуют и содействуют организации пунктов добровольного обследования на ПАВ высших и средних специальных учебных заведениях, на промышленных предприятиях.
Первостепенными задачами выдвигаемой Программы являются создание организационных структур профилактики, подготовка кадров.
3. Международное право. Российское законодательство. Права человека.
Механизмы полицейского, судебного и уголовного контроля за распространением наркотиков в странах международного сообщества постепенно совершенствуются. Юридической основой, на которую опираются борцы с наркоманией, являются международные конвенции о наркотиках и, в особенности, Конвенция 1961 года. В результате морального давления стран-участниц влияние конвенций распространяется и на страны-производители, не присоединившиеся к этим международным соглашениям.
Однако формы законодательного отношения к наркотикам существенно разнятся — от разрешения на легальную торговлю «легкими» наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за распространение наркотических средств (Китай, Ирак).
В России основополагающим является Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» принятый Государственной Думой в декабре 1997 года и вступивший в силу в начале 1998 года.
Закон однозначно запрещает потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Можно ли считать запрет на немедицинское потребление наркотиков ограничением прав граждан? В известном смысле да, и законодатели пошли на этот шаг вполне сознательно, руководствуясь ст. 55 Конституции Российской Федерации. Она гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той метре, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и интересов других лиц».
К сожалению, современное развитие законодательной базы характеризуется тем, что место профилактики среди других юридических понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы профилактики наркомании практически отсутствует.
В соответствии с Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации (утверждена Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июня 1993 г. № 5494-1) одним из главных направлений государственной политики является предупреждение незаконного потребления наркотиков, лечение и реабилитация больных наркоманией. В связи с этим в Концепции подчеркивается необходимость определить группы населения с повышенным риском незаконного потребления наркотических средств и обеспечить юридически обоснованные мероприятия по предупреждению потребления наркотиков и выявлению их незаконных потребителей.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (статья 4, пункт 2) особо отмечает, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органам и учреждениям системы образования поручено обеспечить выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в том числе употребляющих наркотики), и в пределах своей компетенции осуществлять индивидуальную профилактическую работу с такими несовершеннолетними.
24 июля 1998 го принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Статьи 10 и 14 имеют прямое отношение к сокращению масштабов детской преступности, наркомании и алкоголизма.
В феврале 2000 года принята глобальная «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде». Приказ Министерства образования РФ № 619.
Таким образом, существует не только озабоченность общества развитием наркоситуации в стране, но в основном готова законодательная база для эффективного противодействия наркотической экспансии.
В то же время, на пути решения поставленных задач стоит целый ряд серьезных препятствий. До сих пор не принят федеральный закон «О социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией», призванный регламентировать порядок оказания реабилитационной помощи. Имеет место правовая ситуация, когда те или иные действия в границах осуществления первичной и вторичной профилактической помощи не запрещены, однако не регламентированы нормативными актами. Например: доврачебная и врачебная диагностика наркотического опьянения в образовательном учреждении; диагностика употребления наркотиков методом тестирования; социальное вмешательство специалиста в семью при риске наркотизации для ребенка.
Учитывая сказанное, особое внимание должно быть обращено на гарантии прав несовершеннолетнего во всех случаях применения к нему активных профилактических мер. Врачебная тайна, принцип добровольности, соблюдение медицинской деонтологии, - основа эффективной реализации программы первичной профилактики наркомании.
И все же, наркомания — это не личное дело каждого. Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны знать, что им придется смириться с отступлениями от «правила неприкосновенности», т.к. в конечном счете, речь идет о том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должны господствовать в демократическом обществе, а право людей на нормальную жизнь свободу от наркотиков выше права наркомана на удовольствие.
4. Экономический ущерб.
На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями.
Ориентировочные оценки затрат на профилактику не могут быть полными без представления о материальном ущербе от потребителей наркотиков для общества. Аналогов подобных расчетов, к сожалению, пока нет.
Всего по категории ущерба можно выделить три группы факторов — медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования. В целом это выглядит следующим образом:
— снижение дисциплины и общей успеваемости учащихся и студентов;
— распространение идеологии наркоманической среды и связанное с этим искажение иерархии ценностей у детей и молодежи.
Как итог этих потерь:
— незавершенное среднее и высшее образование (в том числе зачастую — незаконченное основное общее образование);
— нереализованное среднее образование;
— снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.
Медицинский ущерб включает в себя не только весь шлейф последствий наркомании — гепатит, СПИД, заболевания, полученные половым путем (ЗПП), и др.; следует дополнительно отметить рост общей заболеваемости, значительно возросшее число самоубийств среди детей и подростков, а также отвлечение от задач оздоровления учащихся огромных материальных средств, необходимых для лечения наркоманов.
Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему:
— криминализация общества;
— распространение субкультуры наркозависимых;
— деформация иерархии общественных ценностей;
— ухудшение демографических показателей (в т.ч. снижение рождаемости уже в ближайшем будущем).
5. Ожидаемые результаты.
- В первый и второй годы реализации программы удастся охватить массовыми обследованиями до 65-70% самой активной, трудоспособной части населения;
- пример руководителей создаст огромный позитивный импульс в общественном мнении;
- поддержка СМИ сделает проект массовым;
- руководители предприятий, участвующие в программе, застрахованы от попадания в
коллектив лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами;
- убеждение в том, что даже однократное употребление наркотиков может быть установлено, остановит большинство молодых людей от первой попытки употребления запрещенных препаратов;
- для руководителей предприятий очевиден экономический эффект в результате снижения трудовых потерь по соматическим заболеваниям и травматизму;
- первичная профилактика наркомании с использованием указанных методов повысит эффективность мероприятий во всей схеме противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотребления ими;
- реализация программы будет иметь большой общественный и политический резонанс и позволит реально повлиять на наркологическую ситуацию в России.
Главная цель - достижение общего результата:
- снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
- снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями;
- снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами — инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, прекращения образования, разрушения семей, криминализации детей и молодежи.
Ограничение возможности наркогруппировок по распространению наркотиков и совершению других противоправных действий за счет снижения потребности в приеме наркотиков и, следовательно, в криминальном добывании денег для их приобретения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ