Конспект урока для 10 класса "Свобода и ответственность"
Урок по модулю «Основы светской этики»
Урок 10.Тема: "Свобода и ответственность"
Гараева Лилия Шамиловна
учитель первой категории
МБОУ « Гимназия №3 ЗМР РТ»
Цели урока:
Познакомить учащихся с понятием “ответственность”; обучать коммуникативным методам общения посредством интерактивных форм взаимодействия учащихся.
Развивать речь, мышление учащихся, умение работы в группе, умение высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать.
Задачи урока, ориентированные на достижение результатов:
личностных :
-понимание причин успеха в учебе,
-интерес к познанию окружающего мира
-формировать предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев
-формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей
-формирование этических чувств(стыда, вины, совести, ответственности) на основе анализа поступков
-формирование представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России
метапредметных
-вносить необходимые коррективы в исполнении действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
-делать теоретические выводы
-развивать кругозор, обогащать словарный запас
предметных
-анализировать изучаемые объекты, раскрыть сущность понятий
-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме
-воспринимать смысл познавательных текстов
-проводить сравнения ,обобщать изучаемый материал
-устанавливать причинно-следственные связи
Оборудование: мультимедийный проектор; листы бумаги, фломастеры, карточки с изображением символов
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
(Приложение) Слайд 1 (Восточная притча “Утренний выбор”.)
Учитель всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Его ученики сидели вокруг , и один спросил:
-Почему Вы улыбаетесь? Что хорошего произошло?
Учитель ответил:
-Просто это мой выбор. Каждое утро ,когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня: блаженство или страдание, радость или недовольство? И так случается, что я выбираю блаженство.
Задания учителя.
– Прочитайте текст притчи, приготовьтесь прочитать ее вслух выразительно. (Ученики читают со слайда.)
– Как вы понимаете смысл слов, сказанных Учителем?
– Что в вашем понимании означает слово “блаженство”?
– Какой вывод для себя можно сделать, ознакомившись с содержанием данной притчи?
(Вывод У каждого человека всегда есть право выбора. Это его моральный выбор.)
Мотивационный настрой.
Игра “Паровозик”.
(На столе разложены карточки с изображением разных символов: в каждой группе символов по 3 одинаковых знака.)
Вы объединились в группы по 3 человека. Каждая “тройка” участников – это паровозик. паровозика,. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник из “тройки” не побывает в роли “головы” паровозика.
Вопросы учителя:
– В какой роли вам было интересно? Почему?
– В какой роли было труднее всего? Почему?
(Вывод : в роли “головы” паровозика, т.к. приходилось принимать решение: куда именно двигаться. А значит, брать на себя ответственность)
Сообщение темы урока.
Слайд 2 – Что вам уже известно по теме нашего урока? (Дети кратко отвечают, что понятие “свобода” они уже рассматривали на предыдущих уроках, а в слове “ответственность” можно выделить слово “ответ”, значит быть в ответе за что-то и перед кем-то.)
Слайд 3
– Прочитайте со слайда, что вам предстоит узнать на уроке.
Работа по теме урока.
– Вы правильно смогли определить, что подразумевает слово “ответственность”. Слайд 4
Слайд 5– Для размышления вам предлагаются 2 ситуации. Прочитайте первую и подумайте, кто должен нести ответственность?
(Проводится игра “Мнение”Работа в группах.
– Те, кто считают, что ответственность несет тот, кого толкнули, –1 группа,
кто толкнул –2 группа
(может образоваться группа 3)
Приготовьтесь и по моему хлопку ребята самостоятельно выбирают место в группах, кто какую позицию выбрал (Идет обсуждение, каждая группа ребят отстаивают свою точку зрения.) (Аналогично проходит обсуждение 2-ой ситуации.)
Вывод: Ответственность несет тот, у кого был свободный выбор.
– Проверим свои предположения. (Рассматривают картинки на слайдах и подписи-выводы к ним.)
Слайд 6, 7, 8, 9. (“Условия, при которых возможно ответственное поведение личности”.)
Слайд 10.Рассмотрите рисунок на слайде “Пожар в лесу”. Порассуждайте, кто несет ответственность, за что несет ответственность и перед кем (чем) он ответственен.
(Аналогичным образом проводится работа с иллюстрациями в учебнике “Основы светской этики” с. 24.)Слайд 11 (Задание к работе с иллюстрациями в учебнике.)
(В ходе обсуждения учитель подводит детей к выводу, который зачитывается со Слайда 12 )
Закрепление полученных знаний.
(Учитель по своему усмотрению работает со Слайдами 13, 14. 15,16. Главное, чтобы дети любую ситуацию смогли проанализировать с позиции “Отношения ответственности” Слайд 13.)
Работа в группах.
(Учитель делит учащихся на 3 группы по своему усмотрению. Каждая группа получает лист бумаги, который поделен на 3 колонки: Я. ДРУГИЕ. ШКОЛА.)
– Вам предстоит определить три вида ответственности: перед собой, перед другими, перед школой. Каждый в группе по очереди называет какое-нибудь дело, ситуацию, все вместе обсуждаете, к какому из 3-х видов ответственности оно относится и записываете в нужную колонку. На работу отводится 5–7 минут.
Образец выполнения работы:
Я
Другие
Школа
Чистить зубы
Ухаживать за животными и растениями
Выполнять домашнее задание
Вовремя ложиться спать
Заботиться о младших сестрах и братьях
Содержать в порядке книги и тетради
Умываться
и др.
Благодарить
и др.
Соблюдать правила внутреннего распорядка
и др.
Игра “Мое мнение»
Заполненные листы передают другой группе (по часовой стрелке) . Группа, получив лист, обсуждает работу другой группы и фломастером (у каждой группы свой цвет) возле каждого утверждения ставит следующий из знаков:
+ – согласны,
– – не согласны.
? появился вопрос, требуется разъяснение.
(Инструкцию к выполнению задания вынести на доску.)
(Как только группа получит свой лист, просматривает знаки, проставленные другими группами. В случае знака “?” на какое-либо утверждение – вносит разъяснение, знак “-” – выслушивает разъяснения от той группы, которая отметила несогласие с утверждением.)
Домашнее задание (дифференцированное):
В учебнике с. 25 (вопросы и задания),
1-я группа уч-ся: Обсудить вместе с родителями “Как научиться быть ответственным” (можно составить Памятку, например,
1. Не забывать своих обещаний;
2. Выполнять порученные дела в срок;
3. Стараться выполнять на “совесть” и т.д.)
2-я группа: (на карточке записаны слова из сказки Антуана де Экзюпери “Маленький принц”).
Лис говорит прекрасные слова: “Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: Ты всегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу”.
– Поразмышлять над словами Лиса. Выслушать мнение своих родителей.
3-я группа: Как может быть пословица “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь” может быть связана с темой сегодняшнего урока?
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Слайд 19 (“Мудрые мысли”.)
Свобода- это в первую очередь не привилегия, а обязанности.
А.Камю
Свобода- это ответственность. Вот почему ее так боятся.
Б.Шоу
Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо.
Ж.-П.Сартр
Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения.
П.Тилли
– Прочитайте мудрые мысли. Объясните их смысл с позиции нашего с вами разговора об ответственности .
– Оцените свою работу на уроке символами на полях тетради : “+” – все было понятно, “?” – есть еще над чем подумать”
(Слайд 18 Можно использовать при повторении изученного материала на следующем уроке на этапе проверки домашнего задания в качестве вывода.)
Слайд 18 (Статья из детской энциклопедии “Все обо всем” об ответственности.)
– Прочитайте статью про себя и подготовьтесь ответить на вопросы:
– Что такое ответственность?
– Что предполагает ответственность и с чем она связана?
Литература:
А.Я.Данилюк “Основы светской этики” 4–5 класс (Статья учебника “Свобода и ответственность” с. 24–25).
А.Лопатина, М.Скребцова “Начала мудрости” (50 уроков о добрых качествах) изд-во М., “Амрита-Русь” 2007 г.
А.Лопатина, М.Скребцова “600 творческих игр для больших и маленьких” изд-во М., “Амрита-Русь” 2005 г.
Н.В.Киладзе, Е.И.Катаева “Воспитание детского коллектива. 4 класс”, Волгоград, изд-во “Учитель”, 2008 г.
Электронное приложение к учебнику “Основы светской этики”, изд-во “Просвещение” 2010 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обж:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ