Конспект урока для 4 класса "Круговорот воды в природе"
Дата:
Класс: « 4 »
Предмет: познание мира
Тема: Круговорот воды в природе
Цель урока:
Формирование первичных понятий о круговороте воды в природе. Совершенствование представлений о физических свойствах воды. Знакомство с лабораторным оборудованием.
Развитие коммуникативных свойств речи, концентрации внимания, наблюдательности, умение делать выводы, обобщать, обогащение и усложнение активного и пассивного словарного запаса.
Способствовать осуществлению экологического воспитания; эстетического восприятия; умения входить в воображаемую игровую ситуацию.
Ожидаемый результат:
Знать: как происходит круговорот воды в природе.
Уметь: выделять главное, делать выводы.
Понимать: необходимость бережного отношения к водным ресурсам на планете.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности
Форма организации урока: беседа и практическое задание
Дидактическое обеспечение урока: Химическая посуда , штатив аппликация «Круговорот воды в природе», плакат « Охрана воды», предметные картинки «Пар», «Капля воды».
Словарь: круговорот, водоупорный слой, осадки, фильтрация, испарение, атмосфера.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
1 .Психологический тренинг
Улыбнулись друг другу, пожелали успеха.
II. Актуализация опорных знаний
Фаза вызова интереса.
Загадка.
Я и туча и туман,
И ручей и океан,
Я летаю и бегу
Неподвижной быть могу.
Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
И снежинка вырезная,
Вы узнали без труда
Называюсь я ...(вода).
Дети из каких слов вы смогли догадаться, что это вода?
Правильно потому, что вода как вы помните из прошлых занятий обладает необыкновенным свойством. Бывает жидкой, твердой (лед), газообразной.
2. Проверка домашнего задания
(Письменно отвечают на вопросы)
При каких условиях вода из одного состояния переходит в другое?
Почему родниковая вода считается чистой?
Взаимоконтроль (обмен тетрадями, сверка по эталону – ответы на интерактивной доске)
Обобщение.
Вот как много мы уже знаем о воде.
А сейчас произнесите каждый негромко это слово и запишите на дождевой капельке кто и что при этом вспомнил.
Ассоциация
Работа в группах. (4 группы по 6 человек – «Родничок», «Снежинка», «Капелька», «Радуга».)
Музыкальное оформление (песенка о дожде).
Учащиеся на листах в форме капельки пишут слова:
туман море дождь
снегопад лед река
Эти листики прикрепить на доску в виде дождя.
3. Целевая установка урока.
Вот сколько превращений может иметь вода – потому что у нее есть еще одна удивительная способность – вода находится в постоянном и непрерывном движении. А если вы правильно разгадаете ребус, то у нас получится ключевое слово темы нашего урока.
Интерактивная доска: ,
поворот
круг
Поэтапное подведение к полному названию темы «Круговорот воды в природе»
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Вводно-мотивационный этап
- Дети, представьте: небо закрывают темные тучи. Идет дождь, но вот он перестал и все вокруг быстро высыхает.
Часть воды, как мы уже сегодня говорили, впиталась в землю, а куда делась влага с мокрых листьев, асфальта?
Обобщив ответы детей - подвести к выводу, что вода под воздействием солнечных лучей нагревается, превращается в невидимый пар и поднимается в воздушные слои, т.е. испаряется.
А что же происходит дальше?
Практическая работа.
На штативе укреплены две фарфоровые тарелочки (хим. посуда). В верхней - снег, воду в нижней довести до кипения. С ее поверхности происходит испарение, пар поднимается вверх, встречается с холодным предметом и снова превращается в капельку воды. Она появляется на дне верхней тарелки и падает в воду (в нижнюю тарелку).
Ученик (стихотворение):
Жил да был на свете пар
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Пар плясал как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился.
- Дети, вы все, наверное, видели дома на кухне капельки воды на внутренней стороне крышки кастрюли с горячим супом, слышали, как звенит крышка чайника во время кипения?
5. Поэтапно подвести к выводам по практической работе.
- Что происходит с водой при испарении? (Превращается в пар, поднимается до холодных слоев атмосферы, при охлаждении превращается в мелкие капельки воды, образуя облако.)
- Почему облака становятся тяжелыми и темными? (капли соединяются друг с другом и вода возвращается на землю в виде дождя или снега)
- Часть выпавшей воды просачивается в землю, питает растения, звонкими ручейками стекает в реки, другая - снова испаряется.
- Так с поверхности земли постоянно происходит испарение. В теплое время года быстрее, его даже можно заметить. Вот какими красивыми словами описал это явление А.К. Толстой в одном из своих чудесных стихотворений:
«Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли».
- Испарение происходит постоянно в течении всего года. Это постоянное движение воды называется - круговорот воды в природе.
Динамическая пауза (Проводит физорг класса)
Я и туча и туман,
И ручей и океан,
Я летаю и бегу
Неподвижной быть могу.
Физминутку провести следующим образом:
Записать на доске четверостишие;
Дети читают и запоминают 4-ю строку;
Затем ее стереть - дети ее выполняют без слов.
Также 3-ю и 2-ю строки.
В конце дети выполняют движение со словами - и садятся бесшумно (неподвижной быть могу).
Применение.
Работа с учебником. Стр. 37 – 38
Направленное чтение:
- Круговорот воды в природе.
Работа в тетради. Составление и защита каждой группой постера
3. «Вслед за каплей»по сюжетным рисункам (Интерактивная доска).
За лучший текст – каждый ученик в группе берет снежинку.
4. Подытожить содержание каждого из текстов.
Дождевая капелька упала на лист лопуха. Она немного поделилась влагой с его корнями, потом с листочка на листок скатилась в ручей, впадающий в лесную речку.
С ее поверхности испарилась и поднялась высоко в небо. Превратилась в снежинку, проплыла над землей с легким облаком'и снова опустилась на землю.
В чем мы еще раз смогли убедиться? (что вода постоянно совершает круг.
Это очень хорошо показано на схеме.
5. Работа со схемой
Дети, чтобы вы лучше поняли насколько важен круговорот воды для жизни на земле, мы с вами тоже совершим небольшое путешествие в далекую сказочную страну невыученных уроков.
Как вы помните, Витя Перестукин ученик 4-го класса на уроке познания мира сказал, что вода при испарении исчезает.
И вода в волшебной стране действительно исчезла.
Пересохла и потрескалась земля, вокруг выжженной зноем поляны скрипел черными ветками угрюмый лес, все живое начало гибнуть от жажды. Потому что без воды нет жизни.
«Не умыться, не напиться без воды, И листку не распуститься без воды».
А воды, пригодной для человека не так уж много на земле. Вода огромных морей и океанов очень соленная.
Вода - самое ценное богатство планеты, ее нужно бережно расходовать, беречь от загрязнения.
Дети, кто поможет Вите быстро вспомнить, что происходит с испарившейся водой?
- Ответы детей. (с опорой на иллюстративную схему)
- Идет долгожданный дождь, наполняются реки, все цветет и зеленеет. В удивительную страну возвращается жизнь, а мы на урок.
VI. Этап информации о домашнем задании (Разноуровневое)
Выполнить в тетради схему круговорота воды в природе.(1 уровень)
Сочинить пятистишье о круговороте воды или ее охране. (2 уровень)
Написать синквейн об охране воды (3 уровень)
VI. Подведение итогов урока
1. Ответы на послетекстовые вопросы учебника.
2. Заключительное слово учителя
- Дети, я хочу поблагодарить вас за активную работу.
Наш урок заканчивается, а круговорот воды в природе продолжается.
- Незаметен он в природе,
Синей тучей, белым снегом
Происходит круглый год у воды (круговорот) – хором.
Самооценка и оценка работы класса, отдельных учащихся. (Суммативная по количеству снежинок)
VIII. Этап рефлексии
Предлагается учащимся дорисовать личико снежинки в зависимости от впечатления от урока.
Было интересно – веселое
Вызвало затруднение – серьезное
Я недопонял – грустное
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ