Конспект урока на тему "Дыхательная гимнастика на уроках адаптивной физкультуры, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная(коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №46 «Центр Реабилитации и Милосердия (РиМ)» Калининского административного района Санкт- Петербурга











Дыхательная гимнастика на уроках адаптивной физкультуры, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

















подготовил:

учитель адаптивной физкультуры:

Анохин Валерий Валентинович









Санкт-Петербург

2013г.



Жизнь – это система движений. Потребность в движениях дана ребёнку изначально. Движением выражается всё богатство возникающих в его внутреннем мире процессов переживания и удивления, сосредоточения и творческого поиска. Целенаправленные действия, побуждаемые активным познанием окружающего мира, способствуют развитию готовности к учебной деятельности. Это означает, что ребёнок уже не только смотрит, но и видит, не только слышит, но и слушает, не только выражает себя в движении, но и способен управлять своими движениями. Он проходит путь подражания движениям и действиям взрослых, и важно вовремя перевести ребёнка от простого подражания к самостоятельному поиску и выполнению движений.

П. Ф. Лесгафт, оценивая роль движения в гармоническом развитии человека ,отмечал, что цель физического образования состоит в ограничении произвола действий, в развитии умения сознательно подходить как к проверке выработанной мысли , так и каждой производимой работе. Он считал, что использование системы физических упражнений позволяет формировать трудолюбие у ребёнка, творческое отношение к делу.

Произвольность и осмысленность движений позволяет успешно овладевать учебными навыками.

Движения, являясь конечным выражением почти всех происходящих в организме процессов ,могут выступать стимулом учебной деятельности. Понимание есть результат формирования условных связей между многими областями коры мозга. Ограничение двигательной деятельности у детей ведёт к тому ,что недостаточно развивается, а затем и атрофируется, один из видов памяти – двигательная. Это приводит к нарушению условных связей и снижению психической активности. Следовательно, потеря в движениях – это потеря познавательной активности, знаний и умений. Движение не только способ связи человека с окружающей средой, но и средство развития потенциальных возможностей человека.

Взаимодействие специфических и неспецифических движений обеспечивают развитие речи, формирование таких интеллектуальных навыков как чтение, письмо, счёт. Замечено, что с развитием моторики пальцев рук связаны навыки логического мышления, его скорость и результативность.

Уровень двигательной активности ребёнка является генетически обусловленной величиной, и наиболее высокий ее показатель приходится на дошкольный и младший школьный возраст. Снижение двигательной активности ,её дефицит ведёт к возникновению состояния «мышечная пассивность» , что вызывает снижение работоспособности организма ребёнка.



Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания,  сердечно-сосудистых болезнях, вегето-сосудистой дистонии, половых расстройствах у женщин и мужчин, сахарного диабета, а также для похудения.

Дыхательные упражнения - являются неотъемлемой частью физической культуры и спорта; так как каждое упражнение, каждое движение человека сопровождается вдохом и выдохом. Дыхание — главнейший источник жизни. Человек сможет прожить без воды и пищи несколько дней, а без воздуха максимум – несколько минут

Дыхание — это совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа (внешнее дыхание) и использование кислорода тканями и клетками для окисления органических веществ с освобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности (клеточное дыхание, тканевое дыхание ).

Диафрагма и дыхательная мускулатура человека работают, подчиняясь его сознанию и воле, поэтому для того чтобы правильно дышать, крайне важно знать устройство и механизм работы органов дыхания.

Органы дыхания:

  • Носовая полость - образована из костей и хрящей и выстлана слизистой оболочкой. Основная функция -  очищать вдыхаемый воздух от частиц пыли, согревать и увлажнять его, а слизь в свою очередь предотвращает проникновение микробов.

  • Ротовая полость — также как носовая служит для вдыхания воздуха, в случае если дыхание через нос затруднено или вообще невозможно (например заболевание ринит).

  • Глотка соединяет между полостью носа и рта. Основная функция- проведение воздуха из полости носа (или рта) в гортань, продвижение пищевого комка из полости рта в пищевод.

  • Гортань состоит из мышц, непарных (больших) хрящей и содержит голосовые связки. Основная функция- пропускание воздуха из глотки в трахею, при выдохе воздуха голосовые связки начинают вибрировать и образуют звуки.

  • Трахея продолжение гортани, состоит из 16—20 хрящевых полу колец с слизистой оболочкой.  Основная функция:  не позволяет задерживаться воздуху при любых  движениях шеи.

  • Легкие парный орган дыхания, правое состоит из 3, а левое лёгкое из 2 долей. Легкие покрыты серозной оболочкой. Также легкие содержат: бронхи, лёгочную артерию, и выходят в 2 лёгочные вены.  Основная функция- осуществление газообмена между воздухом, который находится в паренхиме лёгких, и кровью, течет по лёгочным капиллярам.

  • Бронхи входят в левое и правое лёгкие. Образованы гладкими мышцами и гиалиновыми хрящевыми кольцами, которые препятствуют спадению бронхов; бронхи изнутри выстланы слизистой оболочкой. Основная функция- передача воздуха к бронхиолам.

  • Бронхиолы — это конечные ветви бронхиального дерева, не содержащие хрящи и переходящие в альвеолярные ходы лёгких. Основная функция- доставка воздуха в конечный пункт альвеол, где осуществляется газообмен.

Количество воздуха, вентилирующее лёгкие за 1 мин, имеет название МОД (минутный объём дыхания). МОД равняется произведению дыхательного объёма на частоту дыхания (число дыхательных движений в 1 мин, равное у человека около 15—18) и составляет у взрослого человека в состояние покоя 5—8 л/мин.

Виды дыхания: поверхностное и глубокое, редкое и частое, верхнее, среднее (грудное дых.) и нижнее (брюшное дых.).

Выполнение дыхательной гимнастики преследует 2 основные цели:

  1. Целенаправленно воздействовать на дыхательную систему, увеличивая ее функциональные резервы.

  2. И посредством воздействия на дыхательную систему произвести изменения в функциональных системах и различных органах.



Двигательная активность является показателем уровня психической готовности к обучению. Недоразвитость моторной сферы ребёнка может затруднять его общение с другими людьми. Двигательная культура влияет и на нравственную сферу человека. Медленные, неаккуратные действия могут сигнализировать не только о задержке моторного развития, но и волевого , нравственного и интеллектуального.

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=207151337-39-73&n=21

Исходя из всего ранее сказанного, можно заключить, что физическое развитие детей с ограниченными возможностями одно из приоритетных направлений развития в целом.

При непосредственном участии президента и правительства РФ, руководствуясь этим принципом, было увеличено количество часов физической культуры в школе.

В соответствии с рабочей программой по физкультуре, мною разработаны показатели усвоения этой программы. Несмотря на различный уровень развития учащихся, уроки проводятся в традиционной форме. Основная часть урока проводится в соответствии диагнозу, самочувствию и настроению ребёнка. Независимо от темы урока, сохраняется основная структура.

1.Вводная часть- построение, перестроение.

2. Подготовительная часть- ходьба бег.

3.Основная часть- прыжки, катание, ползание.

4.Заключительная часть- подвижные игры , релаксация.

В конце основной и заключительной части урока обязательно проводятся дыхательные упражнения.

Что такое дыхательные упражнения? Вообразите, что вы входите в дом ,а там что-то горит. Вы резко ,очень быстро втягиваете в себя воздух через нос. При этом вы не задумываетесь, как его вдохнуть. Это и есть дыхательная гимнастика. Вся гимнастика проходит под счёт, при чём, он близок к частоте пульса. Во время гимнастики активизируются и тренируются главные дыхательные мышцы нашего тела – диафрагма и межреберные мышцы, что создаёт предпосылки для дальнейшего развития речи. Благодаря ритму все органы начинают работать нужном темпе, снижается частота различных патологических расстройств.

Дыхательные упражнения можно выполнять не только стоя . но и сидя, и даже стоя. Освоение дыхательной гимнастики лучше всего начинать так называемой разминки. Это упражнения «Ладошки», «Погончики», «Насос». Не стоит осваивать большое количество дыхательных упражнений. Необходимо выполнять их регулярно с произнесением гласных звуков на выдохе.

Учащиеся начальной школы , с которыми я работаю, в основном усвоили приёмы дыхательной гимнастики.

В качестве примера можем предложить Вам упражнения дыхательной гимнастики, основанные на методике

  1. Задержка дыхания. Для выполнения этого упражнения нужно стать прямо, глубоко вдохнуть и задержать его на как можно долгое время, а затем с силой выдохнуть через рот. С каждым днем вам удастся задерживать дыхание дольше и дольше. Задержка дыхания развивает легкие и дыхательную мускулатуру, очищает воздух в легких и способствует обогащению органов и тканей кислородом.

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=64254036-44-73&n=21



  1. Возбуждение легочных клеток. Вам нужно стать прямо и развести руки в стороны. Сделайте медленный вдох, а на выдохе стучите кончиками пальцев по груди в разных местах. Как только вы почувствуете, что легкие переполнились воздухом, задержите дыхание и постучите ладонями по груди. Это упражнение может вызвать головокружение, поэтому выполнять его нужно очень осторожно!

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=153166294-27-73&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=181579166-50-73&n=21 http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=36063526-03-73&n=21

  1. Упражнение для развития эластичности ребер. При выполнении этого упражнения дыхательной гимнастики вам нужно стать прямо, прижав руки к сторонам груди. При этом большие пальцы должны быть направлены в сторону спины, ладони - лежать с боков, а остальные пальцы обращаются к передней части груди. Вы как будто сжимаете руками с боков свою грудь, но не прикладываете при этом особых усилий. Глубоко вдохните и задержите дыхание ненадолго. На медленном выдохе постепенно сжимайте ребра руками.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=162069297-67-73&n=21

  1. Упражнение для поддержания формы грудной клетки. От вас требуется стать прямо, глубоко вдохнуть и задержать дыхание. Руки нужно вытянуть вперед и сжать кулаки на уровне плеч. Держа кулаки сжатыми, отведите руки назад, а потом верните их в исходное положение. Упражнение повторяется несколько раз с напряженными мускулами рук, затем можно выдохнуть через нос. Это упражнение позволит избежать сокращения грудной клетки, связанного с сидячим образом жизни.

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=38837296-53-73&n=21

  1. Упражнение "на ходу". Поднимите подбородок, отведите плечи назад и идите вперед. Шаги должны быть равной длины. Вдох делается в восемь приемов без остановки на восемь шагов, точно так же делается медленный выдох через нос. Затем задержите дыхание на восемь шагов. Упражнение нужно повторять, пока вы не устанете.

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=172224359-51-73&n=21 http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=231472870-27-73&n=21 http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=175448791-44-73&n=21

После каждого упражнения следует проделывать очистительное дыхание. Для этого нужно встать прямо, опустив руки и расслабив плечи. Сделайте полный вдох и задержите дыхание на несколько секунд, затем медленно выдохните.

Упражнения дыхательной гимнастики полезны в любом возрасте. Они практически не имеют противопоказаний, хотя перед выбором конкретного комплекса стоит все же проконсультироваться с врачом или тренером. Но помните, что любые упражнения дыхательной гимнастики нужно выполнять регулярно - только так вы добьетесь желаемого результата.

Литература

  1. Картинки из сервера яндекс

  2. «Программа коррекционных образовательных учреждений VIII вида» М., «Просвещение», 1999г, и «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» СПб 2011 под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

  3. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико – практические занятия студентов: Учеб пособие.- М.: РУДН, 1999

  4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов – н/Д: Феникс, 2003

  5. Кузьмин В.Г., Калюжный Е.А., Крылова Е.В., Полетаева О.Н. Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособие. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005

  6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991

  7. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. завед.-М.: «Академия», 2005

  8. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. – М.: Медицина, 1989

  9. Решетников Н.В. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2005

  10. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000

  11. Физическая культура: Учеб. пособие/ Под общ. Ред. Е.В. Колеевой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006

  12. Бажуков С.М. Здоровье детей – общая забота. – М.,1978. – 127с.

  13. Богданов Г.П. Уроки физической культуры. – М., 1979.- 192с.

  14. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 2001. –607с.

  15. Савин Н.В. Педагогика. М., 1972. – 303с.

  16. Харламов И. Ф. Педагогика. – М, 1997. – 512с.

  17. Щукина Г.И. Педагогика. – М., 1971. –384с.

  18. Бальсевич В. К., Большенков В. Г., Рябинцев Ф. П. Концепция физического воспитания общеобразовательной школы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с. 13-18.

  19. Научно – методический журнал. «Школа-Пресс», «Физическая культура в школе». – М., 2003, № 3.

  20. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе //Теория и практика физической культуры. 1990, № 9, с. 10-14.











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории обж:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ