Конспект урока для 3 класса "Какие изменения происходят в природе весной"
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 «б» классе
УМК «Гармония»
Предмет: окружающий мир
Тема и номер урока: урок №54, тема: «Какие изменения происходят в природе весной » в разделе «Весна воды, тепла и цвета».
Базовый учебник: учебник для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир», 3 класс, в 2 ч., О.Т. Поглазова ,
Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин
Цель урока: расширить знания и представления детей о весенних явлениях, об изменениях в природе с приходом весны.
Обобщить наблюдения учащихся за весенними изменениями в живой и неживой природе, за весенними заботами людей и сравнить их с занятиями людей и обычаями наших предков
Задачи.
Обучающая: учить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею.
Развивающие:
формировать умения работать в ограниченном отрезке времени; развивать логическое мышление и воображение;
развивать связную и диалогическую речь учащихся.
Воспитательные:
воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Регулятивные:
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
удерживать учебную задачу в ходе урока;
преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием разных источников информации.
Коммуникативные:
умение вступать и вести диалог;
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
умение выстраивать монологическую и диалогическую речь.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Методы:словесный-беседа, наглядный-демонстрация, практические – практическая работа, самостоятельная работа, проблемно-поисковый.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Необходимое оборудование: УЧЕБНИК «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» О. Т. ПОГЛАЗОВА, В. Д. ШИЛИН, 2008., ТЕТРАДЬ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» О. Т. ПОГЛАЗОВА,2008., НАБОР КАРТОЧЕК ПРЕЗЕНТАЦИИ: «ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ», ФОТОГРАФИИ ПЕРВОЦВЕТОВ, аудиозапись ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦ, АУДИЗАПИСЬ ЧАЙКОВСКОГО «АПРЕЛЬ».
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность детей
УУД
1.Самоопределение к деятельности.
(2 мин)
Цель этапа: организация класса на работу, мотивация к получению новых знаний
-Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся, пусть у всех будет хорошее настроение.
Для того, чтобы наш урок стал более плодотворным предлагаю начать его с «мозговой гимнастики». Она помогает активизировать мыслительную деятельность и улучшает самочувствие. Кто хочет быть ведущим?
Проверяют готовность к уроку.
Один ученик проводит «мозговую гимнастику», остальные - выполняют упражнения:
«качание головой»;
«ленивые восьмёрки»;
«шапка для размышлений»;
моргания.
Личностные:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
2.Актуализация знаний.
(5-6 мин. мин)
Цель этапа:
мотивация к открытию новых знаний.
Разминка (работа с сигнальными карточками).
-В быстром темпе я буду читать фразу. Если вы согласны с ней, поднимаете зелёную карточку, если нет - жёлтую).
Сначала приходит лето, а затем осень.+
Снег тает весной. +
Утка крякает.+
Листопад бывает летом._
Кит-самое большое животное в океане.+
Баран блеет.+
Самое тёплое время года-лето.+
На смену осени приходит весна._
Птицы улетают на юг осенью._
У свиньи есть перья.-
Кирица несёт яйца.+
Учебный год начинается летом.-
У индюка есть копыта.-
На реках взламывают лёд осенью.-
У утки длинная шея.-
Выполняют задание учителя, показывают ответы с помощью сигнальных карточек.
Коммуникативные:
умение вступать и вести диалог.
Личностные:
выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
3. Выявление места и причины затруднения–
(3 мин )
Цель этапа: создание проблемной ситуации, оказание помощи для выхода из неё.
4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.
-А теперь поработаем в парах.
у вас на партах лежат листочки с номерами вопросов. Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а вы, если верите, ставите напротив номера
вопроса «+», если не верите, то – « - ».
Вопросы: 1. Верите ли вы, что в мае начинается ледоход? ( - )
2. Верите ли вы, что в апреле начинается гнездование птиц? (+)
3. Верите ли вы, что в марте прилетают грачи? (+)
4. Верите ли вы, что в начале лета нельзя шуметь в лесу? (+)
5. Верите ли вы, что в мае выпадает снег? (+)
6. Верите ли вы, что в марте зацветает черемуха? (-)
7. Верите ли вы, что соловьи заливаются трелями в апреле? (-)
- Сегодня на уроке вы узнаете, верно ли вы ответили на вопросы
А тему урока угадайте сами:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю
Движением полна
Зовут меня: (весна)
Сегодня мы с вами поговорим о весне.
- Назовите весенние месяцы. Что вы знаете о них?
2) Игра "К нам пришла весна"
-Рассмотрите иллюстрации и выберите только те, на которых изображена весна.
Обоснуйте свой выбор.
По каким признакам вы их определили? Значит, проблема, над которой нам предстоит сегодня работать какая?
-А сейчас мы проведём небольшую конференции на тему « Изменения в природе весной», на которой принимают участие такие научные группы: юные ботаники, юные зоологи, юные биологи.
Включение учащихся в диалог с учителем
Март - это весна света, потому, что солнце светит ярче, день прибавляется.
Апрель - это весна воды. Тает снег.
Май - весна зеленой травы и цветов.
Земля покрывается душистыми цветами.
Регулятивные:
определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием разных источников информации.
5. Реализация
построенного
проекта (5-6 мин.)
Цель этапа:
оказание помощи в получении новых знаний.
Работа с книгой.
(5 мин )
6. Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи
( 6 мин.)
Работа с текстом.
-К любой научной работе нужно подготовиться. Предлагаю прочитать текст в учебнике на с.104-107 с карандашом в руке, делая пометки:
«V» - я уже знал эти сведения;
«+» — новая информация;
«?» - я это не понял, у меня возник вопрос;
«-» - я думал иначе;
«!» - я удивился.
- Каждый читает текст про себя самостоятельно, обдумывая каждое предложение.
2)Физминутка для глаз. - Все дочитали, головки подняли. Дадим глазкам отдохнуть.
«Зоркие глазки»: глазами рисуем 3 круга по часовой стрелке и 3 круга против .
«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону вверх, вниз, вправо и влево.93 раза)
«Письмо носом»: используем нос как длинную ручку и пишем слово «весна».
Выступление каждой группы.
-А теперь предоставим слово каждой группе учёных для выступления.
Дома вы искали интересную информацию и готовы поделиться со всеми.
1 группа - расскажет о первоцветах (тюльпаны, герань, нарциссы, мать- и- мачеха)
Почему тюльпаны называют первоцветами?
2 группа - о птицах (птичьи голоса, прилёт птиц). Что у птиц происходит весной?
А теперь, небольшая викторина «Узнай птичий голос».
3 группа - о зверях (медведи, волки, рыси).
Что объединяет животных весной?
Остальные (сидящие на местах ) оценивают сообщение с помощью сигнальных карточек. Интересно, узнали новое – зелёная, не заинтересовала информация, знали об этом- жёлтая.
1) Фронтальный опрос.(4 мин.)
- Какие сведения вы уже знали?
- Что было для вас новым?
- Чему вы удивились?
- Давайте обобщим: какие изменения происходят в живой и неживой природе в апреле и в мае.
- Какие опасные природные явления можно наблюдать весной?
Половодье – появление талой воды.
Ледоход – таяние воды (льда).
- О каких мерах предосторожности надо помнить, бывая весной на водоёмах?
2) Просмотр презентации. (2 мин.)
- С наступлением весны у людей улучшается настроение. Почему?
-Весна во все времена вдохновляла поэтов и композиторов.
А сейчас, давайте прослушаем произведение П. И. Чайковского из цикла "Времена года", «Апрель».
Внимательно послушайте, и скажите, что представлял композитор, сочинивший это произведение? (Ответы детей)
Самостоятельная работа по учебнику.
Открывают стр. 104-107.
Индивидуальная работа. Каждый ученик читает текст.
Учащиеся называют, какие изменения происходят в живой и неживой природе в апреле и в мае по картинкам.
-Настроение зависит от состояния природы. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени хотят проводить на природе, наблюдать за ее оживлением, любоваться за происходящими явлениями и радоваться солнцу, теплу и свету.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием разных источников информации.
Регулятивные:
преобразовывать практическую задачу в познавательную.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (4-5 мин.)
Цель этапа:
организация самостоятельной деятельности
обучающихся.
1)Деление на группы по выбору лидера
- А сейчас вы разобьётесь на группы и составите кластеры по группам «Изменения в живой и неживой природе»
1 группа - Изменения в неживой природе в апреле.
2 группа - Изменения в живой природе в апреле.
3 группа - Изменения в неживой природе в мае
4 группа - Изменения в живой природе в мае.
Рефлексия работы в группах по плану.
Оцените работу своей группы.
3)Работа в тетрадях.9 с.39 Зад.2,3,4.
4) Физминутка «Наши цветки»
Делятся на группы
Составление кластеров в группах.
Дети работают в группах, затем представители групп сообщают, что они знают по этому направлению. Другие группы могут дополнять ответы товарищей.
Проводит ученица, выполняют остальные дети .
Познавательные:
осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
Коммуникативные:
задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
8. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: создание условий для закрепления полученных знаний.
( 4-5 мин)
Работа по компьютеру с тренажёром.
Работа с текстом.
- Просыпается с весной природа, и люди тоже приводят свое хозяйство в порядок. Какие заботы были весной у наших предков? Прочитайте информацию об этом на с.108.
- Как научились использовать наблюдения за растениями и животными для составления календаря весенних работ?
Прием смыслообразования
Составление синквейна на тему «весна» .
Выполняют все, 1 ученик читает.
-Деревня жила по старинным крестьянским обычаям. Когда сходил весенний паводок, подсыхала земля, крестьянин ладил соху, мазал дегтем ступицы колес, проверял упряжь – готовился к севу.
Коммуникативные:
умение вступать и вести диалог;
умение выстраивать монологическую и диалогическую речь.
ДЗ
-Девочки дома готовят памятку «уход за комнатными растениями», мальчики - карточку о любимом животном по плану, который я каждому раздам.
Записывают домашнее задание в дневники.
9.Рефлексия.
(2-3 мин ).
1. На доске картинки: «чемодан», «мясорубка», «корзина».
- Ребята, подумайте, что вы возьмете с собой: чемодан, в который сложите знания и возьмете с собой, мясорубку, чтобы переработать информацию, или выбросите всё в корзину.
2. Оцените себя и покажите с помощью веера свою оценку. Хорошо. А теперь оцените соседа по парте.
Оценивают себя, соседа.
Коммуникативные:
умение выстраивать диалогическую речь.
Регулятивные:
удерживать учебную задачу в ходе урока.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ