Внеклассное мероприятие `Традиции чайной церемонии` 3 Класс

МБОУ-СОШ №50 г. Орла

«2014 год- год культуры в России»

Классный руководитель

Булгакова Елена Михайловна

3 «Г» класс

Орел, 2013-2014 год

Цель: разработать традицию чайной церемонии в классе.

Задачи:

  • Воспитывающие: прививать потребность здорового образа жизни, правильного питания, употребления чая, учитывая его целебные свойства; продолжить работу по сплочению коллектива.

  • Развивающие: развивать познавательные и творческие способности детей; закрепить умение работать над проектной задачей;

  • Формирующие: формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития на Руси и в других странах.

  • Познавательные вовлекать воспитанников в активный процесс поиска информации, разработки заданий при подготовке к мероприятию.

Форма проведения: игра-путешествие

Продолжительность : 40 минут.

Роль классного руководителя на подготовительном этапе: распределение сообщений, заданий между воспитанниками для проведения бесед и обсуждения ситуаций в классе, помощь в распределении ролей.

Роли и поручения детям: индивидуальные сообщения; разучивание сценки, распределение ролей

Оборудование: на столе скатерть, самовар, заварочный чайник, разные "чайные" травы для заваривания (каждый вид в отдельной пиале), черный чай, баранки, бублики, мед, элементы костюмов.

Оформление помещения: расстановка парт и стульев для работы по 4 группам, карта путешествий, на доске: "Люди пьют чай, чтобы забыть суету мира". Тэн Ень

На мероприятии присутствует несколько родителей.

Вступительная часть. Понятие традиции.

- Здравствуйте ребята и уважаемые родители! Я предлагаю вам отправиться в очередное увлекательное путешествие.

- Каждый вечер мы собираемся всей семьёй за столом. У каждого появляется возможность поделиться впечатлениями дня, посоветоваться, порадоваться успехам друг друга, а бывает, что и погрустить вместе.

- У нас в классе часто проходят праздники, конкурсы, экскурсии, но не хватает какой-то традиции, на которой мы могли бы повести разговор на задушевные темы.

- Как вы думаете, что такое традиция? ( ответы детей)

Традиция (от лат. traditio - передача) - набор представленийобычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.



Постановка темы и цели.

- Одной из таких традиций является чайная церемония. Я предлагаю вам сегодня придумать свою традицию чаепития. Согласны?

Сегодня мы с вами поговорим об истории самого известного во всем мире необыкновенного напитка, придающего бодрость, излечивающего от недугов, и просто повышающего настроение.

- Подойдите к столу, рассмотрите предметы. В какому напитку отправимся в гости? (К чаю).

- Приятно провести вечер за чашечкой чая в компании близких людей?

Основная часть (слад №1, 2)

Лекарственный травяной чай в старину.

- А ведь изначально чай использовали в лекарственных целях. В старину в России не было чая, и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.

Наши предки понимали толк в травяных чаях, настоях и отварах. Еще они знали особые секреты и умели правильно заготавливать и высушивать разные растения. А тем более грамотно заваривать и пить.

(Выходят девочки , представители от групп, в русских костюмах, рассказывают о лекарственных травах)

"Зеленое золото" России.

Группа 1.(слайд №3) Давным-давно на Руси, задолго до появления чая славяне широко использовали травы для лечения болезней (слайд №4). Лес был первой аптекой, куда обращались наши предки за лекарством (слайд №5). Знахари были почитаемы в деревнях, их часто называли ведунами. Получившие тайны траволечения от своих родителей, они умножали их и передавали своим детям.

Процесс сбора лекарственных растений очень трудоемкий (слайд №6). Мало знать место, где произрастает растения. Чтобы получить от него максимум пользы, нужно проводить сбор тех частей растений, и в те сроки, когда они наиболее богаты биологически активными веществами (слайд №7).

В качестве лекарственного сырья заготавливались разные части растения (слайд №8). Например: у шиповника полезны плоды, цветки и листья; у зверобоя - цветки и листья, у рябины - плоды.

Большинство лекарственных растений сушат в сухом, теплом, хорошо проветриваемом помещении (слайд №9, 10). На солнце сушат лишь немногие растения, в основном это плоды и ягоды (слайд №11, 12)

Группа 1. Весь секрет в знаниях свойств растений, и в том, как употреблять их, в каком количестве, в каком сочетании одних трав с другими (слайд №13). Необходимо иметь большой объем знаний.

В России употребляют в целебных целях более 200 видов растений (слайд №14, 15, 16, 17, 18). Всем знакомы такие "лекари", как ромашка аптечная, зверобой, пустырник, душица, одуванчик, с таким же успехом используем мы продукты лесного гастронома - плоды и ягоды. Зеленые друзья должны войти в нашу жизнь как солнце, воздух и вода. Знающему человеку природа сама накроет скатерть-самобранку, надо только суметь ею воспользоваться.

Группа 1. Вкус чая зависит и от качества воды. Лучше всего подходит родниковая, колодезная вода (слайд №19).

Когда в России стал популярен чай, люди с удовольствием приняли этот тонизирующий напиток, но вместе с тем не отказывались и от травяных традиционных чаев (слайд №20). Черный, зеленый, красный чай сам по себе целебный (кладет щепотку черного чая в заварочный чайник), но если к нему добавить щепотку мяты (кладет в заварочный чайник мяту), щепотку ромашки (кладет ромашку), щепотку зверобоя, то чай станет необыкновенно ароматным, приятным на вкус и еще полезнее (заливает кипятком). Эфирные масла смешаются и буквально, через минут 10, вода станет целебной. Согласно русской традиции, чай пьют из блюдца и непременно с баранкой или крендельком, а может и с медком! (слайд № 21, картина Кустодиева) Две девочки, которые заваривали чай, садятся за стол, имитируют чаепитие.

Приятного чаепития!

Как чай попал в Россию?

- Пока чай настаивается, давайте узнаем, как он попал к нам в Россию. Когда вы готовились к путешествию, то уже, наверное догадались, что чай пришел к нам из : (Китая). (слайд №22) Музыкальная заставка (китайская мелодия). Отправимся в Китай?

Группа 2. Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен уже почти 5000 лет. Согласно одной из легенд, Шен Нон, один из китайских правителей, был мудрым правителем, талантливым ученым. Ему приписывают открытие многих целебных растений. Однажды летним днем, посещая отдаленную провинцию своего государства, император и его свита остановились на привал. Слуги начали кипятить воду для питья. Сухие листья куста, который рос рядом, упали в кипящую воду и дали ей коричневый настой. Император заинтересовался получившимся раствором, отпил чуть-чуть и нашел его очень освежающим. Так был открыт чай. (слайд №23)

Группа 2. Чай в Китае ценился очень высоко. Его пили на торжественных приемах, дарили его за особые заслуги. Поэты воспевали чай в стихах. Измельченные чайные листья, спрессованные в лепешки, использовались в качестве денег. С населения снимались особые поборы - чаевые. Выращивание и изготовление чая было окружено тайной. Чайные плантации охранялись (слайд №24).

На Руси чай появился около 400 лет назад.

- Наше путешествие привело нас в Россию? Посмотрим, как чай появился на Руси.

Группа 3. Инсценировка "Русский царь принимает китайских послов".

В. Однажды приехал к русскому царю посол китайского императора. Да не с пустыми руками. Царь получил подарок. Это были пакетики с непонятной надписью "бах-ча", что? переводилось как "чай для заварки".

Самое употребительное название - это "ча", что значит "молодой листочек". В разных провинциях по-разному произносится это слово: "ч", "ха", "цха".

Выходят дети в "шапочках" героев инсценировки

Царь восседает на троне. Рядом стоят бояре (слайд №25).

1 боярин с поклоном говорит: Великий государь! Посол китайского императора бьет тебе челом.

Входит с почтительным поклоном посол со свитой. Все китайцы кланяются царю.

Посол: Великий государь! Император Китая прислал тебе в дар чай.

С поклоном посол отдает чай царю и боярам.

Царь и бояре смотрят - трава сухая, в руки берут, нюхают - душистая.

Удивляются, плечами пожимают, переглядываются, не знают, что с этой травой делать.

Стали китайцы расхваливать чай.

1 из свиты: В Китае несколько тысячелетий пьют чай.

2 из свиты: Напиток этот удивительный. Он излечивает от многих болезней.

3 из свиты: Он веселит душу, прогоняет сон, бодрит.

1 из свиты: Отведай, государь, напиток!

Входит человек с подносом, с поклоном подносит чай: уже попробовал, не отрава ли это?

Царь и бояре пьют чай, одобрительно кивают головами

Царь: Питие доброе и, когда привыкнешь, гораздо вкуснее.

В. Договорились русский царь с китайским послом о том, что в Москву из Китая будут привозить чай и продавать. Полюбился чай москвичам. Москву стали называть "чаёвницей", а народ сложил о чае много поговорок.

2 боярин: Пей чай - позабудешь про печаль.

3 боярин: С чая худо не бывает.

- Ну а теперь настало время остановиться на привал и намного поиграть.

Работа с пословицами и поговорками. Каждая группа получает по три разрезанных пословицы (поговорки), составляют , зачитывают.

  1. Чай пить - долго жить.

  2. Чай пить - не дрова рубить.

  3. За чаем не скучаем - по шесть чашек выпиваем.

  4. Выпей чайку - забудешь тоску.

  5. Чаем на Руси никто не подавился!

  6. Чай у нас китайский, сахарок хозяйский.

  7. Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

  8. Приходите к чаю - пирогами угощаю.

  9. Самовар кипит - уходить не велит!

  10. Где есть чай - там под елью рай!

  11. От чая пьян не будешь.

  12. Чай пьёшь - до ста лет проживёшь

- Вот так и появился чай на Руси. Через 100 лет изобрели самовар (слайд №26). Изготовили его на Урале, а позже особенно много стали их изготавливать в Туле. Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху ставился заварочный чайник. Самовар стал традиционным русским сувениром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.

В нашей стране чай растет в Краснодарском крае. Краснодарский чай - самый северный чай в мире (слайд №27).

- Отдохнули, отправляемся дальше.

Традиция чаепития в Англии.

- Со временем этот напиток стал самым популярным и во всей Европе.

Музыкальная заставка из к/ф "Приключения Шерлока Холмса:" (слайд №28)

Группа 4. Появляются два англичанина и ведут диалог на английском языке. Повторяют на русском.

- Good evening, Mr Holmse!

- Good evening, dear Vatson!

- How are you?

- I`m fine, thanks. And how are you?

- I`m fine, too. Thank you. Can you tell me the time, please?

- Yes, of course! It's 5 o'clock.

- Oh! It's great! It?s time to drink tea. Let?s go and drink tea with milk.

- With great pleasure!

- Здравствуйте, мистер Холмс!

- Здравствуйте, доктор Ватсон!

- Как у Вас дела?

- Отлично! Спасибо. Как у Вас?

- Хорошо. Спасибо! Не скажите, который сейчас час?

- Пять часов вечера.

- Хорошо. Время попить чаю.

- Пойдемте пить чай с молоком.

- Отлично! (слайд №29)

- Группа 4. Чаепитие так прочно вошло в английские традиции, что в соответствии с ним строится даже распорядок дня. Средний англичанин выпивает шесть чашек чая в день.

Около шести утра вся Англия пьет "утренний чай". В отелях принято подавать его "в постель".

- Группа 4. В восемь часов - завтрак, "инглиш брекфаст", который заканчивается, разумеется, чашкой чая.

В одиннадцать или двенадцать в городах и поселках закрываются все учреждения и предприятия. Это пора ланча, во время которого никому еще не помешала "э найс кап оф ти" - славная чашечка чая.

- Группа 4. Четвертый раз англичане пьют чай уже в середине рабочего дня. В это время наступает перерыв, который так и называется: ти брэйк - "перерыв на чай".

В пять часов, что бы ни случилось - "файф о'клок" или "вечерний чай".

Вечер после работы "хай ти" - это время "высокого чая".

Молоко - непременная принадлежность чаепития в Англии. Причем, если вы хотите произвести впечатление знатока восточного напитка, ни в коем случае не лейте молоко в чай - только наоборот. (слайд №30).

Традиция чаепития в классе

- Ну, что же? Мы познакомились сегодня с традициями чаепития, узнали об истории чая, побывали в разных странах и временах. Настало время подумать, можем ли мы у нас в классе завести традицию чаепития.

У нашей традиции должны быть какие-то свои особенности.

Каждая команда получает проектную задачу для участия в презентации чаепития в классе. (На партах бумага, фломастеры, карандаши.)

1. Как будем накрывать и украшать стол? О чем разговаривать?

2. Какой чай будем пить? О чем разговаривать?

3. Чем угощаться? О чем разговаривать?

4. Где будем проводить чаепитие? О чем разговаривать?

Пока дети работают, идет беседа с родителями.

- Уважаемые родители, у нас с ребятами возникло желание устраивать чаепития.

- Как, по вашему мнению, нужна ли такая форма работы?

- Будет ли это интересно?

- Когда и как они могли бы проходить и по каким поводам?

- В чем можете помочь?

- Будет ли это интересно другим родителям?

- Можем ли мы проводить чаепития совместно: дети и родители?

Презентация проекта "Чайная церемония в классе"

Дети от каждой группы озвучивают свои предложения и размещают их на доске.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Нужна ли нам такая традиция?

Было ли интересно?

Что особенно запомнилось, понравилось?

Я приглашаю вас на нашу первую чайную церемонию.

Приятного чаепития! (слайд №31)


7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории обществознания:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ