Конспект урока для 2 класса «Вода и её свойства. Третье заседание клуба»
Конспект урока по окружающему миру
Класс: 2
УМК: Перспективная начальная школа
Учитель: Тарасова Светлана Юрьевна, учитель высшей категории, МОУ «СОШ№63» г. Магнитогорска, Челябинской области
Тема: «Вода и её свойства. Третье заседание клуба».
Цель: Организовать поисковую деятельность учащихся, направленную на совершенствование навыков работы в группах, обеспечивающих проведение экспериментов.
Задачи:
Повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле
Обеспечить формирование учащимися исследовательских умений в практической деятельности; развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Способствовать формированию в учащихся бережного отношения к воде, как ценному дару природы и источнику жизни.
Планируемые результаты
Предметные
Учащиеся научатся:
Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры использования процесса фильтрования в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать воду как природный растворитель, почву как природный фильтр, очищающий воду от загрязнения.
Личностные
У учащихся будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новым способам действия; ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Учащиеся получат возможность для формирования: самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, принимать роль в учебном сотрудничестве.
Учащиеся смогут научиться: на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные:
Учащиеся научатся: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Учащиеся смогут научиться: строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.
Оборудование:
Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 частях. Федотова О.Н.,ООО «Издательство «Академкнига/Учебник»,2012г
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 2 класс. Федотова О.Н.,ООО «Издательство «Академкнига/Учебник»,2012г
Колбы с водой, прозрачные стаканы, пластмассовые тарелочки, ложки, соль,сахар, строительный песок, глина, воронки, фильтры.
Компьютер, мультимедиа приставка, авторская презентация в PowerPoint 2007 (автор Тарасова С.Ю.).
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Анализ (особенности урока и реализующие задачи)
I.Организация класса.
Введение в тему.
- Приглашаю вас занять определенные места.
- Подумайте, о чем идет речь в загадке:
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
- Какие признаки подсказали вам этот ответ?
- А как признаки можно назвать научно?
- О каких состояниях воды говорят нам эти свойства?
- Дети рассаживаются по группам.
- Это вода.
Учащиеся называют признаки.
(Если учащиеся затрудняются, подсказать).
- Это свойства воды.
- Жидкое, твердое, газообразное.
Распределение по группам проведено заранее, т.к. дети этого возраста еще не могут самостоятельно выбрать лидера и распределить роли.
Введение в тему позволяет продолжить формирование умения формулировать и обосновывать свое мнение, связывает научные знания в систему.
I II. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
Предлагаю вам небольшой тест, который поможет вам проверить, что теперь мы знаем о воде.
- Молодцы! А теперь я предлагаю вам послушать поучительную историю и подумать, как она связана с темой сегодняшнего урока. См. Приложение 5
-Что же мы с вами сегодня попытаемся узнать о воде?
-Итак, какую цель мы поставим на урок?
- Что мы можем сделать, чтобы достигнуть данной цели?
- Как мы можем пронаблюдать за данным свойством воды?
- Что будет предметом исследования?
- Подумайте, как мы будем проводить исследование?
- Как участники группы должны работать, чтобы успешно провести исследование?
- Зачем нам нужны эти правила?
- Руководителем лаборатории сегодня стала Жданова Алёна. Ей слово.
Учащиеся выполняют тест: см. Приложение 1
Дети ставят цель на урок.
Проверить свойство воды растворять разные вещества.
- Соль растворилась в воде, а вата впитала в себя воду и стала тяжелее.
- Мы будем говорить о воде, как растворителе.
Исследовать новое свойство.
Провести опыты.
-Вода.
- Работать в группах.
- Вспомним правила работы в группе.
Алёна Жданова:
- Наша задача - провести опыты и проверить свойство воды -растворять разные вещества. Все готовы?
Слайд 2: оценка результата деятельности: удалось ли достигнуть правильного результата.
Организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.
Активизировать мыслительные операции:
- анализ и синтез;
- сравнение и сопоставление.
На доске (слайд 3) появляется тема исследования «Вода - растворитель».
Цель работы – проверить свойство воды растворять разные вещества
На доске (слайд 4) появляется инструктаж по работе в группе: см. Приложение 2
III. Физ.минутка
- Алёна, вот только, прежде чем приступать к исследованиям, не пора ли нам отдохнуть немного? Ты не возражаешь, если физ.минутку проведу я?
- Спасибо
Дети сопровождают слова учителя действиями.
Психологически важно, чтобы содержание физ.минутки было связано с учебной деятельностью. Это помогает сохранить логику учебной деятельности
IV. Исследовательская деятельность учащихся.
- Но, прежде чем перейти к опытам, давайте проверим все ли в нашей лаборатории готово к работе?
- Какие вещества есть, чтобы обеспечить проведение опыта, в каждой группе?
- А какие есть приспособления, инструменты?
- А также у вас пакет инструкций по проведению опытов.
Каждая группа будет проводить опыт в соответствии с полученным номером. Всем понятно?
- Возьмите бланк с инструкцией №1.
- Прочтите порядок действий – ход работы - на первом этапе. Все понятно?
- Какие наблюдения вести и для чего?
Результаты наблюдений записываем куда?
- Затем сделайте выводы. Куда запишем выводы?
- Итак, все готовы?
Алёна может присоединиться к любой из групп.
- А теперь каждая лаборатория продемонстрирует результаты своего опыта и озвучит выводы о возможностях воды как растворителя для разных веществ. Сделаем общий вывод.
- Где мы можем найти научное подтверждение наших выводов? учебник с.52
- Что скажете?
- Ребята, а как вы думаете, можно ли очистить воду от нерастворимых веществ? Что может в этом помочь?
- Алёна, готова ли ты провести следующий этап работы? Приступай, пожалуйста.
- А теперь продолжим выполнение опытов. Найдите следующую инструкцию №2. Она похожа на инструкцию №1? Порядок ваших действий изменится? Лаборант 6 выполняет опыт, вы все вместе делаете выводы.
- Теперь расскажите о результатах опыта. Сделаем общий вывод.
- Снова проконтролируем результаты наших действий на материале учебника с..53. Ваши выводы?
-Алёна Жданова:
Прошу руководителей групп вытянуть номер опыта.
Дети называют вещества: вода; поваренная соль; речной песок; глина.
- Пробирки, стаканы, воронки, фильтры. (Если дети затрудняются в названиях, помочь)
Алёна Жданова:
- Проводить опыты мы будем по инструкции. Опыт проводит в группе лаборант 1. Записывает результаты лаборант 2. Озвучивать результаты будут лаборанты 3 и 4.
(Дети берут инструкции у учителя)
- Пронаблюдать растворяется вещество или нет?
- В колонку «Наблюдения»
- В колонку «Вывод».
Озвучиваются выводы
Дети оценивают правильность выводов при помощи сигналов.
Далее дети заполняют общие выводы.
- Вычитыванием из статьи учебника.
Наш вывод и вывод учебника совпали.
Дети выдвигают свои предположения. Приходят к выводу о фильтре.
- Я озвучиваю действия, лаборант 5 их выполняет, а вы наблюдаете и помогаете, не мешая его деятельности. Приступаем:
1. Сначала нужно сложить бумажную салфетку вчетверо.
2. Теперь при помощи ножниц скруглим края салфетки.
3. Сложить фильтр в виде конуса, отогнув одну часть;
4. Положить фильтр в воронку, находящуюся в стакане.
Фильтр готов.
Озвучиваются выводы
Дети оценивают правильность выводов при помощи сигналов.
Далее дети заполняют общие выводы.
На основе опытов получить новые знания о воде.
Установить, усвоили ли учащиеся закономерности новых понятий
См. Приложение 3
На доске по мере выполнения работы появляются (слайд 5) выводы:
Вещества могут быть растворимыми и не растворимыми в воде.
Растворимые вещества: поваренная соль. Некоторые вещества: речной песок и глина в воде не растворяются.
Очистить воду от растворимых веществ с помощью фильтра не удается.
С помощью фильтра такую воду
можно очистить.
см. Приложение 3
V. Домашнее задание.
- Дома подумайте, как можно использовать открытые нами сегодня свойства воды. Как вы думаете, что вам поможет в выполнении домашнего задания? Найдите в учебнике эти задания.
С.58 учебника – выполнить задания. (Слайд 6)
- Учебник.
Дети находят в учебнике вопросы и задания.
Выработка умения оперировать полученными знаниями.
VI. Итог урока. Рефлексия.
-Итак, что мы исследовали? Что хотели узнать? Как вы считает, мы достигли поставленной цели?
-Оцените результаты своей деятельности с помощью листа самооценки, выбрав только одно предложение, в котором записано то, что было самым важным для вас на сегодняшнем уроке и дописав его.
Слайд 7
Слайд 8
См. Приложение 4
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ