Сценарий урока по обществознанию в 9 классе по теме: «Культура»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» с. Челно-Вершины
муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
Сценарий урока
по обществознанию
в 9 классе
по теме:
«Культура»
Учитель:
Трофимова Т.В.
2014 год
« Культура»
Цель урока: ознакомить с сущностью фундаментальных ценностей, анализировать различные источники социальной информации, воспитать толерантность.
Задачи:
познакомиться с понятием культура;
проанализировать особенности некоторых культурных ценностей.
способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы ее виды.
Материально-техническое обеспечение:
1. ПК,
2. плазменная панель,
3. презентация по теме,
4. раздаточный материал (карточки с заданиями, схемы для заполнения)
Подготовка к уроку
1. Размещение учащихся на 3 группы ( две – рабочие, одна – зкспертная)
2. На партах расположен раздаточный материал, карточки с заданиями, тексты для исследования, словарный материал, схема, слова.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: практический урок с элементами исследования
План урока
Организационный момент.
а) организация начала урока,
б) приветствие.
2. Актуализация знаний учащихся.
Вопросы для подведения к теме.
Изучение нового материала
Ассоциации со словом «Культура»: работа с кластером.
Значение слова «Культура»:
историческое;
современное.
Виды культуры: материальная и духовная
выполнение задания с карточками.
составление схемы;
работа со словами, отражающими отрицательную деятельность человека в культуре.
Работа с текстом по группам.
Закрепление знаний.
Синквейн.
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Рефлексия.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
а) организация начала урока,
б) приветствие.
У: Здравствуйте. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.
(Учащиеся разделены на 3 группы для работы)
2. Актуализация знаний учащихся.
Вопросы к классу: Ребята давайте попробуем с помощью картинок определить тему нашего урока.
У: Показывает ребятам изображения природу. (Слайд 1)
Вопрос: Какова связь между человеком и природой? Как вариант ответа: (Человек является существом биосоциальным, неотъемлемой частью природы) Ответы учащихся.
Потом изображения города. (Слайд 2) У: А какая связь между человеком и этим? (Современный человек создал вокруг себя то, что не смогла ему дать природа. Природная среда дает человеку здоровье и материал для трудовой деятельности. Живя и трудясь, мы изменяем природу.)
Исходя из услышанных ответов, назовите первую среду обитания человека? (Природа)
Вторая среда обитания? (Культура) (Слайд 3) Если сразу не ответят, наводящий вопрос – А что помогает человеку выжить?
Изучение нового материала
Прежде, чем мы определимся с терминологией, хотелось, чтобы вы в группах поработали с этим словом.
Ассоциации со словом «Культура»: работа с кластером.
А с чем у вас ассоциируется это слово?
Давайте запишем их на кластере (примеры: образ жизни, одежда, фольклор, жилище, кухня и др.) (Слайд 4)
Ребята, а как вы думаете, как это изображение связано с нашей сегодняшней темой? (Первоначальное значение слова «Возделывание почвы») в этом вам может помочь подборка с лексическим значением слова «культура» из различных словарей.
Значение слова «Культура» - картинка (Слайд 5)
Что такое культура, как вы понимаете?
Историческое значение (Слайд 6)
Слово «Культура» (от лат. Cultura- возделывание почвы, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»
Современное понимание (Слайд 7)
Культура – все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
Современное общество, как и мир, характеризуется культурным многообразием.
Виды культуры: материальная и духовная
выполнение задания с карточками.
Ребята, а сейчас я попрошу вас обратить внимание на слова, которые у вас лежат на столе. Попробуйте их разделить на 2 группы и объяснить почему именно так вы сгруппировали слова, причем слова одинаковые для обеих групп.
Слова: медаль, карета, теория, бокал, магия, амулет, диспут, гостеприимство, крещение, глобус, свадьба, закон, джинсы, телеграф, святки, карнавал, школа, сумка, кукла, огонь.
Через 3 минуты, одна из группы расскажет о том, как разместили слова, а вторая группа пояснит, почему именно так. (То, что сделал человек руками – материальная; то, что сделал человек разумом – духовная, т.е. это виды культуры)
Схему составить к словам
(Слайд 8)
Слайд с негативными словами. Прошу обратить ваше внимание на эту группу слов. (Слайд 9) Как вы думаете, а эти изобретения человечества относятся к культуре? Значит, мы не можем утверждать, что все, что делает человечество так однозначно. Давайте попробуем найти подтверждения нашим словам в тексте.
Работа с текстом, исследование и анализ текста для нахождения аргументов в пользу деятельности человека и против. Работа по группам. Одна группа ищет подтверждения положительного влияния человека на культуру, вторая – отрицательное. Третья группа – экспертная, оценивает высказывания первых двух групп и резюмирует.
«-»
Высокоразвитая цивилизация, создавшая немало культурных ценностей, может быть завоевана народами с более низким культурным уровнем. Так не раз случалось в истории, например во времена крушения Древнего Рима.
Разрушительное землетрясение может стереть с лица Земли современный город. Богатства культуры гибнут от деятельности самих людей. В периоды войн, смут, социальных конфликтов бывало так, что культуре наносился огромный урон.
В III в. до н. э. китайский император Цзин Чи Ган приказал сжечь все книги в стране, кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и черной магии, а ученых отправил на строительство Великой Китайской стены. Пропало множество текстов, в том числе почти все труды философа Конфуция (551–479 гг. до н. э.).
В Александрии Египетской, в городской библиотеке было собрано более полумиллиона древних свитков и манускриптов со всего мира. Когда в 641 г. город завоевал калиф Омар, ими полгода топили городские бани. Как гласит история, калиф сказал, что содержание этих книг либо находится в согласии с Кораном, либо противоречит ему. Если оно находится в согласии, Коран обойдется и без них, а если оно противоречит ему, они вредны. Поэтому, решил калиф, да будут они уничтожены.
Ценности материальной культуры
«+»
Цивилизованное общество осуществляет кропотливую деятельность по сохранению и накоплению культурных ценностей. Оно стремится осуществлять не просто воспроизводство, а расширенное воспроизводство культуры – увеличивать размеры своего культурного достояния, культурного богатства. Этому служат музеи, библиотеки, архивы, специальные службы охраны памятников истории и культуры. В каждом государстве, в том числе в России, существует национальное законодательство об охране памятников истории и культуры. Свою роль здесь играет и международное сотрудничество. В рамках одной из структур ООН – организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – создан перечень объектов культуры, составляющих мировое культурное наследие, т. е. имеющих значение для всего человечества. Некоторым странам, у которых недостает средств для сохранения выдающихся памятников культуры на их территории, включенных в мировое культурное наследие, оказывается финансовая помощь.
Комментарии к текстам.
Закрепление знаний. Синквейн. (Слайд 10)
Составить синквейн.
Синквейн
____________________________
Сущ.
__________________________________________________________
2. Прил. Прил.
__________________________________________________________
3. Гл. Гл. Гл.
__________________________________________________________
4. Предложение.
Итоговый контроль, подведение итогов
Подведение итогов работы.
Итак, ребята мы подходим к концу нашего занятия, и мне хотелось бы узнать, а что же вы для себя уяснили, чему научились?
Выставление оценок. Рефлексия.
Рефлексия (Слайд 11)
Рейтинг мнений. Определение позиции по итогам урока. Учащиеся выбирают одну из позиций по группам и приводят аргументы в пользу мнения. Третья группа делает выводы.
Обозначение мнений зафиксировано в презентации.
1 – “культура - это познание совершенства;
2– “ Дикость стала возможной только с появлением культурного человека”;
Учащиеся высказывают свои мнения.
Домашнее задание:
Выучить термин, подготовить сообщение о положительном и отрицательном влиянии человека на культуру.
Спасибо.
Результаты урока: Проведенный урок по теме «Культура» построен в соответствии с современными требованиями, поставленные перед детьми цель и задачи урока выполнены. На уроке дети изучали новую тему, знакомились с понятием культура и ее видами. Элементы урока выделены, но взаимосвязаны друг с другом. На всех этапах урока осуществлялся деятельностный подход. Деятельность учащихся помогли ребятам глубже узнать материал урока, а также использовать материал из истории и соотнести с новой темой по обществознанию. Я постаралась создать условия для того, чтобы ребята участвовали в целеполагании, максимально самостоятельно вышли на тему урока, смогли определить виды культуры, сформулировать понятия, а также использовать новые знания в игре синквейн. На уроке формировалось умение группировать, находить главное, работать с источником информации Дети вели себя активно, постарались максимально продуктивно использовать время для работы.
Выдержки из словарей со словом «Культура»
Культура - разводимое растение (Словарь Ожегова)
Культура
ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; | образование, умственое и нравственое; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор. в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника.
(словарь Даля)
(лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultural с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда - "культура техники земледелия").
ВСловаре.Ру>Философский словарь
(от лат. cultura - образование, возделывание, развитие, воспитание, почитание) все те материальные и духовные ценности, которые созданы человеком в процессе творчества, деятельности, то что создано творцами (архитекторами, художниками, поэтами и т. д.); деятельность, результаты которой как материальны, так и идеальны; то, чего нельзя сотворить в обычной деятельности, но что создается поколениями в ходе исторического процесса развития общества. Культуру создают личности, а все остальное - народ. К. относится к ряду наиболее сложных и многогранных понятий философии, обществоведения вообще. В настоящее время в литературе насчитывают более чем полтысячи определений этого понятия.
ВСловаре.Ру>Философский словарь
Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии,психологии, экономики, педагогики и др. (Википедия)
Ценности материальной культуры
Высокоразвитая цивилизация, создавшая немало культурных ценностей, может быть завоевана народами с более низким культурным уровнем. Так не раз случалось в истории, например во времена крушения Древнего Рима.
Разрушительное землетрясение может стереть с лица Земли современный город. Богатства культуры гибнут от деятельности самих людей. В периоды войн, смут, социальных конфликтов бывало так, что культуре наносился огромный урон.
В III в. до н. э. китайский император Цзин Чи Ган приказал сжечь все книги в стране, кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и черной магии, а ученых отправил на строительство Великой Китайской стены. Пропало множество текстов, в том числе почти все труды философа Конфуция (551–479 гг. до н. э.).
В Александрии Египетской, в городской библиотеке было собрано более полумиллиона древних свитков и манускриптов со всего мира. Когда в 641 г. город завоевал калиф Омар, ими полгода топили городские бани. Как гласит история, калиф сказал, что содержание этих книг либо находится в согласии с Кораном, либо противоречит ему. Если оно находится в согласии, Коран обойдется и без них, а если оно противоречит ему, они вредны. Поэтому, решил калиф, да будут они уничтожены.
Ценности материальной культуры
Цивилизованное общество осуществляет кропотливую деятельность по сохранению и накоплению культурных ценностей. Оно стремится осуществлять не просто воспроизводство, а расширенное воспроизводство культуры – увеличивать размеры своего культурного достояния, культурного богатства. Этому служат музеи, библиотеки, архивы, специальные службы охраны памятников истории и культуры. В каждом государстве, в том числе в России, существует национальное законодательство об охране памятников истории и культуры. Свою роль здесь играет и международное сотрудничество. В рамках одной из структур ООН – организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – создан перечень объектов культуры, составляющих мировое культурное наследие, т. е. имеющих значение для всего человечества. Некоторым странам, у которых недостает средств для сохранения выдающихся памятников культуры на их территории, включенных в мировое культурное наследие, оказывается финансовая помощь.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обществознания:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ