Урока по теме: «Уроки доброты»

Урока по теме:

«Уроки доброты»


Проект урока по теме: «Уроки доброты» (по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»), составленный по требованиям ФГОС


Автор-составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20» Иванова Евгения Владимировна.


Цель урока: составить устное сочинение-миниатюру на тему: «Почему бабушка купила все-таки «пряник конем» обманувшему ее внуку?»

Задачи урока:

1. Личностные:

- развить коммуникативные навыки;

- создать условия на уроке для мотивации к достижению цели;

- формировать способность оценивать свои действия;

- сравнивать свои впечатления с впечатлениями других о содержании урока на каждом этапе.

2. Метапредметные:

- закреплять умение вести диалог,

- делать обобщения;

- развивать монологическую речь.

3. Предметные:

-углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа;

- учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте


Оборудование: портрет В.П. Астафьева.

Ход урока


I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Кто автор рассказа, который мы начали изучать на прошлом уроке?

- Где родился В.П. Астафьев?

- Какой рассказ Астафьева мы изучали в 5 классе?

- Кто является героем книг Астафьева?


- Когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? Каково жилось людям в то время?


(Дети дают ответы)


- Виктор Петрович Астафьев родился в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка.


-Герои его книг - простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева - природа.

- Действие рассказа тоже происходит в одной из сибирских деревень на Енисее в первые годы после гражданской войны. Это было очень трудное время. Страна была разорена, утомлена войной. Люди жили очень скудно, часто не хватало самого необходимого - пищи, одежды, того, к чему мы привыкли, как к само собой разумеющемуся.

Методический комментарий. Создание ситуации успеха, создание оптимистического настроя в процессе деятельности учащихся, психологическая поддержка каждому ребенку. Все данные ответы детей верные – так создается ситуация успеха.

II. Этап актуализации и пробного учебного действия


- От чьего лица ведётся повествование?

- В какой семье растёт герой?







- Что является завязкой рассказа?



- Почему «пряник конем» такая желанная мечта?



- Почему мальчик отправился в лес?


- Повествование ведётся от первого лица.

- Маленький мальчик, герой рассказа,сирота. Живет он с бабушкой, дедушка приезжает с «заимки» время от времени для мальчика приезд дедушки - радость. Бабушка строгая, воспитывает внука в труде.

Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем».

Чтение эпизода: «Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.

Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка.

Методические комментарии. Формулировка вопроса побуждает детей к активной мыслительной деятельности. Дети анализируют объекты, строят высказывания в устной форме; долго сохраняют учебную задачу; готовы допустить существование других точек зрения или принять чужие, формулируют собственное мнение. Дети мотивированы на процесс познания.

III. Постановка проблемы, открытие нового.


- Почему герой совершил поступок, за который ему было очень стыдно?

(Вопрос вызывает затруднение, учитель предлагает следующее:

Давайте в тетрадях запишем такую цепочку:искушение, преступление, муки совести, наказание, прощение)

Класс разбивается на группы. Задача каждой группы — найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.

Искушение – как герой оказывается в зависимости от Саньки?











Преступление – почему герой решил обмануть бабушку?













Муки совести - только ли страх перед бабушкой мучит героя?







Наказание – как был наказан герой?











Прощение- получил ли в итоге мальчик то, о чём мечтал






















1-я группа. Главный змей-искуситель — сосед Санька — «был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек». Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Санька использует беспроигрышный прием - поддразнивает героя: «Скажи уж лучше боишься ее и еще жадный!» Этого стерпеть мальчик никак не мог и легко «попался на уду», позволил съесть и свою землянику.

2-я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: «Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!» Мальчик так и поступил.Герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач.

3-я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: «Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай». Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке.

4-я группа. «И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету...»

5-я группа. «Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

Методические комментарии. Создание проблемной ситуации позволяет учителю наблюдать за поведением детей, их личностными качествами. Дети строят высказывания в устной форме, долго сохраняют учебную задачу. Формулируют собственное мнение, выслушивают мнение других.

IV. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи и с самопроверкой по эталону


- Попробуйте сформулировать вопросы о муках совести, испытанных героем рассказа задайте их соседу по парте.

- Попробуйте составить устное сочинение-миниатюру на тему: «Почему бабушка купила все-таки «пряник конем» обманувшему ее внуку?»








(Дети составляют три вопроса по новой теме)







Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».

Методические комментарии. Дети осуществляют поиск информации, формулируют вопросы, контролируют действия одноклассников, развивают устную речь.

V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


- Понравился ли вам урок? Почему?

- Закончите любое из данных предложений:

(Я открыл для себя…

Я сегодня узнал…

Особенно интересно было…

Меня очень удивило…)

Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.

(Дети высказывают свою точку зрения)

Методические комментарии. Организованное таким образом подведение итогов урока позволяет назвать его наиболее яркие моменты.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории обществознания:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ