Конспект урока на тему "ОБЫЧАИ РАЗНЫХ СТРАН"
Технологическая карта урока 47 Тема: ОБЫЧАИ РАЗНЫХ СТРАН.
Педагогическая цель
Формировать представление о разнообразии национальных характеров, праздников; познакомить с некоторыми праздниками и обычаями.
Тип, вид урока
Открытие новых знаний
Планируемые результаты (предметные)
Обучающийся научится: называть обычаи своей страны, местности; получит возможность научиться: различать обычаи разных стран.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Личностные. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; представления о здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные. Обучающийся научится: понимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям (критериям); получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.
Коммуникативные. Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Формы и методы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический
Основное содержание темы, понятия и термины
Национальные характеры, обычаи, праздники, еда, одежда.
Образовательные ресурсы
Политическая карта мира. Фотографии, иллюстрирующие обычаи разных стран. Книги о национальной кухне, детских играх, национальных костюмах.
С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка – М. - 1992г.
Сценарий урока
Этап урока, цель
Методический прием
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Текущий контроль
УУД
осуществляемые действия
формируемые умения
1
2
3
4
5
6
I. Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся к уроку; эмоциональный настрой на урок
Фронтальная беседа
Здравствуйте, дети. Давайте проверим ещё раз готовность к уроку. У вас на столе приготовлены учебники, рабочие тетради, пеналы. Можно сесть на свои места.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость на веселое стихотворение, пробуждающее любознательность
Наблюдение учителя
II. «Наблюдаю мир вокруг меня».
Познавательные УУД: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи; выполнение учебных действий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, явлении.
Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения.
Фронтальная беседа
- Кто сегодня хочет поделиться своими необычными, удивительными наблюдениями? Мы послушаем с большим интересом.
Работа по плану: (план на доске)
В начале каждого времени года обсуждение, небольшая характеристика времени года и текущего месяца.
Погода на день урока.
Необычные события в природе, произошедшие на этой неделе.
«Как я наблюдаю мир»: тот из учеников, кто сумел увидеть что-то интересное, рассказывает об увиденном.
Отвечают на вопросы согласно предложенному плану, рассуждают, приводят примеры.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи; строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, явлении; строят речевые высказывания в устной форме.
Устный опрос.
1
2
3
4
5
6
III. Актуализация опорных знаний, постановка цели урока.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация.
Личностные УУД: наличие познавательных интересов. Познавательные УУД: общеучебные – понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; логические – умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; установление причинно – следственных связей. Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи.
Беседа.
Наш мир красив и разнообразен.
На прошлом уроке мы говорили с вами о разнообразии стран, о том, какие разные на свете города и люди, живущие в них.
- Вспомните, в каком городе вы живете?
- В какой области?
- В какой стране вы живете?
Отвечают на вопросы. Слушают ответы одноклассников. Формулируют гипотезы
Размышляют над вопросами, высказывают предположения. Устанавливают причинно-следственные связи
Устный опрос
Игра. Разгадывание ключевого слова.
Давайте попробуем все вместе найти одно важное отличие между людьми, живущими в разных странах. А для этого ответьте на вопросы, связанные со знанием сказок.
Из выделенных букв ответов на загадки должно сложиться задуманное мною слово («ОБЫЧАИ»).
Вопросы:
Где расположено царство славного Салтана? (На море-океане).
Как называлась чудесная обувь Маленького Мука? (Волшебные башмаки).
Сапоги, надевая которые без труда преодолеваешь большие расстояния.
Отгадывают загадки, составляют ключевое слово из ответов на загадки.
Используют знаково-символические средства для решения задачи, формулируют собственное мнение, учатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Устный опрос.
1
2
3
4
5
6
(Скороходы).
Всеми любимый герой, друг крокодила Гены и «неизвестный науке зверь»? (Чебурашка)
Она искала братца своего Иванушку? (Алёнушка).
На её конце Кощеева смерть? (Игла).
Постановка цели урока.
- Скажите, о чём мы хотим сегодня узнать на уроке? (Об обычаях разных народов).
Словарная работа.
Определяем значение слова «обычаи» (на уровне понимания детей)
Обычай – это традиционно установившиеся правила общественного поведения. Народные обычаи (так принято, заведено).
Традиция – это, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (вкусы, обычаи).
Слушают и запоминают
Уясняют смысл понятия
Работа со словарём, или выпиской из словарной статьи.
Составление плана работы на уроке.
Все мы разные. А что же в нас различного? (культура, цвет кожи, внешность, одежда, еда, занятия, приветствия, праздники).
Таблички с пунктами плана урока вывешиваются на доску: приветствия, одежда, питание, праздники.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Познавательные УУД: общеучебные – осуществление поиска нужной информации в учебнике; логические – осуществление анализа, сравнения объектов.
Работа по материалам учебника (с. 39)
Давайте проверим наши предположения о том, чем различаются люди разных национальностей.
Открываем учебник стр. 39. (по закладке)
Что вас удивило в этой статье учебника?
Работают с учебником, рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы.
Составляют вопросы по тексту. Девочки задают вопрос мальчикам, мальчики – девочкам.
Наблюдение учителя
1
2
3
4
5
6
Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные УУД: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Физкультминутка.
Встаньте, пожалуйста, у своих парт и попробуйте мне ответить на вопросы по-болгарски. Если «да». То вы мотаете головой и машете руками, а если «нет», то вы мне киваете. Начинаем:
Сейчас на улице лето?
За окном распустились цветы?
На улице ещё лежит снег?
Скоро будет Новый год?
У вас хорошее настроение?
Показать на карте мира Болгарию.
Выполняют движения
Осуществляют профилактику утомления
Наблюдение учителя
Работа с иллюстрациями учебника
(с. 39)
Рассмотрим иллюстрации в учебнике на
стр. 39.
- Кто догадался, что делают люди на первой картинке? (Здороваются)
А о том, как здороваются в других странах нам расскажут ваши одноклассники.
(Сообщения детей по теме).
Дружелюбные японцы кланяются, как и китайцы. Впрочем, сейчас знакомые приветствуют друг друга излюбленным жестом актеров и политиков — сцепленными руками, поднятыми над головой. А наш жест приветствия — ладонь, обращенную
Работают с учебником, рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы.
Выступают с сообщениями по теме урока.
Осуществление поиска нужной информации в учебнике, выступление с сообщением, умение работать перед классом, планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Наблюдение учителя. Устный опрос.
Показывает на карте страны, о которых идет речь в сообщениях.
1
2
3
4
5
6
к собеседнику, раскачивающуюся влево-вправо — японец истолкует как жест прощания.
Италия. Люди друг другу говорят «Чао!».
Индия. Люди в знак приветствия руки складывают вместе и уважительно прижимают их к груди.
Россия. Люди при встрече желают друг другу здоровья и обмениваются дружеским рукопожатием.
Физкультминутка.
Какие приветствия вам больше всего понравились? Встаньте у своих парт. Поздоровайтесь друг с другом по-итальянски, по - японски, по - индийски, по-русски.
Выполняют движения
Осуществляют профилактику утомления
Наблюдение учителя
Работа с иллюстрациями учебника
(с. 39)
Словарная работа:
Сари, кимоно, килт.
В центре вы видите иллюстрацию, на которой люди по-разному одеты.
Кто знает ответ на вопрос, почему люди в разной одежде? (Они из разных стран)
Например, такую юбку – килт – носят мужчины в Шотландии. (Страна на карте)
Ученики нашего класса расскажут вам, как одеваются в разных странах.
Сообщения «Одежда в разных странах».
В Индии носят сари. Это куски шелковой ткани, около 6 метров, обмотанные вокруг тела. Под сари надевают юбки и короткие блузки.
В Японии носят кимоно. Одежда крепится на теле поясом оби, который располагается на талии. Вместо обычных пуговиц используют ремни и веревочки. Отличительной чертой кимоно являются рукава соде, которые обычно которые намного шире толщины руки. Японское традиционное одеяние похоже на халат.
Работают с учебником, рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы. Выступают с сообщениями по теме урока.
Осуществление поиска нужной информации в учебнике, выступление с сообщением, умение работать перед классом, планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Наблюдение учителя. Устный опрос.
Показывает на карте страны, о которых идет речь в сообщениях.
1
2
3
4
5
6
3. Национальный костюм итальянцев отличается яркостью. Мужчины носили штаны чуть ниже колен, белую рубаху, куртку или безрукавку, а женщины — длинную юбку в сборку или в складку, рубаху, вышитую, с широкими рукавами, пестрый передник, и головной платок. Обязательны были украшения.
Работа в рабочей тетради стр.34.
Словарная работа:
Сарафан, кокошник.
Давайте проверим, как вы запомнили во что одеты люди в других странах? Поработаем в парах. Откройте рабочие тетради на странице 34. Посоветуйтесь с соседом по парте и определите, кому принадлежит костюм.
Какая из этих женщин живет в России?
Какие элементы русского костюма вы знаете?
Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Эти рубахи имели длинные рукава.
Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
Кокошник — в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Работают с тетрадью, рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы.
Осуществление поиска нужной информации в учебнике, выступление с сообщением, умение работать перед классом, планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Наблюдение учителя. Устный опрос.
Показывает на карте страны, о которых идет речь в сообщениях.
Работа с иллюстрациями учебника
(с. 39)
На картинке справа внизу вы видите, что люди едят разную еду. В каждой стране есть своё национальное блюдо.
Сообщения детей о блюдах национальной кухни.
В Японии люди в основном питаются отварным рисом, лапшой с овощами, рыбой. Мяса японцы едят очень мало. Особенно любят соленые и квашеные овощи. В Японии едят специальными палочками.
Итальянцы любят спагетти – тонкие
Работают с учебником, рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы. Выступают с сообщениями по теме урока.
Осуществление поиска нужной информации в учебнике, выступление с сообщением, умение работать перед классом, планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Наблюдение учителя. Устный опрос.
Показыва-ет на карте страны, о которых идет речь в
1
2
3
4
5
6
макароны из пшеничной муки. Их готовят с сыром, томатом, рыбой и мясом.
В Индии не принято есть мясо коровы – это священное животное. Индусы любят острую пищу, орехи и фрукты. Имейте в виду, что в Индии в порядке вещей кушать руками (вернее, ТОЛЬКО правой рукой), без использования столовых приборов.
Особенность блюд русской кухни в том, что пища готовилась в печи. Еду варили, тушили, томили. Овощи солили, мочили и квасили. Пекли блины, оладьи и пироги.
сообщениях.
Работа с иллюстрациями учебника
(с. 39)
Словарная работа.
У нас остались две картинки, на которых изображены народные праздники.
Кто знает, как называется праздник, изображенный на картинке внизу?
Внизу – карнавал. (Народное празднество с уличным маскарадом). Все жители выходят на улицу, пляшут и веселятся.
А справа вверху мы видим тоже народные гуляния. В какой стране праздник?
-Какой народный праздник вы отмечали недавно?
- Как готовились к празднику?
- Как вы веселились?
Работают с учебником, рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы. Выступают с сообщениями по теме урока.
Осуществление поиска нужной информации в учебнике, выступление с сообщением, умение работать перед классом, планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Наблюдение учителя. Устный опрос.
Показывает на карте страны, о которых идет речь в сообщениях.
V. Контроль знаний. Подведение итогов.
Выявление уровня знаний
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме.
Закрепляющая игра.
Нам в класс пришли по почте письма. Попробуйте узнать из какой страны они прибыли. Для этого ученика каждого ряда должны собраться за партой, на которую положен конверт с письмом, обсудить содержание письма и вписать ответ.
Мы приветствуем вас, сложив руки вместе и уважительно прижав их к груди. Чтобы
Отвечают на вопросы, угадывают страны, доказывают правильность ответа.
Построение речевого высказывания в устной форме. Систематизируют полученные знания, строят полные ответы
Устный опрос
1
2
3
4
5
6
Регулятивные УУД: осуществление контроля по результату; принятие и сохранение учебной задачи.
Коммуникативные УУД: умение формулировать свое мнение и позицию.
написать вам письмо мы надели самые красивые сари. Приглашаем вас в гости, но только забудьте про рагу из говядины, зато на столе всегда будут орехи и фрукты в остром соусе. Будем есть все руками! Ваши _______.
Здравствуйте, ребята! Мы пишем вам из страны восходящего солнца. Наши кимоно такого же нежного цвета. Мы приготовили рис, рыбу, лапшу с овощами и специальные палочки для еды. Уважительно кланяемся вам. Ваши ____________.
Чао, бамбино! То есть, привет, ребята! Пышные юбки развиваются на ветру, мы спешим угостить вас особыми макаронами – спагетти. Приезжайте, будет весело. Ваши ___.
Что бы вы ответили своим ровесникам из других стран, как бы рассказали о своей стране?
- Как, по вашему мнению, люди должны относиться друг к другу? К обычаям и традициям другого народа? (Уважать, принимать их)
Рефлексия.
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление контроля по результату; принятие и сохранение учебной задачи.
Коммуникативные УУД: умение формулировать свое мнение и позицию.
Фронтальный опрос.
Ребята, давайте подведем итог урока. Поделитесь своим мнением с одноклассниками.
Сегодня я узнал…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни….
Теперь я могу…
Было трудно…
Я понял, что…
У вас у каждого на парте смайлик. Выберите и раскрасьте тот, который соответствует вашему настроению на уроке.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ