Конспект урока для 1 класса «Общественные насекомые»
Конспект открытого урока.
Выполнила: учитель начальных классов Савинкина А.С
Класс: 1
Предмет: окружающий мир
Тема урока: «Общественные насекомые»
УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой.
Проблема исследования: Пауки – это насекомые?
Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование)
Цель: формирование новых знаний о насекомых, создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации.
УУД:
Познакомить обучающихся с разнообразными насекомыми.
Актуализировать первичные знания о насекомых.
Повышать интерес к учебно-познавательной деятельности с помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования.
Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
Формировать умение работать в группе.
Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.
Оборудование: картинки с изображениями насекомых, карточки с заданием, иллюстрация корзины для цветов, цветная бумага, ножницы, компьютер, видеоролик http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/zhivotnyy-mir/nasekomye-raznoobrazie-nasekomyh-udivitelnye-nasekomye, энциклопедическая литература, презентация «Насекомые»
Ход урока.
Этап урока
Действия учителя
Действия обучающихся
1.Организационный момент.
Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала.
Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
Быть активными старайтесь,
Отвечайте, не стесняйтесь!
- Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным.
А какой урок у нас начинается?
Проверим, всё ли готово к уроку (учебник, цветная бумага, ножницы, листок с заданием).
Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу.
2.Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией.
Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе.
На экране вы видите животных, но одно из них лишнее.
На какие группы можно разделить животных?
Какое лишнее?
Верно ребята, бабочка. А к какой группе животных относится бабочка?
Значит о чем сегодня будет идти речь на уроке?
Ну а сейчас давайте вспомним, что мы знаем о насекомых.
1.Где живут (обитают)?
2.Главный признак насекомых?
Грудь
голова
3.Строение тела насекомых. Рассматриванием строение муравья.
брюшко
4.Чем питаются насекомые?
Итак, давайте сделаем вывод:
Насекомые самая многочисленная группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых; истинное их число, вероятно, составляет 1,5 – 2 миллиона. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и многие другие. Насекомые везде и всюду. Многие насекомые питаются растениями, но есть среди них и хищники. Стрекоза охотится на комаров, мошек. Комары-самцы питаются нектаром цветов, самки – кровью человека и животных.
Рассматривают изображения на слайде, называют объекты одним словом.
Распределяют животных на группы, находят отличительные особенности. Обнаруживают, что одно животное (бабочка) не подходит по существенным признакам ни к млекопитающим, ни к птицам.
Речь будет идти о насекомых.
2. Первый признак насекомых (три пары ног)
3. Второй признак насекомых (тело разделено на три части). Желающий ученик подходит и показывает части тела.
Третий признак насекомых (наличие усиков)
Четвертый признак (наличие двух пар крыльев)
4. Растения, нектар, кровь, мелкая живность.
3. Сообщения детей о насекомых.
Ну а сейчас мы отправимся «в мир интересного».
Большинство насекомых живут год или меньше.
• Черный таракан живет 40 суток
• Комнатная муха – от 10 до 30 суток.
• Комары живут от 10 суток до 2 месяцев.
• Рабочие муравьи до 6 лет
• (некоторые около года)
• Муравьиная матка до 15 лет.
• Матка пчелы до 8 лет
Божья коровка
• Божья коровка – спокойный медлительный жучок.
• На ножках у коровки выделяется оранжевое молочко. Оно ядовито и плохо пахнет.
• Питается тлей (которые сосут сок у растений).
• За день съедает 200 тлей.
Подготовленные ученики рассказывают о насекомом.
Загадки.
Рассказывают подготовленные сообщения, слушают интересные сведения о насекомых.
4.Физминутка
Давайте встанем и представим себя бабочками:
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Выполняют движения.
5.Работа над темой урока.
Чтобы узнать точную темы урока послушайте сказку.
Послушайте сказку «Спор животных».
Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные…
-Что же решили животные?
-Каких насекомых выделяют животные?
Вот сегодня мы поговорим о полезных насекомых.
Итак, тема урока: «Общественные насекомые».
-Просмотр видео ролика об общественных насекомых.
-Каких насекомых относят к общественным?
-Почему?
Ну а теперь откроем учебник с. 46 – прочитаем, рассмотрим картинки.
Слушают сказку.
-Оставить всех насекомых, потому что они все нужны.
-Вредных и полезных.
-Просмотр видео ролика.
-муравьи, пчелы, осы…
-Живут большими семьями, заботятся о своем потомстве.
-работа по учебнику.
6. Исследовательская работа.
Цель: создание проблемной ситуации
сформулировать цели исследования.
организовать групповую работу
провести инструктаж
создать условия для осуществления поиска необходимой информации
создание условий для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой.
А сейчас я предлагаю вам выполнить задание: «Хорошо ли вы знаете насекомых?»
(Дети работают с карточками)
- Давайте с нашим помощником (компьютером) проверим задание. (На экране компьютер оставляет правильные варианты ответов).
- Сравните со своим выбором. У кого всё верно поднимите синий цветочек, а кого есть ошибка – красный.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
- Почему же наш помощник – компьютер не относит к насекомым паука?
- Обсудите в паре, можно отнести паука к насекомым или нет?
- К какому выводу пришли. В чьих парах мнения разделились? Почему?
- Поскольку пока мы не можем дать точный ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование на тему: «Паук», пытаясь, как учёные найти решение проблеме «Паук – это насекомое?».
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ
- Давайте спланируем нашу работу. Посмотрите, как и по какому плану проходит работа ученого-исследователя, мы будем работать также.
• Определение темы, проблемы исследования
• Выдвижение гипотезы
• Выбор методов исследования
• Составление плана исследования
• Сбор, обработка информации
• Анализ и обобщение полученных материалов
• Подготовка отчёта исследования
• Обсуждение итогов завершённой работы
- Итак:
Тема исследования: Паук.
Гипотеза: Паук – насекомое (не насекомое).
Методы исследования:
- Подумайте, посмотрите на свои принадлежности, на то, что или кто вас окружает, и скажите, где мы можем узнать о насекомых? (В учебнике, в другой книге, спросить у родителей или у учителей)
На доске вывешиваются методы исследования:
1. «Подумать самостоятельно»
2. «Понаблюдать»
3. «Посмотреть в книгах»
(На доске вывешивается план исследования. Работа организуется по плану).
- Давайте сначала «Подумаем самостоятельно»! Для этого попытаемся сравнить, чем отличаются данные животные друг от друга?
Пчела –
Паук –
Муравей -
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сбор, обработка информации
- Давайте разделимся на две группы и попытаемся доказать наши предположения (гипотезы): паук – насекомое, паук –не насекомое.
- Посмотрите на рисунки с изображением данных животных и охарактеризуйте тело каждого?
- Что далее будем сравнивать? (Количество ног)
(Учитель на доске фиксирует выдвигаемые гипотезы. Сначала проверяется ошибочная гипотеза «Характеристика тела». Далее учитель организует проверку решающей гипотезы, определяется количество ног у предложенных животных. Фиксируются все варианты ответов как правильные, так и ошибочные).
- Чтобы правильно указать количество ног, давайте понаблюдаем. Рассмотрите экземпляры пчелы медоносной с помощью лупы. Посчитайте количество ног. Сколько?
- А что же у паука?
- У паука 8 ног.
- Какой же самый главный отличительный признак класса насекомых? (Количество ног).
- Каких же животных мы относим к насекомым?
- Продолжим наше наблюдение. Рассмотрите, какие части тела можно выделить у насекомых? В этом вам поможет пчёлка и муравей. (Голова, грудь, брюшко).
- Что ещё заметили на голове? (Дети замечают, что есть усики).
- Зачем насекомому усики? Каким методом исследования мы можем воспользоваться, чтобы ответить на этот вопрос? (Обращает детей к плану исследования), (Метод «Посмотреть в книгах»).
- Найти ответ в книге – это самый лучший способ узнать.
(Один ученик зачитывает информацию из энциклопедии ).
Анализ и обобщение полученных материалов
- Посмотрите, нет ли среди материалов, которые мы собрали, лишнего, не относящегося к теме нашего исследования. Оставляем только нужное, определяем главное и второстепенное.
Подготовка отчёта исследования
- Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Защита сообщений
Пауков часто путают с насекомыми. Но в отличие от насекомых, у них не шесть ног, а восемь. Почти все они хищники. А чтобы поймать свою добычу, паук плетет красивую сеть, нити которой липкие. Любое мелкое насекомое прилипает к паутине и становится добычей хозяина.
Обсуждение итогов завершённой работы
7.Итог урока. Рефлексия.
Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата.
-Что узнали на уроке?
-Над чем работали.
-Что понравилось?
-Где были затруднения?
Давайте подарим нашим насекомым корзину с цветами. У вас на столах цветы, вам надо выбрать только один.
Красный цветок – работал быстро, правильно, самостоятельно, активно, узнал много нового, интересного.
Желтый цветок –работал правильно, но с помощью других.
Голубой цветок –работал плохо, ничего нового не узнал.
Отвечают на вопросы учителя, вспоминают все моменты урока.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ