Конспект урока на тему "КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ"
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ
ЗДОРОВЬЯ
(для ДОУ)
"ЗДОРОВЬЕ – ЭТО СОСТОЯНИЕ ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО,
ДУХОВНОГО И СОЦИАЛЬНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ, А НЕ ТОЛЬКО ОТСУТСТВИЕ БОЛЕЗНЕЙ И
ФИЗИЧЕСКИХ ДЕФЕКТОВ"
( Устав ВОЗ, Женева, 1968 г.)
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ
Нормальная функция организма на всех уровнях его
организации
Динамическое равновесие организма и его функций с
окружающей средой
Способность организма приспосабливаться к постоянно
меняющимся условиям существования в окружающей среде
(адаптация)
Отсутствие болезни, болезненных состояний либо
болезненных изменений
Способность к полноценному выполнению основных
социальных функций, участие в общественно полезном труде
при максимально активной жизнедеятельности человека
Полное физическое, духовное, умственное и социальное
благополучие, гармоническое развитие физических и
духовных сил
СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ "ЗДОРОВЬЕ"
Физическое (соматическое)
здоровье
Психическое здоровье
Социальное здоровье
__________________________
soma (греч.) – тело
О УРОВЕНЬ ЖИЗНИ – экономическая (преимущественно социальная ) категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей
ОБРАЗ ЖИЗНИ – система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ – степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная) категория СТИЛЬ ЖИЗНИ – особенности поведения конкретного человека или группы людей (социально-психологическая категория) ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – способ жизнедеятельности соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ (УЧЕБНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ОПТИМАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ЗАКАЛИВАНИЕ СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ ПСИХОГИГИЕНЫ (УМСТВЕННОГО ТРУДА) ПОЛОВАЯ КУЛЬТУРА, РАЦИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ ПРОФИЛАКТИКА АУТОАГРЕССИИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КОНТРОЛЬ ЗА СВОИМ ЗДОРОВЬЕМ УКЛАД ЖИЗНИ – национально-общественный порядок жизни, быт, культура
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
гармоничное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие
уровень резистентности (сопротивляемости) организма по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней и внутренней среды
функциональное состояние органов и систем на момент обследования
наличие или отсутствие хронических заболеваний и врожденной патологии
Г Р У П П Ы З Д О Р О В Ь Я
I – здоровые, нормально развивающиеся дети и подростки, без функциональных отклонений
II – здоровые дети и подростки при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений (предмиопия, единичный кариес, уплощенная стопа, нарушение осанки и т.д.)
III – дети и подростки, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в стадии компенсации; физическое и нервно-психическое развитие может быть незначительно нарушено; резистентность снижена
IV - дети и подростки, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в стадии частичной компенсации (субкомпенсации); физическое и нервно-психическое развитие может быть незначительно нарушено; функциональные возможности и резистентность снижены
V - дети и подростки, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в стадии декомпенсации (обострения); физическое и нервно-психическое развитие значительно нарушено; значительно снижены функциональные возможности и резистентность
ТЕНДЕНЦИИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
практически здоровых первоклассников около 12 – 15 %
число здоровых выпускников школ около 5 %
с 1-го по 8-ой классы число здоровых детей снижается в 4 раза
число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30 %
число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза
с аллергическими болезнями – в 3 раза
с заболеваниями крови – в 2,5 раза
с нервными болезнями – в 2 раза
до 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного утомления против 20 – 30% в общеобразовательных школах
к концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций
у 80% учащихся школ нового типа обнаруживается повышенная невротизация
функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у
30% младших школьников
24% учащихся 5 – 9 классов
20% старшеклассников
ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И
ПОДРОСТКОВ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ
преобладание статических нагрузок, сокращение объема двигательной активности приведет к снижению сопротивляемости детского организма;
рост стрессогенных воздействий приведет к ухудшению нервно-психического здоровья, снижению иммунитета, росту заболеваний желудочно-кишечного тракта, вегето-сосудистой дистонии;
ухудшение питания приведет к учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, половом развитии, что усилит ретардацию развития, а также будет способствовать распространенности анемий, снижению неспецифической резистентности и, как следствие, учащению как острых так и хронических заболеваний;
неблагоприятная эколого-гигиеническая обстановка способствует росту как острых так и хронических заболеваний, особенно аллергических
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обж:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ