Конспект урока на тему "Природные зоны холодного пояса"
Окружающий мир
Урок 41.
Раздел. Земля – наш общий дом.
Тема: Природные зоны холодного пояса.
Цели:
– ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.
Минимум. Ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать её на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Понятия: ледяная пустыня, тундра.
Минимакс. К концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое ледяные пустыни и тундра.
Максимум. Уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей.
Оборудование: схематическая контурная карта на доске, карточки с иллюстрациями летней и осенней реки, плакат «Природные зоны холодного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»,
Этапы
Ход урока
Включить клип перед началом урока.
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
I.Орг.момент
ΙI. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
-Здравствуйте , ребята ! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся пожелаем тем самым успеха себе и своему товарищу.
-Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке, что мы изучали на прошлом уроке.
(Природные зоны, закон природной зональности)
- Что такое природная зона? (Обширные области со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром)
- Что такое природная зональность?( Смена природных зон от полюсов к экватору)
- Мы с вами на прошлом уроке познакомились с названием природных зон территории России.
- А вот как вы запомнили названия природных зон мы сейчас проверим. На доске таблички с названиями природных зон , расположите в правильной последовательности. Приглашаю по одному представителю от группы для работы у доски. (Ледяные пустыни, тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, пустыни и полупустыни)
– Давайте посмотрим на фотографии в больших папках до голубого листа.
– Ребята, как вы считаете, какому климатическому поясу соответствуют данные иллюстрации? (Мы считаем, что это холодный пояс.)
-А какие природные зоны принадлежат холодному поясу? (Зона ледяных, либо арктических пустынь и тундра)
- Кто догадался какая тема нашего сегодняшнего урока? Чему посвящен наш урок? ( Природные зоны холодного пояса)Слайд №1
- Какие цели мы поставим сегодня на уроке перед собой?
(Познакомиться с природой холодного пояса)
-Какой проблемный вопрос возник?( В чем особенности холодного пояса ? Какие животные и растения там обитают?)Слайд №2
– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)
- Мы с вами сегодня отправимся в научную экспедицию. А что такое экспедиция? Кто ответит на вопрос? (Экспеди́ция — путешествие со специально определённой целью — научной или военной.) Табличка с определением на доске.
- Посмотрите на карту на доске и у себя на столах. Мы будем путешествовать по зоне ледяных пустынь, она у вас обозначена бледно-голубым цветом, и по тундре, которая обозначена у вас фиолетовым цветом. Слайд № 3
-В добрый путь. Слайд №4
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙIΙ. Совместное открытие знаний.
Работа в группах.
- В состав нашей научной экспедиции вошли четыре группы ученых.
I группа: Географы ( Вы будете объяснять нам в чём особенности природных зон. Расскажите нам о климате , природных явлениях)
II группа: Биологи ( Вы будете объяснять нам какие растения живут в этих зонах. Как они приспособились к климатическим условиям)
III группа : Зоологи ( Вы будете объяснять нам какие животные обитают в этих зонах. Как они приспособились к климатическим условиям)
IVгруппа: Экологи (Вы объясните «профессии» растений и животных в экосистеме? Какая здесь экологическая ситуация)
- У вас на столе есть материал, который поможет вам найти ответы на поставленные вопросы.
- У каждой группы на столе есть маршрутный лист, который не даст вам сбиться с правильного пути.
-Прежде чем вы начнете работать в группе , давайте вспомним правила работы в группе. Слайд №5
Правила работы в группе.
.
*Перед работой выберите старшего, прочитайте план работы, договоритесь, кто что будет делать.
*Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
*Работать по плану.
*Задание выполнять добросовестно.
*Каждый из группы должен уметь защищать общее дело.
- Нашим группам даётся время на подготовку, обязательно смотрим в маршрутный лист, старший группы определяет фронт работы.
- Чья группа будет готова , поднимает руку.
- И так время работы групп истекло.
- Прежде , чем наши группы начнут отвечать , давайте немного разомнемся, а то мы с вами в нашей экспедиции по холодному поясу немного замерзли :
Шагаем мы рядом , (шагают на месте)
Рюкзак за плечами,
Солнце на небе( подняли руки вверх и потянулись)
Земля под ногами,(присели на корточки)
Слева –товарищ,(повернуться к соседу справа)
Справа-подруга.(повернуться к соседу слева, дотронуться до плеча)
Встанем на месте –
Поддержим друг друга.(взяться за руки)
- А теперь наша дружная экспедиция готова поделиться своими знаниями.
–Слушаем внимательно первую группу .
- Почему в полярных областях холодно?( В полярных областях холодно, потому что климат полярных областей суров и холоден , так как лучи солнца скользят по земной поверхности и слабо нагревают её) (Распечатанный текст)Папка
- Географы, а как падают на экваторе солнечные лучи ? ( На экваторе солнечные лучи падают прямо, тем самым нагревая земную поверхность) Слайд № 8
- О территории или географическом положении расскажет нам Ксюша Кондрашова, которая подготовила сообщение заранее.(Арктика – край незаходящего солнца летом и затяжной зимней ночи, озаряемой полярными сияниями; мир морозов, метелей, дрейфующих льдов, обширных ледников и арктических пустынь. Ледяная зона – это моря Северного Ледовитого океана вместе с островами. А зона арктических пустынь занимает маленькие лоскутки каменистой суши, на короткий срок освобождающихся из-под снега на островах и на материке (она лишь узкой каймой примыкает к окраине тундр на севере полуострова Таймыр).Слайд №9)(Сообщение)Кондрашова
- О зиме территории ледяных пустынь нам расскажет Барышникова Кристина, она подготовила тоже небольшое сообщение. (Здесь очень долгая и лютая зима, несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается – это полярная ночь. В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния. Это очень суровое время года. Температура падает до −40 °С и ниже, дуют сильные ураганные ветры. )Слайд №10)(Сообщение )Барышникова
- А что вы нам скажите о лете в зоне ледяных пустынь ? (Летом в Арктике – полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. В самый тёплый месяц температура воздуха не превышает
+5 °C. ) Слайд №11(Распечатанный текст)Папка
- Какое самое необычное и загадочное природное явление можно наблюдать в зоне холодного пояса? ( Северное сияние) Слайд №12
- Большое спасибо нашим географам, а теперь настает черед второй группы Биологов ;третьей группы Зоологов и четвертой группы Экологов– эти три группы очень взаимосвязаны, поэтому свои наблюдения они будут высказывать все вместе.
- Ответьте мне на вопрос уважаемые Зоологи .Какие же животные обитают в зоне ледяных пустынь? (Белый медведь, тюлень , морж, гренландский кит, кайры)
Слайд № 13 Смотреть маленькую папку с фотографиями до голубого листа.
-Некоторые ребята, подготовили небольшие сообщения о животных ледяной пустыни.
- Едалова Настя « Белый медведь»
- Алпатов Артем « Морж»
- Сергеев Дмитрий « Песец»
- А у меня появился ещё один вопрос к вам. Кто такой планктон, где он обитает и для кого он приносит пользу?( Учебник с.14)Слайд № 14
- А теперь прошу подключиться наших экологов и объяснить пищевую связь и профессии : планктонных растений, планктонных животных, рыб, морских птиц-кайр. Слайд № 15 ( Учебник с.14) (Мы определили, что в зоне ледяных пустынь «кормильцы» очень малы, но их очень много. Это планктон. В основном в этой зоне встречаются «едоки»: морские птицы, белый медведь, моржи, тюлени, киты.)
-А теперь вопрос к экспертам группы биологов. Какие растения можно встретить на территории зоны ледяных пустынь?( Мох , лишайник) Смотреть фото в большой папке распечатанной папке. Слайд№ 16
- О мхе нам расскажет Шулаков Максим.
-А теперь плавно переходим к природной зоне тундры.
- Что нам расскажут уважаемые географы о климате тундры?
(Суров климат тундры. Лето здесь длится всего один месяц. Уже в сентябре лёд сковывает реки. Земля промерзает насквозь. Часто бывает пурга- сильный ветер со снегом. Снег уплотняется , так, что по нему можно ходить не проваливаясь. Но жизнь продолжается и на снегу, и под снегом.)Слайд№17Распечатанный текст в папке.
-Географы, а почему в тундре много болот, рек и озёр? Учебник с. 17
- А теперь вопрос к биологам. Какие растения можно встретить на территории тундры? (Лишайники , карликовая береза, голубика, мох, морошка , камнеломка, брусника)Слайд№18Распечатанный текст .Папка
- Лена Шайкина расскажет нам о камнеломке.
- Влад Гребенников расскажет о полярном маке.
- Биологи , кто появляется в тундре только летом? Учебник с.17
- А теперь вопрос к нашим зоологам. Какие животные обитают на территории тундры? Слайд № 19Маленькая папка с фото.
- Зоологи вопрос к вам, как же приспособились животные выживать в таких суровых климатических условиях?
( – тело защищено тёплым мехом белого или тёмного цвета;
– под мехом находится жировая прослойка, которая не даёт им замёрзнуть;
– многие из них отличные пловцы;
– почти все питаются рыбой;
– на время зимних холодов животные или залегают в спячку, или перемещаются в более тёплые места;
– некоторые животные встречаются только на одном из полюсов. )Читать по цепочке по одному предложению.
- А теперь вопрос к вам, уважаемые экологи. Чем является мох и лишайники для тундры? ( Это- главные кормильцы в экосистеме тундры)Учебник с. 16.
- Ещё вопрос расскажите о пищевой связи зимой в тундре. Учебник с.15 Слайд № 19
- Экологи, чем опасен снегопад в тундре в середине лета? Учебник с.18
- Почему очень важно максимальное наличие лишайника в тундре? Учебник с.18 - 2-й абзац
– Почему нам нужно относиться бережно к природе ледяных пустынь и тундры? И что для этого необходимо делать? Учебник с.19 Слайд № 21-25
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙΙ. Применение нового знания.
* Задание 3 с.45 в рабочей тетради.
- Ребята , сейчас вы должны посовещаться и ответить на вопрос в тетради.
* (Сейчас я предлагаю вашему вниманию текст «Тундра», а вы должны найти ошибку в тексте и её исправить. Слайд № 26
Текст «Тундра»
Самым крупным обитателем тундры является северный олень. Он питается ягелем и мелкими грызунами – леммингами. Лемминги очень активны зимой под снегом. Питаются травами, мхами. В некоторые годы их разводится так много, что они вынуждены в поисках пищи уходить из родных мест на большие расстояния.
Обитают в тундре и хищники: полярные волки и песцы. Питаются хищники мелкими грызунами (леммингами, полёвками), зайцами, белками, а также птицами. Среди представителей пернатых здесь можно встретить куропаток, гусей, дятлов, полярных сов .
Животные этой природной зоны хорошо приспособились к климату тундры:
- густой мех и перья, подкожный жир спасают их от холода;
- белая окраска меха и оперенья маскирует животных от хищников.
-Какие ошибки вы заметили. Объясните, почему такого не может быть в тундре?
ΙV. Итог урока.
- Вот и закончилась наша научная экспедиция. И нам необходимо подвести её итоги.
- Мы с вами ответили на поставленные вопросы в начале урока? ( Слайд №27)
– Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты?
V. Домашнее задание.
VI.Рефлексия.
- Составить кроссворд, викторину, презентацию по природным зонам ледяной пустыни , либо тундры.
- А сейчас я предлагаю вам перенестись в летний лес , чтобы согреться нам с вами после нашей полярной экспедиции.
- У каждого из вас на столах лежат бабочки( красные , желтые, зеленые). Прикрепите зеленую бабочку на лесную полянку, если вы получили на уроке новые знания, вам было все понятно , комфортно и вы заканчиваете урок с хорошим настроением; желтую,; красную(Слайд № 28)
- А кто сможет сделать предположение о чём мы с вами будем говорить на следующем уроке, посмотрев на данный слайд ( О лесе)
- Кто желает может подготовить сообщение о животных леса.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ