Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме: «Что такое космос?»

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углублённым изучением математики

Невского района Санкт-Петербурга

имени Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина


















Конспект урока окружающего мира

во 2 классе

по теме: «Что такое космос?»












подготовила

учитель начальных классов

Васильева Татьяна Степановна






Санкт-Петербург 2011 г.


Технологическая карта урока по программе «Планета знаний»


Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Форма урока: урок-открытие

Цель: Совершенствование и углубление первоначальных знаний о космосе, звёздах, созвездиях.

Задачи:

Учебные:

  • формирование представлений о космическом пространстве

  • ознакомление с понятиями звезда, созвездия, наблюдение за расстояниями между планетой Земля и другими объектами.


Развивающие:

  • развивать критическое мышление, коммуникативные умения

  • развитие интереса к изучению звёздного неба.

Воспитательные

  • формирование интереса к окружающему миру

  • обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;


Технологии применяемые на уроке:

  • критического мышления

  • лицензионные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) «Игры и задачи с 1-4 классы»

План урока

  • Организационный момент 2мин

  • Проверка домашнего задания 4мин

  • Стадия вызова (заполнение табл.) 6мин

  • Стадия осмысления 6мин

  • Сообщение темы урока. 3мин

  • Физкультминутка 3мин

  • Практическая работа 5мин

  • Презентация 6мин

  • Заполнение таблицы 6мин

  • Рефлексия 4мин












Ход урока

 

I.Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания

-Посмотрите на доску и определите

-Кто относится к литературе?

-Кто из людей является композитором?

-Каких архитекторов узнали?

-Кто из этих людей не относится к искусству?

 Константин Эдуардович Циолковский, жил 1857 - 1935г. Русский учёный-теоретик и исследователь, основоположник современной космонавтики, педагог.


Включение детей в деятельность.

Создание эмоциональной атмосферы.





На доске портреты знакомых людей

А.С.Пушкин

П.И.Чайковский

К.Росси

К.Э.Циолковский (портрет)

III. Стадия вызова

-Заполните таблицу. Впишите в первую колонку все, что знаете о космосе, используя только ключевые слова.

Знаю о космосе

Хочу узнать

Узнал

Солнце



Луна



Звезда



Комета





-Впишите во вторую колонку всё, что хотите узнать. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее. Коллективное обсуждение завершилось.

IV Стадия осмысления

Путешествие с маленьким принцем

-А теперь давайте отправимся в космос вместе с маленьким принцем и сверимся с информацией на слайдах.

V.Сообщение темы урока

-Вы уже догадались о чём пойдёт речь на уроке?

-О звёздах, планетах, солнце

-Как вы думаете, какими планеты кажутся Земли?

(маленькими, большими, не видно)

VI.Физкультминутка

Над землёю ночью поздней

Только руку протяни.

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

VII. Практическая работа

Проведём опыт

1.Возьмите круг, который лежит на парте

2.Поставьте перед глазами. Что видите ? (Ничего)

3.Начинайте медленно его отдалять от глаз

-Что происходит с кругом ?

(Он кажется меньше издалека)

Вывод: Круг кажется меньше, если его отдалять от глаз, а если приближать к глазам, то кажется, что он увеличивается.

-Вот так и со звёздным небом, которое мы можем наблюдать каждый вечер.

-Но вы уже сейчас, наверняка, знаете, какой прибор

помогает изучать звёздное небо?



-Телескоп появился в 1609 году, 400 лет назад и назывался - Дальновидец. Используя мощный телескоп, можно увидеть 1 000 000 000 звёзд. Интересно, что звёзды в телескопе не выглядят крупнее: они находятся на таких огромных расстояниях, увеличение их изображения телескопом совершенно ничтожно. Телескоп звёзд не приближает, просто глазу открываются всё больше участков неба.

VIII. Презентация по материалу учебника

-Солнечная система состоит из солнца и системы планет:

Раз Меркурий.
Два – Венера.
Три – Земля.
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер.
Шесть – Сатурн.
А еще – Уран, Нептун,
И, конечно же, Плутон.
Наше Солнце чемпион! Самой маленькой планетой считался Плутон. Возможно, из-за своей величины ей пришлось покинуть список планет. . Слайд №1

-Самые яркие звёзды на небе имеют своё название, например Альтаир, Вега, Сириус и т.д. Все звёзды, видимые с Земли, входят в то или иное созвездие. Слайд№2

Группу звёзд, объединённых воображаемой линией, называют созвездием. Ещё в древние времена рисунки, полученные из точек звёзд, астрономы назвали созвездиями. В скоплениях звёзд наши предки угадывали фигуры различных животных, предметы, людей, мифологических героев.

- Млечный путь- туманное свечение на ночном небе от миллиардов звезд нашей Галактики. Слайд №3 Полоса Млечного Пути опоясывает небосвод широким кольцом. Особенно хорошо Млечный Путь виден вдали от городских огней.

- Полярная звезда, самая яркая, которая ближе всех расположена к северному полюсу мира. Слайд №4

-Кометы – тела Солнечной системы, имеющие вид туманных объектов, обычно со светлым сгустком-ядром в центре и хвостом. Они принадлежат к числу наиболее красивых небесных тел.  Слайд №5

А теперь положите перед собой таблицы, которые заполняли в начале урока и заполните последнюю колонку.

IX Заполнение третьей колонки таблицы. Проверка.

X.Рефлексия

-Попробуйте разгадать кроссворд:

1) Огромное небесное тело, которое само светится

2) Пространство, окружающее Землю.

3) Крупные небесные тела, которые вращаются вокруг

Солнца и светятся отражённым светом.

4) Наиболее близкая к Земле звезда.

5) Спутник Земли.

6) Планета, на которой мы живём.

-Какое ключевое слово получили? Астроном

-Кто знает, чем занимается человек этой профессии? Астрономия - это очень серьёзная трудная, но и удивительная наука. В старших классах вы будете частично знакомиться с основами науки астрономии.

-На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое у вас настроение? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению сейчас ( солнце, тучка)


Данный методический прием технологии критического мышления возрастных особенностей учащихся.

Цель использования приема на стадии вызова – это актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации знаний по изучаемому вопросу.





лицензионные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) «Игры и задачи с 1-4 классы»


Приложение №1














Комплекс упражнений для снятия утомления с разных групп мышц
















Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость размера от расстояния.




























Приложение №2




Прием демонстрации с помощью мультимедийной презентации позволяет рационально распределить время этапа и урока в целом.

































Приложение №3

Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность.
































При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся.







Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1. Константин Эдуардович Циолковский - биография http://to-name.ru/biography/konstantin-ciolkovskij.htm

2. Разработка урока по теме «Ветер». География, 6 кл. Технология критического мышления. http://vio.uchim.info/Vio_49/cd_site/articles/art

3. Онлайн Энциклопедия Кругосвет http://www.krugosvet.ru/

4. Словари http://slovari.yandex.ru/

5. Лицензионные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) «Игры и задачи с 1-4 классы»

6. Аркадий Хайт  из "Радионяни" По порядку все планеты…

Раз Меркурий.
Два – Венера.
Три – Земля…

Список использованной литературы

1.Учебник по Окружающему миру 2 класс И.В.Потапов, Г. Г. Ивченкова









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ