Конспект урока для 4 класса "Круговорот воды в природе"

Дата:

Класс: « 4 »

Предмет: познание мира

Тема: Круговорот воды в природе

Цель урока:

  • Формирование первичных понятий о круговороте воды в природе. Совершенствование представлений о физических свойствах воды. Знакомство с лабораторным оборудованием.

  • Развитие коммуникативных свойств речи, концентрации внимания, наблюдательности, умение делать выводы, обобщать, обогащение и усложнение активного и пассивного словарного запаса.

  • Способствовать осуществлению экологического воспитания; эстетического восприятия; умения входить в воображаемую игровую ситуацию.

Ожидаемый результат:

Знать: как происходит круговорот воды в природе.

Уметь: выделять главное, делать выводы.

Понимать: необходимость бережного отношения к водным ресурсам на планете.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности

Форма организации урока: беседа и практическое задание

Дидактическое обеспечение урока: Химическая посуда , штатив аппликация «Круговорот воды в природе», плакат « Охрана воды», предметные картинки «Пар», «Капля воды».

Словарь: круговорот, водоупорный слой, осадки, фильтрация, испарение, атмосфера.

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.

1 .Психологический тренинг

Улыбнулись друг другу, пожелали успеха.

II. Актуализация опорных знаний 

  1. Фаза вызова интереса.

Загадка.

Я и туча и туман,

И ручей и океан,

Я летаю и бегу

Неподвижной быть могу.


Я и льдинка голубая,

Я и капля дождевая,

И снежинка вырезная,

Вы узнали без труда

Называюсь я ...(вода).

  • Дети из каких слов вы смогли догадаться, что это вода?

  • Правильно потому, что вода как вы помните из прошлых занятий обладает необыкновенным свойством. Бывает жидкой, твердой (лед), газообразной.

2. Проверка домашнего задания

(Письменно отвечают на вопросы)

  • При каких условиях вода из одного состояния переходит в другое?

  • Почему родниковая вода считается чистой?

Взаимоконтроль (обмен тетрадями, сверка по эталону – ответы на интерактивной доске)

C:\Users\Вишенка\Desktop\post-226418-1294935459.jpg

Обобщение.

Вот как много мы уже знаем о воде.

А сейчас произнесите каждый негромко это слово и запишите на дождевой капельке кто и что при этом вспомнил.

Ассоциация

Работа в группах. (4 группы по 6 человек – «Родничок», «Снежинка», «Капелька», «Радуга».)

Музыкальное оформление (песенка о дожде).



Учащиеся на листах в форме капельки пишут слова:

туман

море

дождь















снегопад

лед

река

















Эти листики прикрепить на доску в виде дождя.

3. Целевая установка урока.

Вот сколько превращений может иметь вода – потому что у нее есть еще одна удивительная способность – вода находится в постоянном и непрерывном движении. А если вы правильно разгадаете ребус, то у нас получится ключевое слово темы нашего урока.

Интерактивная доска: ,

поворот

круг

Поэтапное подведение к полному названию темы «Круговорот воды в природе»

III. Формирование новых понятий и способов действия

1. Вводно-мотивационный этап

- Дети, представьте: небо закрывают темные тучи. Идет дождь, но вот он перестал и все вокруг быстро высыхает.

Часть воды, как мы уже сегодня говорили, впиталась в землю, а куда делась влага с мокрых листьев, асфальта?


Обобщив ответы детей - подвести к выводу, что вода под воздействием солнечных лучей нагревается, превращается в невидимый пар и поднимается в воздушные слои, т.е. испаряется.

А что же происходит дальше?

  1. Практическая работа.

На штативе укреплены две фарфоровые тарелочки (хим. посуда). В верхней - снег, воду в нижней довести до кипения. С ее поверхности происходит испарение, пар поднимается вверх, встречается с холодным предметом и снова превращается в капельку воды. Она появляется на дне верхней тарелки и падает в воду (в нижнюю тарелку).

Ученик (стихотворение):

Жил да был на свете пар

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Пар плясал как молодой.

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился.

- Дети, вы все, наверное, видели дома на кухне капельки воды на внутренней стороне крышки кастрюли с горячим супом, слышали, как звенит крышка чайника во время кипения?

5. Поэтапно подвести к выводам по практической работе.

- Что происходит с водой при испарении? (Превращается в пар, поднимается до холодных слоев атмосферы, при охлаждении превращается в мелкие капельки воды, образуя облако.)

- Почему облака становятся тяжелыми и темными? (капли соединяются друг с другом и вода возвращается на землю в виде дождя или снега)

- Часть выпавшей воды просачивается в землю, питает растения, звонкими ручейками стекает в реки, другая - снова испаряется.

- Так с поверхности земли постоянно происходит испарение. В теплое время года быстрее, его даже можно заметить. Вот какими красивыми словами описал это явление А.К. Толстой в одном из своих чудесных стихотворений:

«Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли».

- Испарение происходит постоянно в течении всего года. Это постоянное движение воды называется - круговорот воды в природе.

Динамическая пауза (Проводит физорг класса)

Я и туча и туман,

И ручей и океан,

Я летаю и бегу

Неподвижной быть могу.

Физминутку провести следующим образом:

  • Записать на доске четверостишие;

  • Дети читают и запоминают 4-ю строку;

  • Затем ее стереть - дети ее выполняют без слов.

  • Также 3-ю и 2-ю строки.

В конце дети выполняют движение со словами - и садятся бесшумно (неподвижной быть могу).

    1. Применение.

      1. Работа с учебником. Стр. 37 – 38

Направленное чтение:


- Круговорот воды в природе.


    1. Работа в тетради. Составление и защита каждой группой постера

3. «Вслед за каплей»по сюжетным рисункам (Интерактивная доска).

  • За лучший текст – каждый ученик в группе берет снежинку.

4. Подытожить содержание каждого из текстов.

Дождевая капелька упала на лист лопуха. Она немного поделилась влагой с его корнями, потом с листочка на листок скатилась в ручей, впадающий в лесную речку.

С ее поверхности испарилась и поднялась высоко в небо. Превратилась в снежинку, проплыла над землей с легким облаком'и снова опустилась на землю.

В чем мы еще раз смогли убедиться? (что вода постоянно совершает круг.

Это очень хорошо показано на схеме.

5. Работа со схемой

  • Дети, чтобы вы лучше поняли насколько важен круговорот воды для жизни на земле, мы с вами тоже совершим небольшое путешествие в далекую сказочную страну невыученных уроков.

  • Как вы помните, Витя Перестукин ученик 4-го класса на уроке познания мира сказал, что вода при испарении исчезает.

И вода в волшебной стране действительно исчезла.

Пересохла и потрескалась земля, вокруг выжженной зноем поляны скрипел черными ветками угрюмый лес, все живое начало гибнуть от жажды. Потому что без воды нет жизни.

«Не умыться, не напиться без воды, И листку не распуститься без воды».

А воды, пригодной для человека не так уж много на земле. Вода огромных морей и океанов очень соленная.

Вода - самое ценное богатство планеты, ее нужно бережно расходовать, беречь от загрязнения.

Дети, кто поможет Вите быстро вспомнить, что происходит с испарившейся водой?

- Ответы детей. (с опорой на иллюстративную схему)

- Идет долгожданный дождь, наполняются реки, все цветет и зеленеет. В удивительную страну возвращается жизнь, а мы на урок.

VI. Этап информации о домашнем задании (Разноуровневое)

  1. Выполнить в тетради схему круговорота воды в природе.(1 уровень)

  2. Сочинить пятистишье о круговороте воды или ее охране. (2 уровень)

  3. Написать синквейн об охране воды (3 уровень)

VI. Подведение итогов урока

1. Ответы на послетекстовые вопросы учебника.

2. Заключительное слово учителя

- Дети, я хочу поблагодарить вас за активную работу.

Наш урок заканчивается, а круговорот воды в природе продолжается.

- Незаметен он в природе,

Но в лесу и огороде

Синей тучей, белым снегом

Происходит круглый год у воды (круговорот) – хором.

Самооценка и оценка работы класса, отдельных учащихся. (Суммативная по количеству снежинок)


VIII. Этап рефлексии

Предлагается учащимся дорисовать личико снежинки в зависимости от впечатления от урока.

Было интересно – веселое

Вызвало затруднение – серьезное

Я недопонял – грустное

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ