Конспект урока для 4 класса "Мы строим будущее России"
Предмет: Окружающий мир.
Тема: Мы строим будущее России.
4-й класс
Урок 4. Светлая душа России.
Цель урока:
Познакомить с географией народных промыслов и объектами, охраняемыми ЮНЕСКО России.
Выявить художественную и культурную ценность народных промыслов России.
Развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей культурных событий и традиций народов России, воплощенных в произведениях фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
знакомство с некоторыми областями и республиками России и объектами, охраняемыми ЮНЕСКО;
развитие ассоциативного мышления;
формирование творческих способностей и навыков в работе;
развитие стимулов к учёбе.
1-я линия развития личности:
Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, народные традиции.
Объяснять значение нравственности, культуры и традиций в жизни человека и общества.
2-я линия развития личности:
Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России: оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся делятся своими мнениями, которые у них получились в ходе выполнения домашней работы.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Обобщать и классифицировать.
6. Устанавливать аналогии.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
5. Доказывать и аргументировать свою точку зрения, используя текст или другой источник.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
II. Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжаем изучать тему «Мы строим будущее России».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой – надел халат.
Один - рыбак с рожденья.
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой – готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина – Россия –
У нас у всех одна.
Мы познакомимся с важными понятиями: традиции, духовные ценности, культурное наследие.
На слайде вы видите необычный значок-эмблему, что он означает?
ЮНЕСКО - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры
А как вы понимаете слово культура и традиции народа?
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Сначала человек появляется на свет.
- Все ли в своей жизни он может выбрать сам. - Может ли выбрать своих родителей, язык, на котором мама пела колыбельные песни, может ли выбрать Родину?
Но человек может узнать историю своей Родины, своего народа, сохранить и преумножить ее духовные и материальные ценности.
Видеоролик РОССИЯ
3. Учитель. Следующая страница позволит вам вспомнить изученный материал
а) географическое положение России (карта).
Учитель: где располагается наша страна?
Ученик. Россия располагается на самом большом материке, который называется Евразия.
На севере ее берега омывают воды Северного Ледовитого океана. На востоке – воды Тихого океана.
б) население России
Учитель: какие народы населяют нашу страну?
Ученик. Россия страна многонациональная. На ее территории проживает более 100 национальностей. Это русские, татары буряты, башкиры, якуты, аварцы, ингуши и др. У каждого народа свои традиции и обычаи: народные песни, танцы, одежда, еда, т. е. своя культура. У каждого народа свой язык. У русских – это русский, у татар – татарский и т. д. Каждый народ селился в определенной местности, и окружающая среда оказывала влияние на жизненный уклад людей. Однако представители разных народов селятся и в других регионах страны. Русские составляют большинство населения Российской Федерации. Русский язык объединяет всех жителей нашей страны. На нем написаны все государственные документы и законы.
Учитель: Как называется столица нашего государства? Наш город?
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
– Что нужно знать о культуре разных народов, чтобы лучше понимать друг друга?
У каждого народа свой язык, обычаи, сказания – своя культура. Однако в каждой культуре правила поведения строятся на главных человеческих ценностях – добре, честности, справедливости, взаимопомощи.
Работа по учебнику с.114-115, чтение.
О каких традициях и культурных событиях вы узнали?
V. Выражение
решения проблемы.
Давайте отправимся в путешествие по просторам нашей Родины.
Учитель предлагает выполнить в группах задания.
Задание: каждая группа из предложенных заданий составляет рассказ по алгоритму о традициях и культуре данной области.
VI. Выполнение продуктивных заданий по теме.
Выступление ребят с опережающим заданием.
Вологодское кружево.
Кубачинские ювелирные изделия.
Тульские самовары.
Работа в рабочей тетради с…. Задание 2
VII. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?
На экране дерево.
Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее, то, что радует глаз, ветви – ваши родители, ствол – ваши предки. А корни – это то, что держит крону - это традиции.
- Как вы думаете, какие традиции вы бы взяли для нашего дерева? ( дети пишут на стикерах, виде листочков свои традиции, объясняя почему выбрали именно их и прикрепляя на дерево)
Всё это и составляет культурное наследие.
VIII. Домашнее задание.
Читать стр.116-117 и выполнить задание в рабочей тетради.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Проверка домашнего задания.
* Отметить учеников, представивших проекты по теме.
Решение проблемы, открытие новых знаний.
* Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы, верно работали по схеме.
* Отметить учеников, которые представляли работу группы.
Выражение решения проблемы.
* Отметить учеников, наиболее полно сформулировавших ответ на ключевой вопрос урока.
Выполнение продуктивных заданий по теме.
* Отметить учеников, которые представляли работу группы.
Итог урока. Рефлексия.
* Отметить учеников, которые сформулировали ответ на ключевой вопрос урока, привели примеры из жизни.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ