Рабочая программа по ОБЖ 5-6 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности за курс 5–9 класса составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения;
Фундаментального ядра содержания общего образования;
примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;
программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;
идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
с учетом авторской программы: Основы безопасности жизнедеятельности. Программа. 5-9 классы / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников]. - М.: Просвещение, 2012. – 47 с.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Основы безопасности жизнедеятельности. 5 - 9 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т.Смирнова – М.: Просвещение, 2012
Место предмета в базисном учебном плане.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базисным учебным планом основного общего образования изучается с 7 – 9 класс из расчета 1 час в неделю для каждой параллели.
Изменения, внесенные в программу
Примерная программа в 5 - 9 классах рассчитана по 35 часов в год. По календарно-годовому графику продолжительность учебного года 34 недели, таким образом, реальное количество учебных часов на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 - 9 классах по 34 часа.
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Требования к результатам обучения основам безопасности жизнедеятельности
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.
В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Содержание курса
«Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 – 9 классах
Основное содержание
Основы комплексной безопасности.
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Пожарная безопасность.
Безопасность на дорогах.
Безопасность в быту.
Безопасность на водоемах.
Экология и безопасность.
Опасные ситуации социального характера.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях.
Подготовка к активному отдыху на природе.
Активный отдых на природе и безопасность.
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства.
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.
Противодействие терроризму в мировом сообществе.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации.
Положения Конституции Российской Федерации.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
Национальный антитеррористический комитет (НАК).
Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.
Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.
Контртеррористическая операция.
Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.
Профилактика террористической деятельности.
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.
Взрывы в местах массового скопления людей.
Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.
Правила поведения при возможной опасности взрыва.
Правила безопасного поведения, если взрыв произошел.
Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.
Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой помощи.
Основы здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье.
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление, алкоголя, наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП) и их профилактика.
Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Оказание первой помощи. Первая помощь и правила ее оказания.
Средства оказания первой помощи.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Первая помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Первая помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.
Примерное тематическое планирование.
Основы безопасности жизнедеятельности, 5-9 классы (175 ч)
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (75 ч)
1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (22 ч)
Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров.
Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия.
Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дороге пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека.
Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения.
Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище.
Соблюдение мер безопасности в быту.
Безопасность на водоемах
Водоемы.
Особенности состояния водоемов в различное время года.
Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.
Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.
Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Опасные ситуации социального характера Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.
Различать причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
Характеризовать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.
Осваивать правила безопасного поведения при пожаре, выбирать наиболее эффективный способ предотвращения возгорания, правила эвакуации, оказания помощи младшим, престарелым и т. д.
Характеризовать причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила дорожного движения.
Осваивать правила безопасного поведения на дорогах.
Различать особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации в жилище.
Изучать меры безопасности в быту.
Осваивать инструкции пользователя электрических и электронных приборов.
Различать предметы бытовой химии. Характеризовать наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.
Изучать состояние водоемов в различное время года.
Объяснять правила поведения на водоемах. Осваивать способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи.
Определять места водозабора.
Применять правила само- и взаимопомощи терпящих бедствие на воде.
Находить информацию об экологической обстановке в местах проживания и возможных опасных ситуациях в области экологии.
Оценивать состояние окружающей среды. Планировать возможный перечень мероприятий, проводимых по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения. Моделировать ситуации, требующие знания правил безопасного поведения.
Вырабатывать алгоритм безопасного поведения в повседневной жизни
2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях (20 ч)
Подготовка к активному отдыху на природе Ориентирование на местности.
Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу.
Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.
Активный отдых на природе и безопасность Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.
Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях.
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде
Автономное существование человека в природных условиях.
Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Опасные ситуации в природных условиях Опасные погодные явления.
Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними.
Укусы насекомых и защита от них.
Клещевой энцефалит и его профилактика
Различать виды активного отдыха в природных условиях и возможные опасные ситуации, возникающие в природных условиях.
Анализировать рекомендации по обеспечению личной безопасности на природе.
Характеризовать правила подготовки и обеспечения безопасности в походах.
Описывать факторы, влияющие на безопасность человека в дальних и ближних походах. Анализировать общие правила безопасного поведения в природных условиях.
Описывать особенности подготовки к конкретному выходу на природу (пеший, лыжный, водный походы).
Распознавать опасные ситуации в природных условиях.
Отрабатывать навыки подготовки к выходу на природу.
Тренировать навыки ориентирования на местности. Осваивать правила безопасности при автономном существовании в природной среде.
Выявлять причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании человека в природной среде и возникновением различных опасных ситуаций.
Моделировать выполнение правил безопасности при различных опасных погодных явлениях.
Отрабатывать приемы оказания первой помощи при укусах насекомых
3. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера (33 ч)
Чрезвычайные ситуации природного характера Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами). Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Потенциально опасные объекты.
Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрыво- и пожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера.
Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера
Различать чрезвычайные ситуации геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения.
Объяснять причины возникновения различных чрезвычайных ситуаций природного характера. Сопоставлять возможные последствия чрезвычайных ситуаций.
Классифицировать чрезвычайные ситуации по месту возникновения и последствиям.
Моделировать выполнение правил поведения при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации природного характера.
Изучать причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия.
Учиться различать чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией.
Знать потенциально опасные объекты в районе проживания.
Изучать рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Знакомиться с внешними и внутренними угрозами национальной безопасности России. Характеризовать систему защиты населения от чрезвычайных ситуаций социального характера в Российской Федерации.
Моделировать безопасные действия в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера. Анализировать влияние человеческого фактора на последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Анализировать эффективность рекомендаций специалистов по безопасному поведению в условиях различных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
Классифицировать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Решать ситуационные задачи по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (23 ч)
1. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций (23 ч)
Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности. Организационные основы защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Характеризовать правовые основы обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций, основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Знакомиться с организационными основами защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени в Российской Федерации. Характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Описывать правила оповещения и эвакуации населения, правила пользования средствами защиты.
Анализировать права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Характеризовать действия по сигналам оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (20 ч )
1. Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (8 ч)
Криминогенные ситуации, антиобщественное поведение
Обеспечение личной безопасности дома и на улице. Рекомендации по безопасному поведению в толпе. Правила поведения при обнаружении бесхозной вещи с взрывным устройством.
Ложные сообщения о терактах.
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма
Основные цели, способы осуществления и возможные последствия терроризма и экстремизма Виды террористической деятельности. Противодействие терроризму в мировом сообществе
Знакомиться с основными видами криминогенных ситуаций и антиобщественного поведения.
Учиться различать потенциально опасные места в вашем районе проживания, где могут возникнуть криминогенные ситуации.
Иметь представление о последствиях ложных сообщений о заложенных бомбах.
Характеризовать терроризм и экстремизм и последствия их проявлений на современном этапе. Классифицировать виды террористической и экстремистской деятельности.
Иметь представление об усилиях разных государств по противодействию терроризму
2. Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации (3 ч)
Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности
Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Организационные основы структуры противодействия наркотизму в Российской Федерации Национальный антитеррористический комитет (НАК).
Деятельность Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.
Профилактика наркозависимости
Знать основные проявления и опасности международного терроризма и экстремистской деятельности.
Характеризовать законодательную и нормативно - правовую базу по организации борьбы с терроризмом в Российской Федерации.
Характеризовать государственную политику противодействия наркотизму.
Объяснять последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России.
Изучать нормативно-правовую базу борьбы с наркобизнесом
3. Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (2 ч)
Указ Президента Российской Федерации «О мерах противодействия терроризму в Российской Федерации»
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма
Контртеррористическая операция.
Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. .
Анализировать и обсуждать эффективность мероприятий, проводимых в Российской Федерации, по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Характеризовать понятие «контртеррористическая операция».
Приводить примеры применения Вооруженных Сил в борьбе с терроризмом.
4. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч)
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.
Готовность оказывать помощь государству в противодействии терроризму.
Профилактика террористической деятельности Противодействие стрессовым факторам
Моделировать собственное поведение с целью противодействия вовлечению в террористическую и экстремистскую деятельность.
Анализировать влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.
Формировать антитеррористическое поведение
5. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности (1 ч)
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности. Административная ответственность за антиобщественную деятельность
Иметь представление о неотвратимости наказания за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Делать сравнительный анализ тяжести наказаний за отдельные виды преступлений
б. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта (2 ч)
Наиболее опасные террористические акты Взрывы в местах массового -скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.
Правила поведения при возможной опасности взрыва
Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел. Как действовать, если вас завалило обломками стен.
Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники
Правила поведения в случае захвата в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения.
Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке
Описывать виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Исследовать виды террористических актов и их последствий.
Характеризовать признаки возможного возникновения взрыва и правила безопасного поведения во время взрыва.
Анализировать возможные последствия терактов. Определять свои возможности безопасного поведения.
Вырабатывать варианты своего поведения при угрозе возникновения теракта.
Характеризовать правила безопасного поведения во время захвата самолета и при перестрелке Моделировать ситуации (правила) при захвате в заложники или похищении.
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой помощи
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (35 ч)
1. Здоровый образ жизни и его составляющие (21 ч)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность.
Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. -
Особенности физического развития человека; особенности психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств.
Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми.
Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками.
Взаимоотношения человека и общества. Составляющие здорового образа жизни Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья.
Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления.
Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия сохранения и укрепления здоровья.
Рациональное питание.
Роль питания в сохранении здоровья человека.
Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности
Изучать особенности индивидуального здоровья, репродуктивного здоровья.
Характеризовать социально-демографические процессы и сопоставлять их с безопасностью государства.
Описывать особенности физического, психического, социального развития человека.
Характеризовать составляющие здорового образа жизни.
Овладевать правилами позитивных взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, обществом. Различать обязанности и права несовершеннолетних.
Формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья.
Анализировать состояние своего здоровья.
Определять влияние индивидуальной системы здорового образа жизни на обеспечение личного благополучия и на сохранение и укрепление здоровья. Анализировать собственные поступки, негативно влияющие на здоровье, и формировать индивидуальную систему здорового образа жизни (режим дня, программу закаливания, питания, взаимоотношений с окружающими и т.д.)
2. Факторы, разрушающие здоровье (11 ч)
Вредные привычки и их влияние на здоровье Вредные привычки - основные понятия.
Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих.
Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека.
Наркомания и ее отрицательные последствия для здоровья человека.
Профилактика вредных привычек.
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека Инфекции, передаваемые половым путем.
Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
СПИД - угроза здоровью, личности и обществу. Профилактика инфекций, передаваемых половым путем, и ВИЧ-инфекции
Классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье (вредные привычки, ранние половые связи); о последствиях для здоровья человека вредных привычек и ранних половых связей.
Характеризовать ситуации, потенциально опасные для здоровья.
Анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного здоровья. Классифицировать правила соблюдения норм здорового образа жизни и профилактику вредных привычек
3. Правовые аспекты взаимоотношений полов (3 ч)
Семья в современном обществе Законодательство и семья.
Основы семейного права в Российской Федерации. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи.
Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей
Описывать основы семейного законодательства. Анализировать роль семьи в жизни личности и общества, ее влияние на здоровье человека. Моделировать ситуации, требующие знания образцов культуры общения и взаимной ответственности в семье
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (22 ч)
1. Оказание первой помощи (1 ч)
Первая помощь и правила ее оказания
Общая характеристика различных повреждений и
их последствия для здоровья человека.
Основные правила оказания первой помощи при различных видах повреждений.
Средства оказания первой помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.
Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.
Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний. Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики
Знакомиться с общей характеристикой различных повреждений и травм.
Учиться применять правила оказания первой помощи при различных видах повреждений. Анализировать возможные последствия различных повреждений и травм.
Владеть основными приемами оказания первой помощи
2. Первая помощь при неотложных состояниях (20 ч)
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при отравлении.
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.
Первая помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.
Оказание первой помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении
Характеризовать неотложные состояния, требующие оказания первой помощи.
Накладывать повязки, оказывать первую помощь при отравлениях, ссадинах, ушибах, порезах и т. д. Овладевать способами остановки кровотечения, оказания помощи утопающим путем искусственного дыхания, непрямого массажа сердца. Анализировать возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи.
Отрабатывать приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях
3. Первая помощь при массовых поражениях (1 ч)
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера.
Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из – под завала, введение обезболивающих средств, освобождение верхних дыхательных путей и др.)
Исследовать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, с системой мер по защите населения в случае возникновения массовых поражений.
Изучать мероприятия по оказанию помощи населению в местах массовых поражений.
Анализировать возможные последствия массовых поражений.
Отрабатывать приемы оказания первой помощи при массовых поражениях.
Универсальные учебные действия формируемые в каждом классе
Класс
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
5 класс
Ценить и принимать базовые ценности.
Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Понимать смысл и цель самообразования.
Давать нравственно-этические оценки.
Ориентироваться в литературе: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Самостоятельно отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Понимать точку зрения другого
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
6 класс
Принимать новые базовые ценности.
Определять жизненные, личностные ценности.
Осознанно и аргументировано давать нравственно-этические оценки.
Понимать смысл и цели саморазвития, самообразования.
Владеть основами реализации проектно-исследовательской деятельности.
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
7 класс
Определять кроме жизненных, личностных и профессиональные ценности.
Простраивать траекторию профессионального самоопределения. Осуществлять выбор.
В системе заниматься самообразованием.
Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; готовность к самообразованию и самовоспитанию.
Ставить проблему, аргументировать её актуальность.
Владеть научной терминологией при выполнении проектных и исследовательских работ.
Принимать участие в дискуссиях.
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.
Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Устанавливать целевые приоритеты.
Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
8 класс
Поступать в соответствии с ценностными ориентирами общества.
Осуществлять осознанный и аргументированный выбор.
Самоопределение.
Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; готовность к самообразованию и самовоспитанию.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
Владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
9 класс
Простраивать жизненное, личностное и профессиональное самоопределение.
Осуществлять осознанный выбор.
Инициировать идеи. Доводить начатое дело до конца.
Ставить проблему, аргументировать её актуальность.
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.
Делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Выступать в группе с инициативой.
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Тематическое планирование
5 класс
№
Дата по плану/
фактически
Наименование
разделов и тем (как в журнале)
Впервые вводимые дидактические
единицы
(знания, умения, новые виды
деятельности)
Формируемые УУД
Количес-тво часов
Формы контроля
Модуль 1.Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч)
1
Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч)
Город как среда обитания
Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации.
П.: Сравнивать особенности жизнеобеспечения города и села.
К.: Участвовать в обсуждении вопроса о том, как избегать опасных ситуаций в городе.
1
2
Жилище человека, особенности его жизнеобеспечения.
ВД: актуализация имеющегося опыта по данной теме
П: искать ответы на проблемные вопросы.
К: взаимодействовать при решении учебной задачи (работа в парах).
1
Выполнение творческого задания.
3
Особенности природных условий в городе.
П: раскрывать понятие природные условия.
Р: выбирать информацию по заданному вопросу
1
Тест.
4
Взаимоотношения людей, проживающих в городе.
К.: вести учебный диалог, понимать точку зрения другого
П.: Самостоятельно делать выводы, анализировать материал.
1
5
Безопасность в повседневной жизни.
Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.
П.: находить информацию по теме в вариативных источниках информации.
1
6
Опасные ситуации техногенного характер (6 ч)
Дорожное движение, безопасность его участников.
Характеризуют причины дорожно – транспортных происшествий, организацию дорожного движения.
П.: работать с источниками информации по заданной теме.
1
7
Пешеход. Безопасность пешехода.
Характеризуют правила безопасного поведения участников дорожного движения.
П.: перерабатывать информацию, преобразовывать её, составлять схемы.
К.: участвовать в диалоге.
1
Составление схемы
8
Пассажир. Безопасность пассажира.
Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.
П.: перерабатывать информацию, преобразовывать её.
1
9
Водитель.
Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
П.: анализировать, самостоятельно делать выводы
Л.: самоконтроль поведения
1
10
Пожарная безопасность.
Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.
П.: Анализ информации
К.: аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
1
11
Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Запоминают правила безопасного поведения при пожаре.
П.: перерабатывать информацию, преобразовывать её, составлять алгоритм
К.: Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
1
12
Опасные ситуации природного характера (2 ч)
Погодные условия и безопасность человека.
Характеризуют основные опасные погодные условия.
Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных условий.
Р.: Владеть основами реализации проектно-исследовательской деятельности.
К.: Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
1
13
Безопасность на водоемах.
Объясняют правила поведения на водоемах.
Применяют правила поведения на водоемах. Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Л.: Освоение личностного смысла учения
К.: анализ и оценка жизненных ситуаций
Р: Самостоятельно формулировать задание, определять его цель
1
14
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч)
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения.
П.: Определение понятия чрезвычайная ситуация
Л.: Освоение личностного смысла учения
Р.: Уметь обобщать информацию и делать вывод
1
15
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной ЧС.
Р.: Уметь обобщать информацию и делать вывод
К.: Умение работать в парах
1
Раздел 2. Основы противодействия экстримизму и терроризму в Российской Федерации (7 ч)
16
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)
Антиобщественное поведение и его опасность.
Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия.
П.: Самостоятельно отбирать необходимые источники
Л.: Ценить и принимать базовые ценности.
1
17
Обеспечение личной безопасности дома.
Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице.
П.: Определять и формулировать правила безопасного поведения
Л.: Применять правила безопасного поведения в жизни
1
18
Обеспечение личной безопасности на улице.
Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях.
П.: Формулировать правила безопасного поведения дома
Р.: Выделять ключевые понятия
1
19
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные ситуации для общества и государства (4 ч)
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.
Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения.
П.: Определение понятия экстремизма и терроризма
К.: умение работать в парах
Л.: умение оценивать свою работу
Р.: Выделять ключевые понятия
1
20
Виды экстремистской и террористической деятельности.
Характеризуют основные виды террористической деятельности.
П.: Давать характеристику основным понятиям
Р.: составление плана
1
21
Виды террористических актов и их последствия.
Составляют план действий при угрозе возникновения теракта и при теракте.
Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности.
П.: обобщать и делать выводы, работать с учебником.
К.: умение работать в группах
Л.: применять изученный материал на практике
1
22
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.
П.: Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
Л.: Давать нравственно-этические оценки.
1
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 ч )
23
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч )
О здоровом образе жизни.
Объясняют основные положения о здоровом образе жизни.
П.:Определение здорового образа жизни
К.: умение работать в парах
Л.: умение оценивать свою работу
1
24
Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья.
Распознают виды двигательной активности и закаливания.
П.: Определять и формулировать правила закаливания
Л.: Применять правила закаливания в жизни
Р.: Составлять программу закаливания
1
25
Рациональное питание. Гигиена питания.
Характеризуют сущность рационального питания.
П.: перерабатывать информацию, преобразовывать её, составлять схемы.
К.: участвовать в диалоге
1
26
Факторы, разрушающие здоровье (2 ч)
Вредные привычки и их влияние на здоровье.
Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности.
П.: находить информацию по теме в вариативных источниках информации.
1
27
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.
Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя.
П.: работа с диаграммой
Л.: Формирование понимания здорового образа жизни
К.: анализ и оценка жизненных ситуаций
1
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (6 ч)
28
Первая помощь и правила ее оказания (8 ч )
Первая помощь при различных видах повреждений.
Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи.
П.: Давать характеристику основным понятиям
1
Практическое занятие
29
Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах.
Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах.
П.: составлять алгоритм первой помощи при ушибах
Л.: применять изученный материал на практике
1
Практическое занятие
30
Первая помощь при отравлениях.
Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом
П.: составлять алгоритм первой помощи при отравлении
Л.: применять изученный материал на практике
1
Практическое занятие
31
Первая помощь при кровотечении
Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при кровотечении
П.: составлять алгоритм первой помощи при кровотечении
Л.: применять изученный материал на практике
1
Практическое занятие
32
Итоговое тестирование
Р.: самостоятельно выполнять учебные задачи
Землетрясение (2ч)
33
Землетрясение. Причины возникновения.
ВД: работа с текстом
П.: Рассказывать о причинах возникновения землетрясения
Л.: формировать культуру безопасного поведения
1
34
Правила поведения при землетрясении.
ВД: эвакуация
П.: знание правил эвакуации
Р.: чтение схемы эвакуации
Л.: воспитание организованности, применять изученный материал на практике
1
Тематическое планирование
6 класс
№
Дата по плану/
фактически
Наименование
разделов и тем (как в журнале)
Впервые вводимые дидактические
единицы
(знания, умения, новые виды
деятельности)
Формируемые УУД
Количес-тво часов
Формы контроля
Модуль 1.Основы безопасности личности, общества и государства (25 ч)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (25 ч)
1
Подготовка к активному отдыху на природе(6ч)
Природа и человек
Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды.
П.: Сравнивать особенности жизнеобеспечения.
К.: Участвовать в обсуждении вопроса о том, как избегать опасных ситуаций в городе.
1
2
Ориентирование на местности
Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека природной среде
П: искать ответы на проблемные вопросы.
К: взаимодействовать при решении учебной задачи (работа в парах).
1
Выполнение творческого задания.
3
Определение своего местонахождения и направления движения на местности
Характеризуют основные способы ориентирования на местности
П: раскрывать понятие природные условия.
Р: выбирать информацию по заданному вопросу
1
Тест.
4
Подготовка к выходу на природу
Вырабатывают навыки работы с картой
К.:организация собственной деятельности и сотрудничество с партнером
П.: Самостоятельно делать выводы, анализировать материал.
1
5
Определение места для бивака и организация бивачных работ
Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу
П.: находить информацию по теме в вариативных источниках информации.
1
6
Определение необходимого снаряжения для похода
Начинают вести дневник безопасности, в котором в течение года описывают различные ситуации, случающиеся с человеком в природных условиях
П.: работать с источниками информации по заданной теме.
1
7
Активный отдых на природе и безопасность
(5 ч)
Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе
Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе
П.: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Л.: Определять жизненные, личностные ценности.
1
8
Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности
Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности
П.: перерабатывать информацию, преобразовывать её.
1
9
Подготовка и проведение лыжных походов
Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу
П.: проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию
Л.: самоконтроль поведения
1
10
Водные походы и обеспечения безопасности на воде
Характеризуют основные особенности подготовки к водному туризму
П.: Анализ информации Р.: Определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
1
11
Велосипедные походы и безопасность туристов
Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму
Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов
П.: Самостоятельно делать выводы
К.: Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
1
Работа с интернет – ресурсами.
12
Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности(6ч)
Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме
Анализируют основные факторы , оказывающие влияние на безопасность человека в дальне и выездном туризме
Р.: Владеть основами реализации проектно-исследовательской деятельности.
К.: Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
1
Работа с интернет - ресурсами
13
Акклиматизация человека в различных климатических условиях
Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях
П.: Устанавливать причинно-следственные связи
Л.: Определять жизненные ценности
К.: понимать смысл и цели саморазвития
1
14
Акклиматизация в горной местности
Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах
П.: Определение понятия акклиматизация
К.: Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
1
15
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта
Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта
К.: Умение работать в парах
1
16
Обеспечение личной безопасности на водном транспорте
Составляют план своих действий при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном
Самостоятельно делать выводы
1
Практическое занятие в спортивном зале
17
Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте
Характеризуют средства безопасности, имеющиеся на борту самолета, и запоминают правила их использования
К.: Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
1
Практическая работа
18
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4ч)
Автономное существование человека в природе
Характеризуют виды автономного существования человека в природной среде
П.: Формулировать правила выживания в природной среде
Р.: Выделять ключевые понятия
1
19
Добровольная автономия человека в природной среде
П.: Определение добровольной автономии
К.: умение работать в парах
Л.: умение оценивать свою работу
1
Тестирование
20
Вынужденная автономия человека в природной среде
Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде
П.: Определение вынужденной автономии
Р.: составление плана
1
21
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании
П.: обобщать и делать выводы, работать с учебником.
К.: умение работать в группах
Л.: применять изученный материал на практике
1
22
Опасные ситуации в природных условиях (4 ч )
Опасные погодные явления
Характеризуют опасные погодные явления, случающиеся в своем регионе, и анализируют их последствия.
Р: выявлять главное , анализировать, систематизировать
Л.: воспитание качеств лидера, умения работать в команде
1
23
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях
Запоминают диких животных и насекомых, обитающих в регионе проживания учащихся. Объясняют, какую опасность эти животные представляют при встрече с ними.
П.: Выбор безопасного пути в школу.
Р.: Анализ и обобщение информации
1
Работа с учебником, рабочей тетрадью.
24
Укусы насекомых и защита от них
Сравнивают меры профилактики, которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими и насекомыми.
1
Составление схемы
25
Клещевой энцефалит и его профилактика
Объясняют меры профилактики клещевого энцефалита
П.: Оценивание дорожной ситуации.
Л.: соблюдение моральных норм поведения в транспорте
1
Работа с учебником, рабочей тетрадью.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч )
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)
26
Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч )
Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях
Характеризуют основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни.
Р.: Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, какими правилами гигиены необходимо пользоваться.
Л.: соблюдение правил поведения в природных условиях
1
Работа с учебником, картой, рабочей тетрадью.
27
Оказание первой помощи при травмах.
Вырабатывают в паре навыки в оказании первой помощи при травмах.
К.: Работать в паре — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
1
Практическое занятие
28
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.
Вырабатывают в паре навыки оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе, при отморожении и ожоге.
П.: составлять алгоритм первой помощи при тепловом и солнечном ударе
Л.: применять изученный материал на практике
1
Практическое занятие
29
Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых
Сравнивают порядок по оказанию первой помощи при укусах змей и насекомых.
П.: составлять алгоритм первой помощи при укусах змей и насекомых
Л.: применять изученный материал на практике
Раздел 4. Основы здорового образа жизни ( 6 ч )
30
Здоровье человека и факторы, на него влияющие ( 6 ч )
Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
Объясняют положение о том, что здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека.
31
Компьютер и его влияние на здоровье.
Характеризуют влияние основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека.
32
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
Характеризуют пагубное влияние на здоровье человека употребления наркотиков.
33
Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
Находят в сети Интернет и средствах массовой информации, в книгах из библиотеки примеры заболевания наркоманией подростков и анализируют их.
П.: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Л.: Определять жизненные, личностные ценности.
34
Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека
По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат.
П.: перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе сообщений.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории обж:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ