Конспект урока для 2 класса "Реки и озера"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
_____________________ «Реки и озера» ____________________
(Тема урока)
Мельникова Елена Витальевна
МБОУ «Верх-Чебулинская СОШ», пгт. Верх-Чебула, Кемеровская область
Учитель начальных классов
Окружающий мир
2 класс
Тема «Реки и озера». Урок № 31(урок 1)
А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов. «Наша планета Земля» ч. 1. Москва. Баласс. 2010
8. Цель урока: формирование представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины; определение левого и правого берега, притоки левые и правые, притоки 1, 2,… порядка.
9. Задачи:
- обучающие: познакомить с характерными особенностями рек (исток, устье, берега и т.д.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать
-развивающие: развивать коммуникативные способности учащихся и их интерес к предмету через использование информационных технологий, умение работать с географической картой; формировать самообразовательную, информационную компетентность обучающихся
-воспитательные: воспитывать любовь к малой Родине, воспитывать бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды.
Тип урока: - обобщение и систематизации знаний
(на уроке закрепляется пройденный материал и изучается новый)Формы работы учащихся: - индивидуальная, фронтальная и работа в парах.
Необходимое техническое оборудование – индивидуальная карточка «карта полушарий», стакан с водой для опытов, макет возвышенностей; плакаты «Реки и озера» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса», АРМ учителя ПК, доступ в сети Интернет, интерактивная доска, проектор.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
1
Актуализация знаний.
- Начинаем урок окружающего мира. Проверьте, все ли у вас готово. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи на уроке.
Повторим пройденный материал (работа в парах):
Подпишите на карте полушарий все материки.
Проверьте работу своих соседей; докажите, что вы сделали правильно. Оцените работу своих товарищей.
Посмотрите на карту: какого цвета на карте больше? Какой можно сделать вывод?
А как выглядят реки на нашей планете?
(Слушают, проверяют рабочее место)
(работа в парах) Дети подписывают материки.
(Дети проверяют, доказывают, оценивают)
Вывод:
- На карте больше голубого. Значит, вода занимает большую часть на нашей планете.
- На суше тонкие синие линии – это реки.
8
2
Постановка проблемы.
- Отгадайте загадку.
Один сказал, что она тихая, медленная, ленивая, прозрачная. Другой сказал, что она шумная, пенистая, мутная, быстрая. То она широкая, то она узкая.
О чем это?
- Как вы думаете, о чем сегодня будет разговор на уроке?
Какие у вас возникли вопросы?
Слушают.
Дети высказывают свои версии, приходят к выводу, что это река.
- Мы будем говорить о реках.
- Почему реки такие разные?
- Почему река всегда течет?
- Откуда и куда течет река?
2
3
Совместное «открытие» знаний.
«Речная система»
№1.
«Круговорот воды в природе»
№2.
- Ребята, а что нам поможет ответить на эти вопросы?
- Посмотрите на карту. Как обозначены реки? Много ли рек на земле?
Можно ли выделить какие-либо части реки?
- Посмотрите название частей реки по иллюстрации
- Как называется место сбора всех вод реки?
- Как определить правый или левый берег реки?
- Откуда собирается вода в реке?
- А что еще может пополнять запасы воды? Для этого нужно вспомнить круговорот воды.
- А может ли добавить воды в реке маленький дождик?
- Вспомните, ведь даже при маленьком дожде вся вода с крыши дома собирается в водосточную трубу и вытекает струей, как рекой. А сколько воды соберется с водосборного бассейна реки? Представить это мы можем по иллюстрации (проектор)
- Можете ли теперь ответить на вопрос, почему река всегда течет?
- Но реки текут не только во время дождя. Давайте понаблюдаем за водой во время опыта. (Учитель показывает опыт)
- А вот определить, куда течет река, вам поможет карта.
Обратите внимание, можете ли вы сами определить, где начало реки?
-Как вы думаете, маленький ручеек может быть сильным, могучим? Может ли обыкновенный журчащий, веселый ручеек менять земную поверхность?
- Тогда я советую вам послушать необычную сказку о ручейке на с.108 (читает учитель).
Словарная работа:
Русло, долина: Русло – углубление в грунте, по которому течет водный поток;
Долина – удлиненная впадина (вдоль речного русла, среди гор).
- Карта, учебник, тетрадь и опыты.
- Реки на карте – как тонкие синие ленточки. Обозначены только самые крупные реки, а более мелких на карте нет.
- Можно увидеть начало, конец реки. Только определить, какое из них начало, невозможно. Есть и маленькие ответвления. Однако к реке они текут или от реки, мы определить не можем.
Дети работают с интерактивной доской.
- Водосборный бассейн реки. Он включает в себя все мелкие речки и речушки, ручейки и родники.
- Если плыть по течению, то слева – левый берег, а справа – правый берег. Работа в тетради с.33, № 2.
- Это могут быть осадки.
(Дети посмотрели, вспомнили)
Работа в тетради с.33, № 3.
(Дети высказывают свои мнения.)
(Дети работают с иллюстрацией и делают вывод.)
- Вода в реку собирается со всего водосборного бассейна из множества ручейков, речек и речушек. Добавляют воду в реку и различные осадки, так как в природе идет круговорот воды.
Вывод:
- Вода собирается и из подземных ручейков.
Ответы детей:
- Мы не знаем, как это определить. Но можно немного порассуждать. Многие реки соединяются с морем. Если бы реки брали начало в морях, то речная вода была бы соленой, а она пресная. Значит, реки в моря впадают. Но есть и реки, которые соединяются с озерами.
- Мы думаем, что этого он не может.
(Слушают и делают вывод)
- Теперь мы знаем, что ручеек очень сильный. Он может образовать даже овраг.
(Рассматривают рисунки и делают вывод)
21
4
Первичное закрепление знаний.
Опыт.
-Попробуем налить воду на плоскую поверхность. Что произошло?
- Какой закон природы подскажет нам, как показать течение реки?
Какой макет возьмем для того чтобы показать течение реки: плоский или с возвышенностями?
- Нальем воды из стакана. Думаю, теперь вы сможете ответить на вопрос «Почему река всегда течет?»
-Теперь вы сможете ответить и на вопрос: «Откуда и куда течет река?»
- И, наконец, последний вопрос: «Почему реки такие разные?»
(наблюдение детей)
-Вода собирается в лужицы или растекается в разные стороны.
-Это притяжение земли.
- Возьмем макет с возвышенностями.
Ответы детей:
- Да, реки начинаются в горах или на возвышенностях.
Ответы детей:
- Реки текут с более высокой земной поверхности в более низкую и впадают в моря или озера.
Ответы детей:
- Шумные, быстрые, мутные реки – это горные, а медленные, спокойные реки, текут по ровной поверхности.
10
5
Итог урока.
- Что нового узнали?
- Как узнали, что помогло?
- Кто из ребят больше всех помог в «открытии» знаний?
- А как работал ты? Оцените себя.
(Дети отвечают на вопросы.)
3
6
Домашнее задание
Читать с.104-108, т.№1, с.33
(Запись домашнего задания)
1
Приложение к плану-конспекту урока
_________________ Реки _________________________
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
«Речная система»
Иллюстрация.
Демонстрация иллюстрации
2
Круговорот воды в природе
Анимация, информационно-практический
модель
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ