Конспект урока для 1 класса "Явления природы"

Открытый урок в 1-ом классе по предмету

«Окружающий мир»

на тему: «Явления природы»


Цели урока: дать учащимся первоначальное понятие о природе в целом; познакомить с понятием «явления природы»; дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года; развивать умения грамотно и выразительно излагать свои мысли; через элементы музыки воспитывать в детях эстетическое восприятие природы.


Задачи урока

Образовательные:

  • расширить и систематизировать представления учащихся о явлениях природы;

  • учить учащихся правильному поведению во время грозы, в жаркий летний период и зимой.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление детей через отгадывание загадок; через проблемные вопросы;

  • совершенствовать восприятие детей при рассматривании изображений явлений природы и их анализе.

Воспитательные:

  • воспитывать умения чувствовать, понимать, любить и охранять красоту родной природы.


Оборудование: карточки с изображением времён года, явлений природы; клей; магнитофон, отрывок из музыкального дневника П. И. Чайковского «Времена года», шум грома, мультимедийная доска, компьютер, картинки с лучиками и капельками, картинки радуги.


Ход урока


1. Организационный момент


(Учащиеся сидят по группам. На столе у каждой группы лежат цветные картинки: осенние листья, снежинки, зелёные листья и цветочки)


- Здравствуйте! Я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира, где вы узнаете много интересного! Ребята, давайте улыбнемся друг другу и подумаем,  как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Глубоко вдохнем и выдохнем, выдохнем вчерашние обиды, зло и тревогу. Вдохнем свежесть осеннего дня, тепло солнечных  лучей.

2. Вступительная беседа


- Слушаем стихотворение.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг... (Природа)


3. Работа по теме урока


- Какие чувства вызвали у вас строки этого стихотворения? (Радость, любовь, хорошее настроение)

- А заметили ли вы, о каких природных явлениях говорит автор? (Туча, ветер, гроза, гром, туман)

- Ребята, в природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идёт дождь, то выпадает снег, то появится на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а  осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Так о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (О явлениях природы)

- Тема сегодняшнего урока «Явления природы». (Слайд №1)

- Очень многие явления природы связаны со сменой времён года. Сколько вы знаете времён года? (Четыре)

- Перечислите какие вы знаете времена года, начиная с лета. (Лето, осень, зима, весна)

- И мы с вами сидим в 4 – х группах. Вы догадались почему? (Да! У нас на столе лежат картинки: снежинки, зелёные листочки, цветы, разноцветные листья.

- В какое время года можно увидеть снежинки? (Зимой. На стол ставится табличка «Зима». Так по очереди расставляем все таблички времён года) (Приложение 1)


- Для выполнения следующего задания нам понадобятся глазки. Они должны быть очень зоркими. На экране появятся движущиеся предметы, а вы следите за ними только глазками и голову не поворачивайте. Кивните головой, если вам понятно задание.


Физкультминутка (Слайд №2)


(На интерактивной доски под музыку ходит «листочек» или «солнышко», а дети глазками повторяют все его движения)


- Почему я приготовила именно эту разминку? (Листья, осень)


- Посмотрите, на вашем столе лежат картинки. А что изображено на них?

( Явления природы) (Слайд № 3)


- Вы должны выбрать картинки, которые соответствуют вашему времени года и создать коллаж. Те картинки, которые не относятся к вашему времени, отложите в сторону. Теперь подумайте, кто какую работу будет выполнять?

(Во время работы звучит отрывок из музыкального дневника П. И.Чайковского «Времена года». (Трек № 1)

Дети создают дружно коллаж из картинок определяющих время года данной группы и дополнительного материала: снежинок, цветов и т. д. Работы учеников вывешиваются на доску и в течение урока обсуждение созданных работ)

(Приложение 2)

Осень: листопад, дождь, первый снег.


- Какое время года сейчас? (Осень) (Слайд № 4)


- Посмотрите на нашу первую осеннюю работу и скажите, какие слова вы будите использовать, чтобы нарисовать осень? (Дождь, слякоть, листья, тучи и т. д.)

- Давайте прочитаем стихотворение о дождике на с. 43.

- Почему про осенний дождь говорят - моросящий, холодный, нудный? (Ответы)

- А про какой дождик, можно сказать " плачет" - про ливень или моросящий? (Ответы)

- А знаете ли вы, что бывают такие места, где человек под дождем остаётся совершенно сухим, потому что и сам дождь: сухой. Это явление наблюдается в пустынях, где воздух сам по себе очень сух. Облака - редкое явление, и еще реже выпадает дождь. Но даже когда это бывает, дождевые капли испаряются в воздухе, не достигнув земли. Вы видите, как идет дождь, стоите под ним, но не чувствуете.


Зима: снегопад, иней, метель.


- Какое время года наступает после осени? (Зима) (Слайд №5)

- А теперь посмотрим на панно «Зима» и убедимся, что ребята, верно, выполнили задание.

- В какие игры вы любите играть зимой? (В снежки, кататься на коньках и лыжах)


Физкультминутка (Слайд № 6)


- Все встали и повторяйте за мной движения. (Лыжи, снежки, мороз)


- О чём нужно помнить зимой, когда гололёд и мороз? (Одеваться теплее, не кричать, не ходить где скользко)


Весна: ледоход, сосульки, таяние снега.

Загадка о весне (Слад №7)

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ... (Весна) (Слайд № 8)


- Какие явления мы видим на вашей работе?

- Почему нельзя стоять под крышей дома, где свисают сосульки. (Может упасть на голову и т. д.)


Лето: радуга, туман, гроза. Запись грома (Трек №2)


- О каком явлении мы будем говорить? (О громе и грозе)

- В какое время года бывает это явление? (Летом) (Слайд № 9)

- Гром чаще всего бывает с грозой, а знаете ли вы, что в глубокой древности все люди боялись грозы. Они думали, будто это страшный великан мечет на землю огненные стрелы.


- Покажите, как вы боитесь грома. (Наклоняют голову к парте, закрывают глаза)


- Представляете, если вас гроза застанет в лесу, где нельзя прятаться? (Под деревьями)


На слайде – радуга (Слайд № 10)


- Ребята, мне кажется самое красивое явление природы – это радуга. Послушайте сказку К. Ушинского «Солнце и радуга». Кто умеет читать, вы можете следить по учебнику на с. 42.


- О каких явлениях природы говорится в тексте? (Дождь, радуга)


- Сколько цветов у радуги? (Семь: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)


- Я держу цвета радуги, но как их распределить не знаю. Может вы мне поможете?

(Фразы - подсказки «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Как однажды Жан – звонарь голубой сломал фонарь» и на доске появляется радуга)

- Чего–то не хватает на нашей картине? (Ответы детей. Прикрепляется на доску солнце и деревья)


- Какое настроение у вас вызывает – радуга? (Радость, счастье и т. д.)


- Слово «Радуга» похоже на слово «радость». И действительно радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. Знаете, ребята, а в старину радугу называли «Райская дуга» и верили, что она приносит счастье.


4. Итог урока. (Рефлексия)


- О чём мы сегодня говорили на уроке?

- Удивило вас что-либо на уроке?

- Ребята, у вас на столе лежат солнечные лучики и капельке дождя. Кто сегодня что – то узнал новое, вас что – то удивило, прикрепите – лучики. А кто считает, что он всё знает– капельки. (На доске мы видим результат работы на уроке)


- Спасибо за урок! (Дарю всем солнышки) (Слайд № 11)









Используемые учебники и учебные пособия 


  1. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» М.: Вентана-Граф, 2010г. (учебник и рабочая тетрадь)

  2. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» // Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2006г.

  3. Дьячкова Г.Т. «Окружающий мир». Внеклассные занятия на тему «Времена года». – Волгоград: Учитель, 2007г.

  4. Науменко Г.М. Русские народные загадки. – М.: Детская литература, 2001г.

  5. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» - М.: ВАКО, 2009г.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ