Конспект урока для 2 класса "Дикорастущие и культурные растения"
Урок окружающего мира в 2-м классе
Тема урока
Дикорастущие и культурные растения.
Цели урока
формирование понятия «дикорастущие» и «культурные» растения;
изучение особенностей культурных и дикорастущих растений
развитие речевых компетенций через расширение и обогащение словаря научными терминами;
привитие интереса к изучению природы
Тип урока
Комбинированный
Структура урока
1. Организационный этап – 1-2 минуты.
2. Мотивация учебной деятельности. – 5-6 минут.
3. Целеполагающий этап – 5 минут.
4. Актуализация знаний – 3 минуты
5. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания – 10 минут.
6. Первичная проверка понимания. Закрепление полученных знаний в совместной работе – 15 минут
7. Рефлексивно-оценочный этап – 2 минуты
8. Домашнее задание – 3 минуты
Планируемые результаты обучения (предметные)
УУД (метапредметные)
Обучающийся научится: классифицировать культурные растения по среде обитания, понимать зависимость растений от неживой природы и смогут найти дополнительный материал по изучаемой теме.
Личностные.
У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, представления о причинах успеха в учебе, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные.
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; получит возможность научиться осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные.
Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; получит возможность научиться умению смыслового восприятия познавательного текста.
Коммуникативные.
Обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы.
Формы и методы обучения
Фронтальная, индивидуальная, коллективная;
словесный, наглядный, проблемный, деятельностный
Основное содержание темы, понятия и термины
Дикорастущие и культурные растения, их различие.
Межпредметные связи
Литературное чтение, физическая культура, окружающий мир.
Образовательные ресурсы
Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков «Окружающий мир»: Учебник для 2 класса, компьютер, проектор, презентация, рабочие тетради.
Сценарий урока
Этапы урока
Формируемые
УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности.
Целеполагание.
Актуализация знаний
Реализация построенного проекта. Открытие нового знания
Физминутка
Коммуникативные УУД (Умение слушать и понимать речь других)
Регулятивные УУД (Самоорганизация и организация своего рабочего места)
Личностные УУД
( проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу )
Познавательные ( понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа)
Регулятивные УУД (формирование учебной задачи, планирование ее выполнения)
Коммуникативные УУД (умение строить понятные для партнера высказывания; участие в работе группы)
Регулятивные
УУД. (принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности)
Познавательные
( понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа)
Коммуникативные УУД (умение строить
понятные для партнера высказывания; участие в работе группы)
Познавательные УУД(Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций)
Личностные УУД (Осознание своих эмоций, интереса к изучению окружающего мира
Регулятивные УУД (Учатся работать по предложенному учителем плану)
Коммуникативные УУД (формулирование собственного мнения, учет разных мнений, умение задавать вопросы).
Личностные УУД
(Умение применять правила охраны своего здоровья)
Прозвенел и смолк звонок.
Собрались все на урок,
Что-то новое узнать,
Громко, чётко отвечать
И друг другу помогать.
Значит, нам сегодня нужно
Поработать вместе, дружно!
Поприветствуйте гостей.
Ну-ка, улыбнись скорей!
А друг другу серьёзно, без смеха
Пожелайте удачи, успеха (дети пожимают друг другу руки).
Со мной пришел сказочный герой (слайд). Узнали его?
- Ребята, а вы любите путешествовать? А для чего люди совершают путешествия? (узнать что-то новое, сделать открытия).
- Во время путешествия люди могут столкнуться с трудностями. Что может помочь их преодолеть? (помощь друзей, сообразительность, находчивость). Вы готовы помогать друг другу, преодолевая трудности сделать новое открытие?
- Чиполлино приглашает вас совершить путешествие в очень красивое царство.
- Разгадайте кроссворд и вы узнаете место путешествия. (слайд).
- В какое царство приглашает нас Чиполлино? (растений)
- Впервые ли вы окажетесь в этом царстве или вы что-то уже знаете о растениях?
Определите по учебнику тему урока (учебнике с. 57)
Что нам нужно будет узнать о растениях во время сегодняшнего путешествия?
Я предлагаю работать по следующему плану:
- Подведение итогов.
- Определение условий жизни дикорастущих и культурных растений.
- Повторить изученные группы растений.
- Знакомство с новыми группами растений.
- Согласны ли вы с этим планом?
- Восстановите правильный порядок пунктов плана.
РАБОТА В ПАРАХ
Чиполлино предлагает вспомнить вам известные группы растений.
Задание: Подчеркни цветковые растения красным цветом, хвойные растения – зеленым.
ОДУВАНЧИК, ЯБЛОНЯ, ТОМАТ, КРЫЖОВНИК, ЕЛЬ, СОСНА, ГРУША, ПИХТА
Проверка на слайде. Оцените свою работу.
Листик в уголке закрась соответствующим цветом:
-зеленый – легко, без затруднений
- желтый – с некоторыми затруднениями
-красный – задание не выполнили, трудно
Выявление места и причины затруднения.
-А как бы вы назвали эти группы растений? (дети высказывают предположения) (слайд).
?
?
Томат
Одуванчик
Крыжовник
Ель
Яблоня
Пихта
Груша
Сосна
Учитель: Почему мнения разошлись? Почему возникло затруднение? (Не можем определить признак, по которому разделены растения на группу. Если есть предположения, то нужно их проверить)
-Переходим ко 2 пункту плана Слайд
-Сравните растения из первой группы с растениями из второй. Результаты сравнения занесите в таблицу:
КАРТОЧКА (зеленая)
ТОМАТ
ОДУВАНЧИК
Форма растения: дерево, кустарник, трава
Приносит ли пользу
Где растет? Кто садит и ухаживает?
.
(Аналогично сравниваются другие пары растений)
1 группа - сравнивает томат и одуванчик
2 группа - крыжовник и ель
3 группа - яблоню и пихту
4 группа – грушу и сосну
Слайд: проверка: общее – отличие
- Что объединяет растения первой группы? (садит, ухаживает человек)
- Что объединяет растения второй группы? (Растут сами по себе в природе, человек не ухаживает)
РАБОТА СО СЛОВАРЕМ Слайд
- Прочитайте определения из словаря С.И. Ожегова. Выберите, которое из них подходит к первой (второй) группе растений. Подпишем название каждой группы растений. (Дикорастущие, культурные)
Слайд
ДИКОРАСТУЩИЕ - растения растущие в природных условиях, не выращиваемые человеком.
КУЛЬТУРНЫЕ – растения, посаженные, возделанные, выращенные человеком, не дикие.
- Которое определение помогло выяснить, как называются растения в первой (второй) группе.
Слайд
Какие растения называются культурными, дикорастущими?
Слайд: вывод
-Какой пункт плана мы выполнили? (Открыли новое знание. Выполнение 2 пункта плана)
Игра «Третий лишний».
-Чиполлино называет три растения, а вы определяете лишнее.
ОГУРЕЦ, СВЕКЛА, ВАСИЛЕК (василек - дикорастущее)
- Составьте такую игру для соседа по парте. (Несколько учеников дают задание классу)
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)
Общий настрой класса на учебную работу.
Отгадывают кроссворд, отвечают на вопросы, принимают правила игры.
Принимают и сохраняют учебную задачу
Классифицируют объекты. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков.
Анализируют, устанавливают причинно-следственные связи.
Работа с источником информации
Выступающий ученик осуществил поиск информации, строит выступление в устной форме
Обыгрывают ситуацию. Осуществляют профилактику утомления.
Первичная проверка понимания.
Физминутка
Закрепление полученных знаний в совместной работе
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Домашнее задание
Познавательные УУД(Понимание смысла задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации)
Личностные УУД(наличие познавательных интересов, учебных мотивов)
Регулятивные УУД (планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации)
Личностные УУД
(Умение применять правила охраны своего здоровья)
Коммуникативные УУД(Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания)
Личностные УУД (Оценивание разного вида деятельности на уроке)
Регулятивные УУД (Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей)
Личностные УУД(наличие познавательных интересов, учебных мотивов)
Регулятивные УУД (планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации)
Коммуникативные УУД(Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания)
Личностные УУД (Оценивание разного вида деятельности на уроке)
Регулятивные УУД (Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей)
3 пункт плана Слайд
Как вы думаете, какие из этих растений, дикорастущие или культурные, более выносливы и устойчивы к изменениям в природе? Почему вы так считаете? (Это дикорастущие растения. За ними никто не ухаживает. Выносливыми и устойчивыми их сделала сама природа.) Найдите подтверждение в учебнике С. 57-60
Слайд: пейзаж с изображением пустыни в ней растет берёза.
- Какое растение изображено, культурное или дикорастущее? Что вас удивило? (В пустыне растёт берёза).
- Почему это вас удивило? (берёза не может расти в пустыне недостаточно влаги и много солнца)
- Можно ли природные условия пустыни назвать подходящими для берёзы?
- А какие растения могут расти в пустыне? Почему?
Слайд:
В жарком поясе даже весной много тепла и мало влаги, растениям приходиться добывать влагу и сохранять ее длительное время. Кактус может долго обходиться без воды, потому что его ствол устроен таким образом, что прямые солнечные лучи падают на тонкие колючки, поэтому влага почти не выделяется. Сам ствол очень толстый, что тоже предотвращает испарение, некоторые кактусы могут обходиться без воды в течение 2 лет.
-Подходят ли для жизни кактусов природные условия пустыни? Какой можем сделать вывод?
(Для жизни дикорастущим растениям нужны подходящие для него условия.)
Я буду говорить слова, а вы покажите это движениями:
В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты-
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
-О каких растениях шла речь в физкультминутке? Какие же растения появились раньше дикорастущие или культурные? (Предположения детей)
Проверим наши предположения по учебнику С. 57-60
(Выступление ученика)
Наши предки раньше занимались охотой и собирательством. Собирали ягоды, плоды, орехи, съедобные листья, коренья. И вот однажды люди заметили, что в том месте, где обычно они перетирали зерна (мололи, делали муку) выросли колоски с таким же зерном. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зерна. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колос. Теперь они подумали, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц, зверей. Люди стали отбирать, сохранять, сеять самые лучшие семена. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те, дикорастущие растения, от которых они произошли. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов.
Учитель: Чиполлино, решил заняться выращиванием культурных растений, но он не знает, что значит ухаживать. Он просит нас составить для него памятку по уходу за культурными растениями. Поможете?
РАБОТА В ПАРАХ
Карточка
1. Прочитай в первом абзаце четвёртое предложение текста на странице 59.
2. Составь памятку по уходу за культурными растениями.
Проверка в форме сличения с образцом на экране. Слайд
Оценка работы.
Листик в уголке закрась соответствующим цветом:
- зеленый – легко, без затруднений
- желтый – с некоторыми затруднениями
- красный – задание не выполнили, трудно
-Как оценили работу в парах?
-Кому и когда может пригодится эта памятка?
Самостоятельная работа
- Чиполлино хотел бы узнать где выращивают эти растения.
Соедини линиями, используя слова
1.Морковь, капусту, помидоры, выращивают в…. ПОЛЕ
2. Яблоки, груши, сливы, выращивают в …. ОГОРОД
3. Пшеницу, овес, лен, выращивают в …. БАХЧА
4. Арбузы, дыни выращивают на…… САД
Взаимопроверка.
Ученики высказывают результаты взаимопроверки
Проверка
Коллективное выполнение задания
Тетрадь с. 36 № 86
4 пункт плана
-В какое царство мы совершили путешествие?
-Что хотели узнать?
- Какие новые знания приобрели за время путешествия?
Подведение итогов по алгоритму:
(Разноуровневое домашнее задание.)
- Подготовить сообщение об одном из культурных растений нашей местности?
- Составить кроссворд на тему «Дикорастущие растения» или «Культурные растения»
- Подобрать загадки о культурных растениях и изготовить книжку- малышку
- с. 57-60 – прочитать и ответить на вопросы
Выступающий ученик осуществил поиск информации в различных источниках, строит выступление в устной форме.
Классифицируют объекты. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Составляют рассказ, высказывают свое мнение.
Сравнивают природные условия. Высказывают свое мнение, учитывают другие мнения
Анализируют стихотворение. Устанавливают причинно-следственные связи.
Выступающий ученик осуществил поиск информации в различных источниках, строит выступление в устной форме
Выдвигают предположение. Аргументируют свое мнение; устанавливают причинно-следственные связи
Размышляют. Делают выводы. Определяют границы знания и «незнания».
Аргументируют свое мнение; устанавливают причинно-следственные связи.
Классифицируют картинки. Контролируют действия партнера. Осуществляют поиск необходимых предметных картинок. Организуют деловое общение.
Размышляют. Делают выводы. Определяют границы знания и «незнания».
Выбирают задание
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ